ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Спицина Антонина Николаевна

Подготовка и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс образовательных учреждений,  реализующих новые требования к содержанию, условиям и результатам образования (федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, федеральные государственные требования)

 

 ИННОВАЦИОННЫЙ  ПРОЕКТ

 Подготовка и  методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС

Автор проекта:

методист начальных классов

МБОУ «Новоаганская ОСШ №1»

Спицина Антонина Николаевна

 

2012 год


Содержание

стр.

  1. Актуальность проекта

3

  1. Необходимость

3

  1. Цели и задачи

4

  1. Новизна

4

  1. Практическая значимость

4

  1. Этапы проекта

5

  1. Описание проекта

6

  1. Участники проекта

6

  1. Кадровое обеспечение

6

  1. Материально-техническое обеспечение

7

  1. Информационное обеспечение

7

  1. Основные направления реализации

7

  1. Рабочий план реализации проекта

7

  1. Системы мониторинговых исследований за ходом проекта

10

  1. Ожидаемые результаты проекта в рамках реализации стратегии «Наша Новая школа»

11

  1. Формы представления результатов

12

  1. Тиражируемость результатов проекта

12

  1. Финансовое обоснование проекта

13

  1. Смета проекта

  1. Приложения

  1. Приложение 1. Портрет образовательного учреждения

  1. Приложение 2. Регулирование хода реализации проекта под воздействием внешних или внутренних причин (риски и пути их преодоления)


  1. Актуальность проекта

Сегодня российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в ФГОС нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и именно школа является критически важным ключевым звеном в этом процессе. Таким образом, главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстроменяющемся мире, постиндустриальном информационном обществе.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники были способны к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

Фактором реализации заявленного концептуального принципиально нового подхода к современной школе, декларированного национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», является введение ФГОС нового поколения.

В отличие от Федерального компонента 2004 года в основе ФГОС положен системно-деятельностный подход, предполагающий формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений.

Введение Стандарта является сложным и многоплановым  процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешную реализацию, является постоянное научное и методическое сопровождение кадрового ресурса, системность подготовки, комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.

В связи с этим в рамках реализации комплексного подхода к инновационным процессам, связанным с внедрением ФГОС как наиболее актуальные для деятельности нашего образовательного учреждения нами рассматриваются:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к организации труда учителей-предметников;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые (воспроизводимые) технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.

Кроме того актуальность проблемы организации образовательной среды в  школе обусловлена еще и социальными факторами, связанными с изменением социального состава родителей учащихся.

Необходимость реализации данного проекта обусловлена рядом взаимосвязанных организационно-педагогических задач, на решение которых направлена деятельность данного образовательного учреждения:

1. Создание условий для формирования у выпускников начальной школы не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения учащихся в учебно-воспитательный процесс, в различные виды деятельности, в которых личность ученика может раскрыться во всем ее многообразии.

В первую очередь необходимость решения этой задачи связана с тем, что выпускники начальной школы в пятом классе часто испытывают трудности из-за того, что недостаточно сформированы такие умения, как самостоятельное распределение своего времени, принятие определённых решений в процессе текущей работы, умение самостоятельно работать, вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу, слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.

2. Выработка и реализация единых требований к осуществлению образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Необходимость решения данной задачи связана с тем, что в настоящее время наблюдается снижение качества знаний у большинства учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. Как показали проведенные исследования, это связано, в том числе, и с отсутствием единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения, недостаточно эффективной организацией единого информационного пространства образовательного учреждения и согласованностью позиций учителей начальной и средней школы.

3. Целесообразное использование кадрового потенциала школы, обеспечивающее эффективную организацию образовательного процесса.

С целью сохранения высокопрофессионального, стабильно работающего педагогического коллектива необходимо переподготовка педагогов, а, следовательно, и использование новых подходов в организации образовательного процесса.

Основная идея проекта заключается в организации методического сопровождения внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно  проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.

  1. Цель проекта

Разработка системы методического сопровождения введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основного общего образования) как фактор, обеспечивающий эффективное введение Стандарта.

  1. Задачи
  • Создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС школы.
  • Обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок

федерального, регионального и муниципального уровней.

  • Создать методическое обеспечение введения ФГОС школы.
  • Создать творческую группу по внедрению ФГОС НОО.
  • Создать консультативный пункт

  1. Новизна проекта

         Постоянное научное и методическое сопровождение кадрового ресурса в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс во многом определило направление деятельности методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу требует изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся, освоения культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен передать ученикам. Поэтому появилась необходимость организации методической работы в начальном общем образовании по-новому, которая будет способствовать успешному введению ФГОС НОО.

  1. Практическая значимость проекта

Реализация проекта позволит:

Педагогам-практикам: 

  • Активно перейти к введению ФГОС НОО через изучение тех изменений,

которые вносит ФГОС НОО.

  • Отслеживать достижения целей образования (планируемых результатов).
  • Заниматься отбором содержания образования и организации образовательного

процесса.

  • Правильно организовать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной,

итоговой) достигаемых результатов.

  • Пройти курсы повышения квалификации, аттестацию (высшая и I

квалификационные категории).

  • Использовать инновационное оборудование.
  • Уметь применять инновационные технологии.

Родителям: 

  • Узнают особенности организации образовательного процесса и условий его

осуществления.

  • Узнают требования к ожидаемым результатам обучения ученика, системы

оценивания и аттестации.

  • Родители станут активными участниками образовательного процесса: они могут

влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках.

  • Изменение формы проведения родительских собраний: из пассивных

слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

  • Смогут осуществлять выбор курса вместе с детьми.
  • Выступать в роли тьюторов: присутствуют на уроках с целью оказания помощи

детям; активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.

  • Присутствовать на уроках по собственному желанию.
  • Могут совместно участвовать в проведении уроков.
  • Осуществление партнерства «учитель – родитель – ребенок»
  • Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы,

электронная почта).

  • Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы,

видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы.

Учащимся:

  • в течение учебного года адаптироваться к работе по новым требованиям ФГОС

 повысить мотивация к учению; успеваемость; качество образования;

  • увеличение количества учащихся, у которых сформированы ключевые

компетентности; количества учащихся, участвующих в школьных, городских, муниципальных, региональных, федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектах.

Образовательному учреждению в целом:

  • Организация предметно-пространственной среды начальной школы в условиях

внедрения новых ФГОС.

Кроме этого:

  • новые подходы к организации школьной инфраструктуры в начальной школе;
  • новые подходы к организации труда учителей-предметников;
  • новые подходы к измерениям образовательных результатов школьников;
  • новые технологии организации учебной и внеучебной деятельности;
  • поиск возможностей обеспечения индивидуальных образовательных запросов всех субъектов образовательного процесса;
  • использование новых форм и методов обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства.
  1. Планируемые результаты
  1. Создать нормативная база введения ФГОС.
  2. Отработать преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней.
  3. Методическое обеспечение введения ФГОС школы.
  4. Разработка рекомендаций для учителя, воспитателей ДОУ, детей и родителей.
  5. Организовать преемственность между ДОУ и начальной школы при переходе к ФГОС НОО.
  6. Привлечение к активному участию к жизни в школе родителей.
  7. Ресурсы проекта

Временные ресурсы: 2009-2010 гг (изучение документов по ФГОС НОО); 2010-2011 гг (создание и внедрение проекта); 2011-2012 гг (начало использования проекта); 2011-2012 гг  (корректировка и дальнейшее использование проекта).

Информационные ресурсы: совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации опыта, выступление на МО, педагогическом совете).

Нормативно-правовые ресурсы: подготовка документов регламентирующего характера.

Научно-методические ресурсы: создание научно-методического обеспечения реализации проекта, методических памяток, рекомендаций.

Интеллектуальные ресурсы: наличие педагогических компетенций (владение технологиями коллективного, проблемного и проектного способа обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии по возрастным особенностям учащихся), знания, умения, информация, технический и духовный потенциал педагогов, уровень и качество их образования.

Организационные ресурсы: административная поддержка т и оказание помощи в реализации проект.

Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:

Для реализации проекта в образовательном учреждении  необходимо иметь следующих специалистов, выполняющих функции:

  • учителя (классного руководителя), отвечающего за организацию условий, при

которых ребенок может осваивать учебное и внеучебное пространство как пространство взаимоотношений и взаимодействия между людьми, осуществляющего индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;

  • учителя - предметника, отвечающего за организацию условий для успешного

продвижения ребенка в рамках образовательного процесса;

  • психолога, помогающего педагогу выявлять условия, необходимые для развития

ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

  • социального педагога, обеспечивающего условия, снижающие негативное

влияние среды на ребенка;

  • педагога-организатора, отвечающего за организацию внеучебных видов

деятельности младших школьников во внеурочное время.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

При реализации проекта предусматривается создание:

  • организованных 1-х классов  
  • специальных помещений (рекреация, кабинеты) для младших школьников,

предназначенных для общения, подвижных занятий, групповой  и индивидуальной работы, презентации своих достижений.

  • кабинета психологической разгрузки (для учеников, учителей, родителей)

Информационное обеспечение проекта:

1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, принтер, сканер, компьютер, учебная литература, дидактические материалы.

2. Во всех помещениях ОУ, где будет реализовываться проект, обеспечивается доступ к информационной среде учреждения, а через него – к глобальной информационной среде.

3. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

Для реализации поставленной цели использован комплекс взаимодополняющих методов:

  • теоретические: анализ литературы по ФГОС НОО, анализ образовательных стандартов, программ, учебников начальных классов, изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании;
  • эмпирические: систематические наблюдения в школьной практике;
  • социальные: опросы, беседы с учителями, дискуссии по выбору УМК.

Проект реализовывался на базе МБОУ «Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1». Информация о проекте была представлена на заседании районной  творческой группы Нижневартовского района, заслушана на заседании районного методического семинара для заместителей директоров и методистов школ района.

  1. Партнеры

Активные участники проекта:

  • Спицина Антонина Николаевна – автор, руководитель проекта, учитель,

методист начальных классов, разработчик содержания проекта, организующий учебную, исследовательскую и практическую деятельность учителей, консультирующий учителей по вопросам внедрения ФГОС НОО. Осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит анализ результатов реализации проекта.

  • Обучающиеся – выполняют учебную, исследовательскую и практическую

работу в совместной с учителем деятельности по освоению основ знаний предметов начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО, представляют результаты освоения на уроках,  внеурочной деятельности.

  • Учителя Нижневартовского района – участники районной творческой

группы, внедряющие ФГОС НОО.

  • Воспитатели ДОУ – участники введения ФГОС второго поколения.
  • Родители учащихся – участники введения ФГОС второго поколения
  • Педагоги дополнительного образования - участники введения ФГОС второго

поколения.

  • Педагог-психолог школы – осуществляет диагностику развития мышления

учащихся, типов интеллекта, уровня развития способностей учащихся.

  • Администрация школы – оказывает материальную поддержку в приобретении

необходимого оборудования (компьютер, интерактивная доска, и др.). Анализирует работу, проводит мониторинг.

Пассивные участники проекта

  • Организатор внеклассной работы школы, социальный педагог, наблюдают за

реализацией проекта, способствуют распространению опыта;

  • Методическое объединение учителей начальных классов, оказывают помощь в

проведении уроков, мастер-классов, в организации семинаров, педсоветов, индивидуальные консультации.

  • Социальные партнеры.
  1.    Целевая аудитория

Данный проект рассчитан на учащихся начальной школы. Проект может осуществляться в  любом ОУ для начальных классов при внедрении ФГОС НОО.

  1. Основные направления по реализации проекта:
  • Система повышения квалификации педагогов школы.
  • Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы
  • Формирование информационного пространства школы.
  • Система сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
  • Работа творческой группы.
  • Консультативный пункт.
  • Методический час.
  • Преемственность между ДОУ и ОУ начальной школы.
  • Работа в районной творческой группе.
  1. Этапы инновационного проекта

Первый этап – подготовительный:

  • Изучение методистом начальных классов всех документов ФГОС НОО.
  • Разработка подходов к организации  методического сопровождения кадрового

ресурса начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.

  • Повышение квалификации  учителей начальных классов, участвующих в

реализации данного проекта.

  • Разработка программы деятельности  учителей начальной школы, направленной

на реализацию целей и задач проекта по подготовке методического сопровождения кадрового ресурса в начальной школе.

Второй этап – проектировочный:

  • Реализация программы деятельности  учителей начальной школы  в части

подготовки методического сопровождения кадрового ресурса среды в начальной школе.

  • Определение влияния методического сопровождения кадрового ресурса в

начальной школе на результативность образовательной деятельности  школы.

  • Анализ промежуточных итогов проекта.

Третий этап – аналитический:

  • Оценка, обработка и анализ результатов деятельности.
  • Выявление влияния методического сопровождения кадрового ресурса в

начальной школе на результативность образовательной деятельности школы.

  • Выявление необходимых условий, границ целесообразности внедрения в

массовую практику методического сопровождения кадрового ресурса в начальной школе.

  • Распространение опыта школы методического сопровождения кадрового

ресурса начальной школы, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.

  1. Ожидаемые результаты:

Продукты деятельности автора проекта

  • Презентация «Организация внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров в условиях введения ФГОС НОО». (см в приложении)
  • Пакет разработанных рекомендаций по внедрению ФГОС.
  • Оформление папок по ФГОС в методическом кабинете для учителей, воспитателей д/садов, учащихся.
  • Разработки уроков.
  • Мультимедийные презентации опыта по данной теме.
  • Доклад «Научно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение введения ФГОС и организация методической работы в образовательном учреждении». (См в приложении).

Продукты деятельности учащихся

  • Мониторинг учебной и внеурочной деятельности.
  • Портфолио учащихся и учителей.
  1. План реализации проекта

2009-2010 гг (изучение документов по ФГОС НОО); 2010-2011 гг (создание и внедрение проекта); 2011-2012 гг (начало использования проекта); 2011-2012 гг  (корректировка и дальнейшее использование проекта). С 2012-2013 гг –  активное продолжение работы над проектом, анализ работы, распространение опыта.

Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей структурой:

В школе работает методический совет, руководит которым заместитель директора по методической работе. В состав методического совета входят руководители школьных методических объединений и заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет одновременно является координационным  советом по введению ФГОС, осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.

Для повышения эффективности методической работы постоянно осуществляется взаимосвязь с районным методическим кабинетом.

После изучения всех документов по ФГОС НОО и выполнения всех необходимых первых шагов по введению ФГОС НОО в школе создана творческая группа из учителей 1-х и 4-х классов. Организован консультативный пункт, где учителя смогли проконсультировать по вопросам введения новых стандартов, изучить необходимую литературу по новым стандартам, которую я подготовила в виде папок с основными документами по ФГОС. Мною предложены учителя, работающим в 1-х классах рекомендации по оптимальному информационно-методическому ресурсному обеспечению учебного процесса в ОУ по целям и задачам, по деятельности учителя в условиях введения ФГОС НОО, по деятельности учащихся, по результатам образовательного процесса. Я разработали структуру методической работы по школе по сопровождению внедрения ФГОС НОО.

В структуре методической работы я организовала постоянно действующий методический час - педагогический лекторий, целью которого является педагогическое просвещение по определённой теме, которую предлагает методический совет школы исходя из образовательных потребностей и запросов учителей школы.

        Ключевые темы методической работы по научно-методическому сопровождению введения ФГОС:

  • реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в

деятельности школы, в работе учителя-предметника, классного руководителя. Обновление содержания и технологий образования в контексте введения ФГОС;

  • современный урок и его особенности, проектно-исследовательская и внеурочная

деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности;

  • технология оценивания универсальных учебных действий, оценка качества

образования, совершенствование преподавания;

  • ознакомление с учебно-методическими и информационно-методическими

ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;

  • новая модель аттестации педагогических работников, методы диагностики

профессиональных компетенций, качественный анализ практического опыта учителя;

  • мониторинг процесса воспитания, анализ результативности воспитания учащихся,

эффективность воспитательного процесса в школе.

