Методический проект по предшкольной подготовке "Хочу в школу!"
методическая разработка по теме

Костюченко Марина Васильевна

Методические материалы по теме "Предшкольная подготовка как условие для построения единой содержательной линии педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное развитие младшего школьника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс методических материалов

« Предшкольная подготовка как условие для построения единой содержательной линии педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное развитие младшего школьника»

Проект  

«»

Авторы проекта:

   Здоренко Светлана Анатольевна-учитель начальных классов МБОУГ№1 г.Светлограда,

   стаж работы-29 лет, высшая категория

   Шикова Ольга Анатольевна- учитель начальных классов МБОУГ№1 г.Светлограда,

   стаж работы- 19 лет, первая категория

   Костюченко Марина Васильевна- учитель начальных классов МБОУГ№1 г.Светлограда,

   стаж работы-27 лет, высшая категория

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение .............................................................................................................................

Актуальность

Нормативно-правовая и документальная основа

Цели

Задачи

Практическая значимость методическая ценность проекта

Концепция проекта

Принципы

Сроки реализации проекта

План реализации проекта предшкольной подготовки

Предполагаемые результаты

2.Основная часть…………………………………………………………………………….

Содержание  проекта. Игра- путешествие  «Дошкольник.град»

Центр развития «РИТМ»

Детская площадка «БиБегом…»

Скорая помощь (социально-психологическая служба)

Галерея педагогических находок «По секрету всему свету»

Академия «ПервоКЛАССные Родители»

Пирамида Знаний

Преемственность между ДОУ и ОУ

3.Заключение……………………………………………………………………………..

4.Список литературы …………………………………………………………………….

5.Приложения

                           «Если по каким-либо причинам развитие

                                            ребёнка на одном из этапов было неполноценным,

                                    он не освоил свойственной для этого периода

           деятельности, не получил специфических черт личности,

                                                          то на следующем этапе он будет испытывать

                                        серьёзные трудности, и его развитие будет идти

                                                          искаженным путём».
                                                                                                                            Е.Е.Кравцова

1.Введение

Актуальность.

В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий согласно Федеральным государственным требованиям.

Одним из приоритетных направлений развития современной образовательной системы Российской Федерации   остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей (из разных социальных групп и слоев населения) при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Для того чтобы посмотреть более детально уровень знаний и предпосылок формирования универсальных учебных действий детей, обучающихся в МБОУ гимназии № 1 в 2012-2013 и 2013-2014 учебных годах проводилась диагностика стартового уровня первоклассников (Приложение №1) . Анализ подготовки детей к школе свидетельствует о наличии педагогических, психологических и физиологических проблем в организации обучения, воспитания и развития детей, поступающих в первый класс. Этому способствует ряд проблем:

-в обществе наметились две устойчивые группы детей: организованных (посещающих детский сад) и «неорганизованных» (не посещающих детский сад). Такое «расслоение» в отношении к подготовке к школе создает проблемы как для самих детей, их родителей, так и учителей начальной школы;

-недостаточно сформировано умение организовывать свою деятельность, на низком уровне навыки самообслуживания (гипер-опека со стороны родителей), не у всех детей сформированы навыки работы в группе сверстников;

-образование, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере;

-в дошкольных образовательных учреждениях усиливается тенденция раннего обучения школьным предметам на основе дублирования части учебных материалов и программ начального обучения, что противоречит задачам дошкольного образования, а также неблагоприятно сказывается на здоровье детей;

Исходя из этих проблем, нами разработан проект «Хочу в школу!», целью которого является: повышение профессиональной компетентности педагогов по предшкольному образованию; совершенствование условий, способствующих воспитанию здоровой, гуманной, социально активной, творческой, ответственной, нравственной личности.

Задачи:

1.Провести анализ научной литературы по проблеме организации и реализации проекта предшкольного образования в психолого-педагогической теории и практике.

2.Подготовить нормативно-правовую основу, по организации предшкольной подготовки в ОУ.

3.Создать оптимальные условия в ОУ для эффективной реализации предшкольного образования.

4.Разработать и внедрить модель взаимодействия ДОУ, школы и семьи в условиях предшкольной подготовки.

5.Повышать уровень профессиональной ответственности, самостоятельности и творчества педагогов для обеспечения дальнейшего роста качественных показателей воспитания и развития детей.

6.Создать условия для полноценного физического, социально-личностного, познавательно-речевого, эмоционально-волевого развития детей в соответствии с возрастом.
7.Способствовать становлению базиса личностной культуры ребенка с учетом детской субкультуры.
8. Способствовать развитию психики ребенка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно-игровой деятельности и других видов деятельностей, во взаимодействии с образовательной средой.

9.Обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде. 

Практическая значимость и методическая ценность проекта.

Проект «Хочу в школу!»  связан с приоритетным направлением на построение модели единого образовательного пространства, столь актуального в современном мире, способного решить множество проблем становления и развития личности дошкольника.

Проект определяет  основные направления деятельности по реализации предшкольной подготовки в ОУ. Позволяет привести систему образования  в состояние, адекватное потребностям социума и личности ребенка, не нарушая естественный ход развития маленького человека.

         Проект разработан на основе теоретических положений и практико– ориентированных направлений ряда образовательных программ  по предшкольной подготовке, рекомендованных к реализации Федеральным агентством по образованию РФ. В основе проекта лежит также собственный опыт работы  гимназии.

В проекте даны практические рекомендации по созданию развивающей среды в школьном учреждении. Изложены материалы по повышению квалификации педагогов по предшкольному образованию, что поможет вести планомерную методическую работу с педколлективом в направлении повышения уровня профессиональной компетентности.  Приведен широкий иллюстративный материал, который может быть взят за основу для создания необходимых наглядных пособий и программного материала.

Проект раскрывает особенности работы с родителями и семьями будущих первоклассников гимназии. Здесь представлены  разнообразные формы работы  с родителями и дошкольниками. Психолого-педагогическая культура и просвещенность родителей во многом определяет менее болезненный и более сжатый во временном промежутке адаптационный период ребенка при поступлении в школу.

Проект рассматривает и особенности организации психолого-педагогической работы  гимназии.

Миссия данного проекта: предшкольное образование представляется нам как особо значимый этап в становлении и развитии личности ребенка, его социокультурной и природосообразной адаптации в условиях здоровьесберегающего пространства,  созданными в условиях образовательного учреждения.

Концепция

Модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете последних социальных, экономических и политических событий, требует создания нового типа  образовательного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как «этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности». Отношение к детству как к самоценному времени жизни формирует у детей в будущем такие долго действующие качества личности, которые дадут возможность шагнуть далеко за пределы детства и определить личностные, профессиональные и жизненные перспективы в целом.

Современная дошкольная система отражает идеологию педагогического развития в русле модернизации Российского образования. Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, склонностей и особенностей в аспекте творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, которая понимается как средство интеграции социально-значимого опыта, индивидуального педагогического подхода и потребностно-мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника.

Наиболее значимым для предшкольного образования являются следующие принципы:

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2)принцип гуманистической направленности педагогического процесса; 

3)принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; 

4)принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

5)принцип сознательности и активности личности ребенка в целостном педагогическом процессе;

6)принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Сроки реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на один год: с сентября  по июнь и включает в себя три этапа.

План реализации проекта предшкольной подготовки

Мероприятия

Ответственные

Подготовительно – проектировочный этап

Выявление перспективных направлений развития образовательного учреждения и моделирование нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

ОУ

Определение целей и задач ОУ и приоритетных направлений его развития в рамках предшколной подготовки.

ОУ

Изучение научно-публицистического материала в литературных источниках по предшкольной подготовке.

Учителя

Разработка нормативно-правовой базы для реализации программы предшкольной подготовки: программы; положения о дополнительных платных услугах (если они оказываются в ОУ).

ОУ + учителя

Оказание методической помощи при разработке нормативно-правовой базы для реализации программы предшкольной подготовки: программы, положения о дополнительных платных услугах (если они оказываются в ОУ)

ОУ+ РМО

Разработка рабочих программ адаптивного развития детей старшего дошкольного возраста, календарно-тематического планирования занятий в группах.

Учителя + РМО+ШМО

Разработка программы психолого- педагогического взаимодействия с ребёнком и его семьёй.

Учителя+

психолог

Формирование блока диагностических методик для педагогов, детей родителей.

ШМО

Оказание методической помощи при разработке рабочих программ развития детей старшего дошкольного возраста, календарно-тематического планирования занятий в группах.

РМО

Утверждение рабочих программ на методическом совете ОУ.

ОУ

Разработка программы сотрудничества «Ребёнок-родители-учитель», «ОУ-ДОУ».

Проведение родительских собраний. Осуществление наборов детей в группы по предшкольной подготовке.

Учителя

Заключение договоров с родителями на оказание платных образовательных услуг (если они оказываются в ОУ).

ОУ

Создание условий для реализации предшкольного образования в ОУ.

ОУ

Практический этап

Проведение занятий по предшкольной подготовке будущих первоклассников.

Учителя

Проведение диагностики готовности ребёнка к школьному обучению

входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль.

Учителя+

психолог

Выявление психолого-педагогических потребностей родителей.

Психолог

Отслеживание результатов продвижения ребёнка.

Учителя

Информирование родителей о выполнении предшкольной подготовки (по запросам родителей).

Учителя+

психолог

Отработка методов и форм работы с детьми по подготовке в условиях общеобразовательных учреждений.

Учителя

Повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку и дистанционное обучение.

РМО

Повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства педагогов, внедрение новых технологий в ОУ.

ОУ

Реализация программы сотрудничества ДОУ и ОУ.

ОУ, ДОУ

Оказание методической помощи при разработке занятий по предшкольной подготовке для будущих первоклассников.

РМО

Контрольно – аналитический этап

Соотнесение поставленных задач и прогнозируемых результатов с реально полученными экспериментальными данными.

Учителя + РМО + ШМО

Корректировка программ предшкольной подготовки.

Учителя

Разработка модели взаимодействия семьи и школы.

ШМО, ОУ

Обобщение опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Учителя

Выявление перспектив дальнейшего развития ОУ.

ОУ

Предполагаемые результаты:

1.Разработка и реализация модели предшкольного образования на базе МБОУ гимназии №1 г. Светлограда;

2.Увеличение процента охвата детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, различными формами организационной подготовки к школе;

3.Модернизация учебно-методической базы МБОУГ №1, внедряющей образовательную программу по подготовке детей старшего дошкольного возраста;

4.Обеспечение плавного, бесстрессового перехода от игровой к учебной деятельности и развития эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желании учиться;

5.Обеспечение деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста;

6.Разработка и внедрения проекта по осуществлению предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении, с целью выявления комплекса особенностей предшкольного образования, влияющих на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества интеллектуального и личностного развития ребенка в контексте преемственности предшкольной и начальной школьной ступеней образовательной системы;

7. Успешная адаптация в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья  детей.
Основная часть. Содержание проекта. «ДОШКОЛЬНИК.град»

Основной деятельностью детей в предшкольном образовании остается – игровая деятельность, как важнейший фактор развития ребенка, в создании образовательной среды, способствующей социальному, нравственно-эстетическому развитию личности, сохранению детской индивидуальности, развитию способностей и познавательных интересов. Деятельность ребенка должна организовываться так, чтобы ее результатом стали вопросы детей, направленные на понимание ими окружающего мира. Появляется переходная форма деятельности – учебно-игровая, для которой характерно то, что она осуществляется под непосредственным руководством взрослого: он задает мотивы, учит ставить задачу, показывает способы ее решения, оценивает результат. Исходя из этого, мы предлагаем следующую форму организации и проведения предшкольной подготовки- игру-путешествие в «Дошкольник.град»

   

   








Детская площадка     «БиБегом…»

Галерея педнаходок

« По секрету всему свету»

Детский центр

РИТМ

        

Центр развития «РИТМ» (развитие, индивидуальность, творчество, мышление)

Наш девиз: «От «я знаю» к «я умею и могу».

Каждый ребенок по-своему уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и наша задача - помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности. Только в условиях специально организованного обучения  мы можем говорить о всестороннем гармоничном развитии ребёнка. Предшкольное образование призвано способствовать целостному развитию и плавному включению ребенка в процесс учения.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки.

Цикл занятий готовит ребенка к общению в школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой - быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся усидчивости и дисциплине, которые так необходимы в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе нужно слушать учителя и трудиться. Занятия проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить его творческий потенциал.

В Центре развития преобладают комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (развитие познавательных и творческих способностей, систематизация знаний, получение новых и т.д.). Воспитание и обучение осуществляется через формирование собственной деятельности ребенка. Собственная деятельность детей предшкольного возраста – игра. На занятиях используются творческие, сюжетно-ролевые игры; игры, стимулирующие поисково-экспериментальное поведение; игры с готовыми правилами (дидактические игры); строительные, трудовые, технические, конструкторские игры,  пальчиковые игры, стимулирующие развитие речи; игры конструирование, игры-моделирования, игры - упраженения, игры-тренинги.

Основными формами организации обучения являются:

индивидуальная и групповая.

Формула  предшкольной подготовки:


Учителя гимназии в 2013-2014 учебном году работают по программе предшкольной подготовки (Приложение № 2)

Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов:

Раздел 1 «АБВГДейка» нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму.

– Раздел 2 «Математический  калейдоскоп». Программа поможет сделать первые шаги в познании мира чисел. Через число ребенок войдет в мир геометрических фигур, мир пространственных и временных представлений, мир количественных соотношений.

 Раздел 3 « Мир вокруг меня». Формирование экологической культуры есть сознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Требования к организации занятий Центре развития «РИТМ»

Для открытия групп предшкольной подготовки  при ОУ необходимо создать предметно-образовательную среду. Занятия проводятся в специально подготовленных кабинетах, где мебель соответствует росту детей. Недопустимо проведение занятий в вечернее время при искусственном освещении, что не способствует сохранению зрения и осанки. В идеале иметь отдельное помещение для занятий. Учебные столы не должны стоять по типу классной учебной комнаты. Либо до занятий организовывать зону игры и занятий.

Необходимо правильно организовать развивающее пространство классной комнаты, т.е. создавать условия детям для выбора деятельности (иметь достаточное количество необходимых игр и пособий), знать санитарные нормы и требования к организации образовательного процесса с дошкольниками. При правильной организации образовательного процесса можно отметить эффективные стороны в предшкольной подготовке.

Эффективность использования помещений и оборудования. В течение дня в одном помещении может проработать три группы, и тогда не будет разговоров о нехватке помещений, оборудования и т.д. 

Эффективность использования квалифицированных специалистов: одно дело, когда специалист целый день занимается с одной группой, а другое – когда он может поработать в трех. 

Эффективность использования времени. Ребенок 5–6 лет способен сконцентрироваться, работать внимательно, интенсивно и с высокой отдачей не более чем 3 раза в неделю и не более чем на 3 занятиях по 20 минут. Это 20-минутные игры-занятия в разной форме, в разных вариантах, потому что основная деятельность ребенка дошкольного возраста, конечно же, – игра. Мы рекомендуем группу не меньше 7 и не больше 12 человек. В этом случае и ребенок, и педагог готовы взаимодействовать. Небольшую группу можно разбить на еще меньшие для проведения определенного вида занятий в зависимости от деятельности, от умения ребенка воспринимать речевую инструкцию, сосредоточиться на определенном виде деятельности и т.п.

Детская площадка  «БиБегом»

Наш девиз: «Здоров будешь - все добудешь»

Одним из аспектов готовности ребенка к школе является соответствующее возрасту общее физическое развитие. Однако у значительной части детей по данным Федерального центра лечебной физкультуры и спортивной медицины МЗ РФ по комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев 25-40% детей шестилетнего возраста не готовы к школьному обучению, более 70% школьников имеют те или иные признаки патологии опорно-двигательного аппарата. Уже в дошкольном возрасте от 15- до 25 % детей страдают какой-либо хронической патологией, а к 7 годам число таких детей достигает в ряде регионов страны до 30-35%. Переходный к школе период, по данным медицинских исследований, связан со значительными потерями физического и психического здоровья детей в силу резкого повышения умственных и физических нагрузок.

Поэтому важно осуществлять плавный переход к школе с постепенным освоением ее требований на основе здоровьесберегающих технологий.

Формы работы: подвижные формы обучения, подвижные физкультминутки, физкультминутки для глаз (Приложение №3), экскурсии, подвижные игры, игры на местности.

Место проведения: игровая площадка, спортзал, классная комната, территория гимназии.

Скорая помощь (социально- психологическая помощь)

Наш девиз: «Мы разные - в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила».

Социально- психологическая служба ОУ способствует  развитию психики ребенка, основных психических новообразований в соответствии с возрастом в процессе формирования учебно-игровой деятельности и других видов деятельностей, во взаимодействии с образовательной средой, обеспечить успешную социально-психологическую адаптацию к новой образовательной среде.

За основу готовности к школе принимается некоторый необходимый уровень развития ребёнка, без которого он не может успешно учиться в школе. Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый научиться читать, писать, но к моменту поступления в школу важнее иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность ребенка к обучению. 

Работа школьного психолога по предшкольной подготовке проводится по следующим направлениям:

1) работа с родителями: консультационная работа; анкетирование, тестирование (Приложение №4); информационно-просветительская работа (сменный стенд, страница на сайте гимназии) (Приложение №5)

 2) работа с детьми:

- диагностирование готовности к школьному обучению  (Приложение №6)

- коррекционная работа.

Галерея педагогических находок «По секрету всему свету»

Наш девиз: «Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится» .Томас Фуллер.

Педагогический процесс в предшколе обеспечивает учитель начальных классов, который будет набирать первый класс, а также это может быть и другой учитель. Требования к нему очень высоки: он должен быть способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям развивающей среды предшколы, способен к самостоятельному выбору сфер детской деятельности, принятию ответственных решений, но в то же время должен принимать систему общегуманистических ценностей, понимать сущностные механизмы социокультурного развития личности. 

Учитель предшколы должен не только успешно работать в новых образовательных условиях, но и отвечать представлениям общества о своем интеллектуальном и культурном потенциале. Вся работа педагога должна быть основана на совместной его деятельности с родителями, направлена на поиск решений, взглядов, сближения двух миров - родители и ребенок - столь близких, взаимосвязанных, но не всегда согласованных друг с другом. Поэтому для педагога ребенок и родители являются одним субъектом взаимодействия. 

В соответствии с последними изменениями в образовательной политике РФ (утверждение требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов начальной школы),  применяемые на практике учителями начальной школы, подготовлены материалы к созданию банка программ, методических наработок по предшкольному образованию, внедрению новых форм педагогической учёбы (совместные заседания МО, встречи за «круглым столом», мастерские для воспитателей и учителей начальных классов по вопросам преемственности образовательного процесса в соответствии с планом),отрабатываются методы и формы работы с детьми по подготовке к школе в условиях образовательного учреждения.

Учителями МБОУ гимназии №1 собран методический материал по предшкольной подготовке (Приложение № 7)

Академия ПервоКЛАССные Родители.

Наш девиз: «Родитель – не гость, а полноправный член команды МБОУ гимназии №1»

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает опыт работы и результаты проведённого мониторинга, отношение родителей к мероприятиям в рамках гимназии зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в ОУ. В то же время родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые родителями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Формы взаимодействия с семьёй, приведённые ниже помогают решать проблемы родителей будущих первоклассников индивидуально и комплексно.

Ничто не дает такого эффекта при работе с дошкольником, как присутствие родителей. Они многому учатся, причем учатся потому, что наблюдают работу воспитателя и педагога, и не только со своим ребенком, учатся в реальной ситуации общения и обучения. В дальнейшем это идеальные родители-волонтеры – наши помощники.
Цель занятий в Академии ПервоКЛАССных Родителей: повышение психолого-педагогической компетентности родителей будущих первоклассников и вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в в разрешении проблем при подготовки детей к школе, установление доверительных и партнерских отношений.

Задачи:

-показать актуальность проблемы;

-применять дифференцированный подход в работе с родителями;

-привлекать специалистов к педагогическому просвещению родителей;

-применять эффективные формы взаимодействия всех  участников образовательного процесса.

Тематический план

№ п/п

Тема

Форма проведения

Цель

Участники

Время проведения

1.

«Первоклассник! Какой он? »

Актуальная консультация

Познакомить роди-телей с особеннос-тью психофизичес-кого развития детей седьмого года жиз-ни. Дать представле-ние о качествах ха-рактерных для буду-щего школьника, и требованиях совре-менной школы к бу-дущим первоклас-сникам.

Родителидетей, учителя, меди-цинская  сестра

сентябрь

2.

«Умеем ли мы слушать и слы-шать своих де-тей»

Семинар - практикум

выведение формулы общения с ребенком, создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для семьи и определения ак-тивной воспитатель-ной позиции в отно-шении собственного ребёнка

Родители, учитель начальной школы

октябрь

3.

«Школьная готовность»

Мастер- класс

Познакомить роди-телей с психолого-педагогическими знаниями и умении-ями по вопросу «Школьная готов-ность»

Родители, учи-тель, учитель- логопед

ноябрь

4.

«Читать или не читать? Не воп-рос!»

Ликбез

Дать рекомендации  родителям как сфор-мировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе

Родители, учи-тель начальной школы, учи-тель литерату-ры, участники школьного театрального кружка, побе-дители конкур-са чтецов

декабрь

5.

«Буквы разные писать... Почерк – зеркало души и рентген для мозга»

Информцентр

Показать родителям связь между функ-циями мозга, психи-ческой деятель-ностью и мелкой моторикой руки.    

Родители, учитель начальной школы.

январь

6.

«Успехи малень-кими не бывают»

Игровой практикум

Познакомить  роди-телей в игровой форме с этапами раз-вития у ребенка мотива достижения успехов и дать сове-ты как конкретно этому процессу по-способствовать, что-бы вырастить успеш-ную личностью

Родители, учи-тель начальной школы

февраль

7.

«Школьные проблемы и пути их решения»

Пресс- конференция

Оказать помощь родителям в разре-шении проблем при подготовки детей к обучению в школе

Родители, учи-теля начальной школы, психо-лог, медицин-ская сестра, администрация МБОУ гимна-зии №1

г. Светлограда

март

8.

«Мифы и леген-ды МБОУ гимна-зии №1»

День открытых дверей

Ознакомить родите-лей с ФГОС  второго поколения; рассказать о жизни гимназии.

Родители, учи-теля начальной школы, уче-ники 1-4 клас-сов.

март

9.

