Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
статья по теме

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями. Педагогическая обязанность каждого учителя  - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_sotrudnichestva.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сотрудничество - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это наши дети, и мы не можем исключить их из сферы нашего педагогического внимания. Педагогическая обязанность каждого учителя  - постоянно и непременно активизировать процесс обучения, включать каждого ученика в активную учебную и учебно-производственную деятельность. Раз есть разные учащиеся, значит, должны быть и разные подходы к их обучению и воспитанию.

       Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.

Стремясь к этой цели, я как классный руководитель использовала в своей работе  некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые способности детей и вызывать у них общественные чувства, – два условия, необходимые для сотрудничества.

Идея трудной цели

       Все учителя объявляют тему урока или нового раздела, но для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, а тема хорошо изучена.  Учеников, в этом случае, объединяет не просто цель – цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, – а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления - сотрудничества с детьми добиться трудно.

Идея ученье без принуждения

        Поскольку в каждом классе занимаются дети с очень разными способностями и поскольку само понятие «педагогика сотрудничества» отвергает деление детей по способностям, разделение  детей даже на уровне помощи или заданий («тебе задача потруднее, а тебе полегче»),  дополнительные занятия, особенно с маленькими детьми, потому что это может вызывать у ребенка подозрение, не считают ли его второсортным. Основная задача этой идеи – дать ребёнку уверенность в том, что он добьется успеха, не допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.

Идея свободного выбора

        Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо где только можно предоставлять им свободный выбор.  На уроках математики можно ставить перед выбором  даже самых маленьких детей, какую задачу решать. Детям можно предоставить право выбора.На уроках труда детям можно дать лишь  тему – «делаем кораблик», «делаем самолеты», «делаем открытку», но как делаем, из чего делаем – это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

Работая с детьми, я сделала вывод:  дети быстро развиваются, когда они играют роль учителей. Так, например: все ученики по очереди проводят в  классе физкультминутки, вслух комментируют  свою работу, как настоящие педагоги.

Идея самоанализа

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя;

Когда ученики знают, что их труд будет оценен не только учителем, но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.

Преимущества педагогики сотрудничества в следующем:

  • Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если они не поняли материал. При совместной деятельности ученики выясняют друг у друга неясные моменты, в случае необходимости не боятся все вместе обратиться к учителю;
  • Каждый со временем понимает, что успех зависит не только от запоминания готовых сведений из учебника, но и от способности самостоятельно приобретать знания и умения и их применять в конкретных заданиях;
  • У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение;
  • Ребята учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями;
  • Развивается чувство товарищества и взаимопомощи.

Большое значение  в данном случае имеет выполнение различных проектных работ не только индивидуального характера, но и коллективного.   (Так, например, в нашем классе мы выполнили большой проект под названием «Растение и свет», в ходе которого ребята учились общаться между собой, с учителем, учились формулировать собственную точку зрения, отстаивать своё мнение)

Обучение в сотрудничестве учит:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров;
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд.

В нашем классе очень ответственно подходят к любого рода поручениям так, например всем классом мы вешали кормушки для птиц, которые ребята предварительно сделали дома со своими родителями. Активное участие в данном мероприятие приняли не только учащиеся, но и родители.

Несомненно, огромная роль уделяется развитию творческого потенциала каждого учащегося не только во время учебной деятельности, но и во всевозможных внеурочных мероприятиях.

Дорог к сердцам и умам учеников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога...     Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые.

 В заключение хочется рассказать несколько заповедей

 «педагогики сотрудничества»

  • Любите ученика.
  • Систематически познавайте ребенка-ученика.
  • Верьте в него.
  • Старайтесь понять его.
  • Станьте другом ученика.
  • Будьте чутки к его духовному миру.
  • Уважайте человеческие достоинства в ученике.
  • Цените поступок, а не личность.
  • Умейте слышать и слушать ученика.
  • Будьте строгими и добрыми.

ДЕТИ  ТОЖЕ ЛЮДИ!!!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.

В  данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя   для  организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков,  в которых реализо...

К.Бальмонт «Аромат солнца» Способы выражения внутреннего мира автора

На уроке учащиеся определяют тему урока, работают  самостоятельно по карточкам, по группам,  составляют партитуру стихотворения....

Основы преемственности - педагогика сотрудничества

Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Тема статьи: «Сотрудничество как главное условие успешного и конструктивного взаимодействия учащихся и учителя или школа без агрессии».

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как “гуманный подход”, “педагогика сотрудничества”, “личностно-ориентированное воспитание”. В современной парадигме образования ученик н...

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности

Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности...