Обобщение опыта по здоровьесберегающим технологиям
статья по теме

Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Поэтому, одна из основных задач школы - найти возможность проявления учащимися своей индивидуальности, обнаружить  интересы и склонности, сохранив при этом здоровье, через увлекательность и интерес к обучению, если рассматривать здоровье как систему, включающую в себя   здоровье   умственное,    нравственное,    физическое,   духовное   и психическое.           

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 3. Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока.

Критерии

здоровьесбережения

Характеристика

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса

и доски, монотонные неприятные звуковые

раздражители

Температура в

классе:

Зима-18-20° Весна-18-22° Осень-16-22°

Влажность:

30 - 50 %

Освещенность:

Кео=1,5%

Ксв =0,25

Температура в

классе:

Зима-17-22°

Весна-17-23° Осень-15-22°

Влажность:

25 - 60 %

Освещенность: Кео=1,4%

Ксв =0,26-0,27

Температура в

классе:

Зима-< 17 и >22°

Весна-< 17 и > 23°

Осень-<15и >22°

Влажность:

< 25 и > 60 %

Освещенность:

Кео<1,4%

Ксв > 0,27

Количество видов

учебной

деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чте-ие, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т.д.

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Не более 10 мин.

11-15 мин.

Более 15 мин.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный,

самостоятельная работа, аудиовизуальный,

практическая работа, самостоятельная работа

Не менее 3-х

2

1

Наличие и место методов,

способствующх активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Не менее 6-8

4-5

Менее 4


Критерии

здровьесбережения

Характеристика

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно рациональный

нерациональный

Место и

длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

В соответствии с САНПиНами

С частичным соблюдением САНПиНов

Произвольное использование

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов     деятельности требует смены позы

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Учитель наблюдает за учениками

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется

учителем

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

На 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствует

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Присутствует в полной мере

Присутствует частично

отсутствует

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке:

Учитель-ученик (комфорт - напряжение,

сотрудничество - авторитарность, учет возрастных

особенностей);

Ученик-ученик (сотрудничество - соперничество,

дружелюбие - враждебность, активность -

пассивность, заинтересованность - безразличие)

Преобладают

положительные

эмоции

Имеются случаи

отрицательных

эмоций.

Урок эмоционально

индифферентный

Преобладают

отрицательные

эмоции


Приложение 4.

На какие особенности школьников должен обращать внимание учитель при подготовке и организации урока?

Характеристика возрастных особенностей развития психики школьников и способы работы учителя на уроке

Возрастные

периоды

школьника.

Психологи-

ческие па-

раметры

Базовые психологи-

ческие потребности

Память

Мышление

Внимание

Эмоции, чувства

Воображение

Воля

1

2

3

4

5

6

7

8

Младшие

школьники

Потребности в са-

моразвитии, игре,

подражании. Вспо-

могательные пот-

ребности в свободе

выбора и вооружен-

ности (опытности)

Небольшой объем

кратковременной

памяти. Время

хронения инфор-

мации всего нес-

колько минут.

Объем и время

хранения долгов-

ременной памяти-не ограничено

Доминирует

конкретно-образное

мышление

Малая устойчи-

вость внимания,

его произвольность

отсутствие

избирательного

аппарата воспри-

ятия

Усиливается

сдержанность и

осознанность в

проявлениях эмо-

ций. Проявляется

большая уравно-

вешенность, чем у

дошкольников и

подростков

Значительно уве-

личивается коли-

чество признаков

и свойств в обра-

зах, приобретаю-

щих полноту и

конкретность. Раз

вивается

репродуктивное воображение, складываются предпосылки для творческого воображения

Слаба и неус-

тойчива. Непроиз-

вольные поступки

часто преоблада-

ют над произ-

вольными. Отсут-

ствует уверен-

ность в своих

силах. Проявляется импульсивность    в действиях

Деятельность

учителя

Удовлетворение по-

требностей детей в

разнообразных играх;

в ручном и

вербальном твор-

честве (включая

сказкотворчество).

Предоставление детям

свободы вы-

бора средств удов-

летворения своих

потребностей в рам-

ках перечисленных

видов деятельности.

Предмет анализа для учителя - активность, состояние здоровья, продукты игровой и творческой деятель-

ности.

Опора в обучении

на наглядные

образы, конкретные

материалы,

примеры. Исполь-

зование приемов:

соотнесение, деле-

ние текста на части,

предварительное

объяснение,

структурирование

материала, поста-

новка конкретной

задачи на запоми-

нание

Опора на принцип наглядности; показ связей, сущест-вующих между отдельными элементами усваива емых сведений, переход от изучения конкретных предметов, явлений и отношений между ними к раскрытию причин

явлений, а затем -к их объяснению. Обучение учащихся приемам умственной деятельности: анализу, сравнению, обобщению, абстрагированию. Постановка учебных задач и организация их решения учащимися в логике научного познания

Использование доступного учебного материала. Создание ситуаций успеха, эмоционального переживания, занимательности,

увлекательности. Вовлечение учащихся в творческую деятельность


Организация доброжелательного взаимодействия с детьми; создание ситуаций успеха; применение элементов соревнования, игры; использование образов представления и воображения для проявления детьми переживаний и сопереживаний; использование произведений литературы, живописи, музыки

Использование игровых ситуаций "Опора на коллективный образ, предметы, на слово, которое дает возможность создать новый об-раз. Обучение уча щихся умению выделять признаки предмета или явления, создавать целостный образ. Использование метода проектирования для формирования проективных представлений


Создание ученику
объективной воз
можности успеха в
решении задач.
Предъявление
ребенку заданий
оптимальной
сложности.

Организация дея-    ' тельности. при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий



Предварительный просмотр:

В любую историческую эпоху в любом государстве школа решает три основные задачи: обучать, развивать, воспитывать. Решаются они в основном в процессе преподавания учебных предметов, через их содержание и с помощью ведущих методов обучения и технологий обучения.

Важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений и навыков в определенной системе с учетом всех особенностей детского возраста и особенностей каждой личности, то есть необходима концепция индивидуализированного образовательного процесса, который включает в себя следующее:

  1. приоритет здоровья: все имеет смысл, пока мы здоровы;
  2. комфорт духовный и материальный;
  3. каждая личность индивидуальна и уникальна;
  4. красота формирует личность;
  1. все лучшие качества развиваются там, где есть творческое отношение к жизни.

Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на школу ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни. Поэтому, одна из основных задач школы - найти возможность проявления учащимися своей индивидуальности, обнаружить  интересы и склонности, сохранив при этом здоровье, через увлекательность и интерес к обучению, если рассматривать здоровье как систему, включающую в себя   здоровье   умственное,    нравственное,    физическое,   духовное   и психическое.             

Сухомлинский утверждал,  что «…забота о  здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил  ...  и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота


о гармоничной  полноте  всех физических и духовных  сил,  и  венцом  этой гармонии является радость творчества».

Учитывая выше сказанное следует, что учителю необходимо строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся, через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры, организацию режима труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности учащихся, замедлить ход утомления и исключить переутомление.

Утомление - это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении  работоспособности, в неспецефических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. С точки зрения физиологии, утомление - это диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических ресурсов. Его не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышение функциональных возможностей. Действительно отрицательное воздействие на здоровье оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

О развитии утомления у школьника  свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличение числа ошибок и время
выполнения заданий;        

2. ослабление    внутреннего    торможения:  наблюдается    двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Учитель может обратить внимание на нетерпеливое ерзанье ученика на

стуле в ожидании звонка, изменение почерка, динамизма телодвижений. У многих детей проявляются вегетативные реакции: потливость рук,


покраснение лица, изменение частоты пульса. Они могут пожаловаться на головную боль, неприятные ощущения в животе. Часто учащиеся младших классов или работающие с компьютером пытаются помочь себе сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью. Этот признак утомления нередко принимается учителями за включенность в работу. Об утомлении нескольких учащихся свидетельствует и шум в классе.

Общими для разных видов утомления являются характерные симптомы физиологического дискомфорта: появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела, отрицательных эмоций типа раздражительности, нервозности, чувства бессилия, иногда - агрессивности. Типично и ухудшение внимания, от которого зависит качественное выполнение практически любого вида работы. Меняется отношение к работе - она становится неприятной, появляется желание отдохнуть. Внешним проявлением любого вида утомления является снижение скорости и ритмичности в выполнении заданий с увеличением числа допускаемых ошибок.

Главными   причинами,   вызывающими  утомление  учащихся,   можно считать следующие:

 - профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;

 - негативные особенности традиционной системы школьного обучения;

 -перегруженность школьных учебных программ и интенсификация
 учебного процесса;        

 -переполняемость     классов     учащимися (более     20     человек),        затрудняющая  индивидуализацию учебно — воспитательного процесса;

 -несоблюдение гигиенических условий в школе и классах;

                

 -нарушения    организационно    -    педагогических   .требований    к
проведению образовательного процесса и т.д.


Состояние утомления быстро наступает у школьников с ослабленным здоровьем (особенно младших классов), при неблагоприятных гигиенических условиях в классе - даже при умеренной учебной нагрузке. К гигиеническим условиям, способным вызвать у учащихся состояние физического дискомфорта, перерастающее в утомление, в первую очередь относится:

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);

-повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при
недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового
отопления или электрических обогревателях;

-неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода,
в частности от работы электрических обогревателей; накопление в воздухе
веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е. обычными
выделениями человеческого тела - то, что называется плохо проветренным
помещением;

-нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки,
когда при неправильной организации вентиляции (школы, класса) в классные
помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе
которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся (особенно
отвечающие у доски) и учитель;        

i

-воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих
проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном
воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например,
жужжание ламп дневного света);        

-        недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);

-физический дискомфорт от неудобства положения тела, длительно
фиксируемой позы, что обычно возникает пои несоответствии
размера парты


(стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «бояться пошевелиться"» (обычно в начальной школе и детских садах);

-длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).

Повышают вероятность наступления этого состояния, особенно на последних уроках, плохо организованные перемены, во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, «сбросить» накопившуюся на уроке усталость. В результате происходит кумуляция утомления, физиологически неоптимальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем, кровообращения.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервно-психической сферы школьника, величины и характера нагрузки. Учащиеся чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности, даже легкой.

Умственная нагрузка - не единственная, приводящая к утомлению. Большие нагрузки испытывают зрительный и слуховой аппараты ребенка, соответственно развиваются зрительное и слуховое утомление. Длительное сидение за партой, особенно в неудобной позе, гиподинамия являются мощными факторами развития позотонического утомления, отрицательные последствия которого хорошо известны: искривления позвоночника, сколиозы, остеохондрозы и другие заболевания костно – мышечной  системы.

Чрезмерные физические и двигательные нагрузки на уроках труда и
физкультуры служат  источником развития мышечного  и двигательного
утомления, выраженные степени которого также нежелательны.        

Признаки утомления,  как оправило, не стойкие. Во время отдыха на перемене или после возвращения из школы они быстро исчезают.      


Но может ли профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность учителями здоровьесберегающих образовательных технологий. Главный отличительный признак этих технологий - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. Их реализация достигает цели в полной мере лишь при осознании ответственности за сохранение здоровья учащихся.

Выделяют два типа здоровьесберегающих технологий - организационные и педагогические.

К первому типу относятся технологии, создающие условия безопасного для здоровья обучения.

Педагогические (психолого-педагогические) технологии включают все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика - на информационном, психологическом и биоэнергетическом уровнях.

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью  учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной
характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как  

решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.        

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:

- «Не навреди!» — всe применяемые методы, приемы, используемые    
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не         

наносящими вреда здоровью ученика и учителя.        


- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск

переутомления.        

Ответственность за свое здоровье -|— у каждого ребенка надо стараться

сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.


Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

   Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.


Критерии здоровьесбережения

Обстановка и гигиенические условия в классе.

Количество видов учебной деятельности.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.

Количество видов преподавания.

Чередование видов преподавания.

Наличие и место методов,

способствующих

активизации.

Место и длительность применения TСО.

Поза учащегося, чередование

позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на у роке  момен тов


Характеристика

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Виды преподавания: словесный, наглядный,

самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая

работа, самостоятельная работа.

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности
требует смены позы.        

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.


оздоровления.

Наличие мотивации        Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,

деятельности учащихся на соревновательный момент. Стимуляция внутренней
уроке.        мотивации:

стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке.


Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт

  • напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие
  • враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).

Эмоциональные разрядки на   Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар-
уроке.        тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка,

четверостишие.

Определяется в ходе        Момент наступления утомления и снижения учебной

наблюдения по возрастанию  активности. двигательных или пассивных

отвлечений в процессе

учебной деятельности.

Темп окончания урока.

                Приложение №3


Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

-показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

-проявлением и тренировкой познавательной активности;

-показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной

деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:        

  • 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);             
  • 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы;

-  3–й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. \

«„        »        

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило2. Использование каналов восприятия.


Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  • левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  • правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
  • равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;
  • визуальное восприятие;        ,
  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум

работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение

учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит

и от возрастных особенностей детей.

Умственная работоспособность - это возможность ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную умcтвенную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах. Это одно из

                    важнейших условий успешного обучения в школе.


Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

  1. 5-25-я минута — 80%;
  2. 25-35-я минута—60-40%;
  3. 35—40-я минута — 16%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.

Часть урока

1-й этап. Врабатывание.

2-й этап.

Максимальная

Работоспособность.

         3-й этап. Конечный

 порыв.


Время          Нагрузка

5мин. Относительно           невелика

20-25      Максимальное

мин.

снижение на 15-й

мин.  

10-15         Небольщое по-

мин. вышение работоспособности


Деятельность

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.