«Готовь сани летом, или как собрать ребенка в школу»

Круглый стол

Дать рекомендации родителям как пра-вильно собрать ре-бенка в школу и приобрести необхо-димые школьные принадлежности; определить основ-ные условия, способ-ствующие организа-ции родителями пол-ноценного отдыха и развития детей в лет-ний период.

Родители, учителя, представители фирм по продаже школьной формы.

апрель

         Учителями начальных классов МБОУ гимназии №1 разработаны  формы и содержание работы с родителями в Академии ПервоКЛАССных Родителей   (Приложение № 8)

Пирамида Знаний

«Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

вернуться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

Цель: поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка для приобретения прочных знаний.

Задачи:

-  создавать светлую и радостную атмосферу обучения;

- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

-  стимулировать появление вопросов у детей;

-  знакомить с различными способами  познавательной деятельности детей.

Содержание

Раздел 1. Чудеса далёкие и близкие

Раздел 2. Живое чудо

Раздел 3. Мир чудесных вещей и их изобретений.

Раздел 4. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

К данным разделам подобраны популярные детские  вопросы (Приложение 9)

Планируемые результаты

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявятся: активный поиск; догадка; исследовательский поиск; готовность к решению задачи.

         Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес: эмоции и удивления; чувство ожидания нового; чувство интеллектуальной радости; чувство успеха.

Преемственность между ДОУ и ОУ

Одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

         Решить проблему преемственности дошкольного и школьного образования возможно лишь через реализацию единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

В рамках проекта «Хочу в школу» предлагаем следующие формы работы с ДОУ:

1) посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2)совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3)проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4)изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5)организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6) беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу:  о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7) лектории для родителей;

8) педагогические консультации;

9) семинары (Приложение № 10)

Заключение.

Подготовка к школе – это и личностное, и социальное, и физическое, и познавательное развитие. Причем, и это стоит отметить особо, занимаясь с ребенком, невозможно развивать какую-то одну сторону познавательной деятельности. В любом случае, играя с ним, мы способствуем развитию многих познавательных функций. Важно правильно выстроить систему занятий и заданий, игр, действий, которые ему предлагаются. Важно, чтобы было интересно, так как внимание в дошкольном возрасте поддерживается прежде всего интересом. Важно, чтобы любое занятие давало положительный эмоциональный настрой.

Проект «Хочу в школу!» прежде всего предназначен для решения выделенных проблем готовности к школе для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей, что и будет продолжено в дальнейшей работе педагогов гимназии, родителей, будущих первоклассников.

Литература:

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.

2.Выготский Л.С. Педология школьного возраста. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1996.

3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1991. 

4.«Первое сентября»-метод.газета для учителей начальной школы.-Изд.дом «»Первое сентября»,-№6,2011г

5.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. СПб. -1994.

6.Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск. -1992.

7.Шумакова Н.В. Возраст вопросов. - М. 1990.

Интернет-источники:

1september.ru

nsportal.ru 

school-51.tomsk.ru

school2100.ru

proshkolu.ru

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации к учебным занятиям по предшкольной подготовке УМК Школа 2100

Данные презентации составлены для ипользования на занятиях  по предшкольной подготовке по курсу "Здравствуй мир" УМК Школа 2100 автор: Вахрушев...

Методический проект "День открытых дверей в начальной школе как одно из средств решения социального заказа семьи"

В ходе Дня открытых дверей родители получат возможность ознакомиться с особенностями реализации ФГОС НОО в ОУ...

Проект "Группа продленного дня в школе "(методические рекомендации)

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружаю...

Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»

Проблема:  Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...

Программа предшкольной подготовки детей «Школа будущего первоклассника »

Программа предшкольной подготовки детей  «Школа будущего первоклассника » предназначена для организации комплексных развивающих занятий с группой  детей дошкольного возраста 6-7 лет в режиме...

анализ работы методического объединения воспитателей предшкольной подготовки

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"8200127","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  Анализ РМО воспитателей предшкольной подготовки  ...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"

Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС НОО....