Репродуктивная. Отработка узловых моментов пройденного.



Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на - природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через - учет особенностей класса (изучение и понимание человека): создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся;

инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение
гиподинамии.        


Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование        

разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- использование проблемных творческих заданий;


  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках        формирования общей культуры личности последовательно воспитывать
культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и


оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения "Гармония" под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам

здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на "зону ближайшего

■»

развития" ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике — и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения.

Свои уроки я строю с
учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося,
использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у
меня появляется возможность дифференцированно помогать
 слабому  
ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с
трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё_стремление
быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё      

отставание от сильных.        

                


Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку. Не тороплю, не подгоняю ребенка, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Игровые технологии.

Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки - соревнования, уроки - конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, использую и на других уроках. Игре присущи психотерапевтические функции, позволяющие изменить отношение человека к себе.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

            Использую методы способствующие активизации инициативы и творческого
          самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя
        или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью

        сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.        

        Исследовательские технологии (проблемно-поисковые). Данная технология

          требует реализации педагогической модели - «обучение через открытие».

Учебный процесс организованный по этой технологии, представляет собой          поиск новых познавательных ориентиров, в котором учащиеся

самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Модель урока: «знаю, но  не все; хотел бы узнать - узнал». Обязательно наличие проблемы или


 проблемных учебных заданий. Экспериментирование или моделирование выступают как обучающие приемы. Данные технологии стимулируют развитие творческих способностей учащихся. В их арсенале - методы, инициирующие развитие образного мышления, воображения и фантазии, интуиции. Создаваемые мною на уроках ситуации творчества позволяют учащимся легче переносить учебные нагрузки, снимают мышечное напряжение.

Коммуникативные технологии. Особенность данной технологии -построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств информации. Ведущий метод - общение. Проследить это взаимодействие мне помогает проводимый регулярно мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на уроках.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой - то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой. Неоспоримую помощь мне в овладении коммуникативными технологиями оказывает знание характеристик возрастных особенностей развития психики школьников и, исходя из этого, применять рациональные способы работы на уроке.

Приложение №4.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью.

Позиция «когда я здоров - это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» - губительна. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив школы, что позволит выработать стратегию решения проблемы оздоровительной функции образования, поэтому коллектив нашей школы в течение пяти лет работал по программе «Школа, содействующая здоровью».

Результативность.

На основе мониторинговых исследований можно сделать вывод, что в течение последних трех лет   при успеваемости  100%   качество обучения моих учащихся достигает уровня от 72% до 85%.

За время обучения в начальной школе не произошло ухудшения физического здоровья школьников:

Характер заболевания

2008-2009гг. 2 класс-26 ч.

2010-2011гг. 4 класс-28 ч.

1.

Болезни эндокринной системы

1 ч. (3,8%)

1 ч. (3,6%)

2.

Ожирение

2 ч. (7,7%)

2 ч. (7,1%)

3.

Болезни органов пищеварения

1 ч. (3,8%)

1 ч. (3,6%)

4.

ФИССС

2 ч. (7,7%)

2 ч. (7,1%)


Сравнительная диаграмма по группам здоровья за три последних года.


Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПОЗЫ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых

дней   обучения   в   общеобразовательном   учреждении   воспитывать   и   формировать

правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо

посвятить специальный урок в первых классах.

Для  формирования  правильной  осанки  необходимо  обеспечить  рабочее  место  для

обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время

учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть

глубоко на стуле, ровно держать корпус  и голову; ноги должны быть согнуты в

тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно

лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы

при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной

системы  рекомендуется  все  учебные  помещения  и  кабинеты  оснащать  ростовыми

линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает,

что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или

тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат

свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая, рука и пальцы левой. Обе ноги

всей ступней опираются на пол.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула)

поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты

(стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель

после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего

класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы

обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо

показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате

неправильной   посадки.   Выработка   определенного   навыка   достигается   не   только

объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки

навыка     правильной     посадки     педагогический     работник    должен     повседневно

контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в

течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у

них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца"

для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4

классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5

см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине

обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев

должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

к СанПиН 2.4.2.2821-10


Приложение 2

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия - гармонизации всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало.

I.        Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является"ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА". Она увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальности окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

1. « Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик -мамочка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого , на последнюю показать ладошки —

2. « Поиграем в пальчики»

Большаку дрова рубить, Л тебе дрова носить, Л тебе печь топить, А тебе тесто месить, А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.


Загибать по очереди все пальцы на обеих руках. На последние строчки — шевелить пальцами обеих рук

3.        « Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять.

Поочередное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки- поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

4.        «Мышка»

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку гляди т-

Кошка не бежит?

На первую строчку - "шагать" двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую - соединить пальцы("цепочки"); на третью- сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую - поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из- под нее.

5.        «Черепаха»

Черепашка, черепашка

В панцире живет.

Высунет головку,

Обратно уберет.

На первые две строчки - положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими; на третью - высунуть указательные пальцы; на четвертую- убрать обратно.

6.        Пальчик - мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем песни пел.


На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.

II.        Если устали глаза.

  1. Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
  2. Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
  3. Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
  4. Посмотрите на верхний левый угол стены класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.

III.        Если устала спина.

  1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.
  2. Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
  1. Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
  1. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.

IV.        Если устали ноги.

  1. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
  2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
  3. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
  4. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 паз.

  1. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
  2. Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге.

V.      Релаксационные упражнения.

Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко -ля этого не требуется специального образования и даже природного дара. Все релаксационные упражнения носят игровой характер, каждому из них даётся образное название.

1.        Штанга Ралли

По команде "едем на гоночной машине" вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — "крепко держимся за руль", туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления.

Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой.

Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. "Бросить штангу" — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.

2.        Маятник

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

3.        Неваляшка

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи.

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится


медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются.

VI.        Упражнения для мускулов души, направленные на развитие
любви к себе, повышению самооценки и самоуважения.

1.        Упражнение «Головы дракона».

Каждый ребенок — голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторять предыдущую «голову».

2.        Упражнение «Фокус».

Фокусник посадил в чемодан кролика, закрыл его, но сразу же открыл. Там вместо кролика сидел петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло.

3.        Игра «Цветок».

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле     семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

4.        Этюд «После дождя».

Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

5.        Упражнение «Пятерка».

Ваня неважно учился, в основном на тройки. Однажды он пришел домой какой-то загадочный. Папа забеспокоился: уж не случилось ли чего? «Дай-ка твой дневник», — строго сказал он. И вдруг глаза его округлились: в дневнике у Вани было две пятерки! После выполнения задания дети по просьбе ведущего вспоминают случаи, когда они больше всего удивлялись.

VII.        Дыхательные упражнения.

Как говорят наши дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то и слова шумными вздохами. Если ребенок умеет правильно использовать возможности своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Эти упражнения не занимают много времени. Их можно включать в утреннюю гимнастику, а


гак же использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, когда материал урока в основном устного содержания.

1.        «Зал вздохов»

С силой выдохнуть воздух коротко, долго, с силой, слабо. Дышать коротко, отрывисто, вдох, долгий выдох.

2.        «Ветер и ветерок».

Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) - длинный, выдох (ртом).

Сначала легкий ветерок, затем сильный ветер.

3.        «Щеки - воздушные шары».

Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.

4.        «Насосик».

Дети ставят руки на пояс. Делают легкий вдох и выдох. Затем слегка приседают — вдох, выпрямляются — выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох - длительнее.

5.        Звуковая дыхательная гимнастика.

А - а - а! Ту - ту - ту! Пых - пых - пых!

Сила голоса и протяженность:

А    а-а-а-а-аи т.д.

Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

VIII. Физминутки для улучшения мозгового кровообращения.

1.        Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле.

1 -2-отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3-4-голову наклонить вперед,

плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.        Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле.

1 -2-ОТВЕСТИ  ГОЛОВУ НАЗАД и плавно наклонить назад.


3-4-голову наклонить вперед,

плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

3.        И. п. -сидя, руки на поясе .
1-поворот головы направо,
2-И. п.

3-поворот головы налево,

4-И. п.

Повторить 6-8 раз .Темп медленный.

4.        И.п. -стоя или сидя, руки на поясе.

1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево,

2-И. п.

3-4 то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


Литература.

  1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
  2. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
  3. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8. С. 98.

  1. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.
  2. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
  4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов.- М.АРКТИ,2003.-270с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии"

Бертран Рассел заметил: "Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет..." Актуальность здоровьесберегающих технологий в учебном процессе....

Обобщение опыта работы "Здоровьесберегающие технологии"

В материалах предоставлено обобщение опыта работы в начальной школе  по здоровьесберегающим технологиям...

Обобщение опыта работы (здоровьесберегающие технологии)

В даннной статье рассказывается  о применении на практике технологий здоровьесбережения на уроках в начальной школе, в группе продлённого дня, во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта по теме "Технология продуктивного чтения"

Практическое применение технологии продуктивного чтения (методы, приёмы, формы творческого применения)...

Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в Группе продлённого дня".

Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня"....

Публичное обобщение опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках ФГОС»

Публичное обобщение педагогического опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»...

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...