Все формы работы методической службы нашей школы можно условно разделить на  организационные и дидактические формы; коллективные и индивидуальные.

Традиционными формами работы в школе стали:

Организационные

Дидактические

  • тематические методические и

педагогические советы;

  • тематические заседания ШМС,

ШМО, микрогрупп;

  • диагностика, педагогический

мониторинг;

  • индивидуальная работа;
  • аттестация;
  • самообразование педагогов;

  • семинары - практикумы;
  • педагогические лектории;
  • открытые уроки;
  • взаимопосещение уроков;
  • круглые столы;
  • предметные недели;
  • творческие отчеты;
  • групповые и индивидуальные

консультации;

  • практикумы по конструированию

уроков;

  • информирование и обсуждение

методических новинок;

  • презентация методических

наработок.

Коллективные и индивидуальные:

Делегирование - передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы.

Ротация - перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации.

Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности.

Участие в работе проблемных групп - обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.

Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей

Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока  по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами  

Супервизии - мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются  совместно  с опытными коллегами, благодаря чему учитель  получает  объективную информацию для  более полного и объективного видения своей собственной деятельности

Самоанализ и самооценка - обучение в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям

Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения.

На заседании методических часов была организована учеба учителей по введению новых стандартов. На них мы рассмотрели:

  • новые задачи педагогической деятельности учителя по введению стандартов

второго поколения;

  • модель и алгоритм деятельности образовательного учреждения в условиях

введения новых ФГОС общего образования с кейсом проектов локальных актов;

  • организация введения ФГОС начального общего образования;
  • планируемые результаты начального общего образования».
  • рассмотрели алгоритм действий команды ОУ по введению ФГОС НОО;
  • рассмотрели алгоритм действий учителя ОУ при переходе на новые стандарты

образования;

  • учителя получили рекомендации по разработке индивидуальных планов

профессионального развития при работе по новым ФГОС.    Включение каждого учителя в методическую работу через выстраивание для него индивидуальной программы профессионального роста способствует его самореализации и коррекции практической деятельности по снятию лично у него имеющихся затруднений.

На методический информационный час могли придти все желающие из числа учителей работающих по новым стандартам и не только.

Обязательным звеном методической работы является система повышения квалификации учителей через курсы повышении квалификации, городские и школьные семинары, самообразование. Наши учителя прошли различные курсы повышения квалификации.

На заседаниях методических часов они рассказывали о приобретенном опыте, проводили консультации по прослушанным темам курсов. Поделились информацией на электронных носителях.

Из числа наиболее опытных учителей была создана творческая рабочая группа, в задачи которой входило наиболее подробное изучение всех материалов, самообследование проектов образовательных программ, разработки рабочих программ с учетом проектов примерных учебных программ, примерных программ по отдельным предметам вариативной части базисного учебного (образовательного) плана. Члены рабочей группы неоднократно заслушивались на заседаниях Методического Совета школы, где обсуждались основные пути модернизации школьного образования, УМК, соответствующие новым ФГОС, условия для качественного перехода к внедрению в начальную школу ФГОС нового поколения. Члены творческой группы совместно с представителями администрации школы выступали на общем родительском собрании для будущих первоклассников, проводили индивидуальные консультации для родителей в плане выбора УМК.

Большая работа проведена с воспитателями ДОУ. В октябре состоялся семинар по преемственности между ДОУ и начальной школой. На нем я выступила с докладом «Стратегия преемственности между начальной школой и ДОУ в условиях перехода на новые образовательные стандарты второго поколения». Воспитателей познакомили с новыми задачами их деятельности в условиях введения ФГОС НОО. Им было предложено рассмотреть новые подходы, изменения в работе с детьми, показатели сформированности УУД на ступенях предшкольного и начального образования Даны методические рекомендации и дидактические материалы (см. в приложении).

 При введении ФГОС в школе организована широкая разъяснительная работа не только среди педагогической, но  и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. При этом наша школа провела работу с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов. Учителя 4-х классов провели родительские собрания в детских садах в сентябре-октябре, где также познакомили воспитателей и родителей воспитанников с новыми требованиями, а в апреле проведены повторные собрания и встречи, где родителей будущих первоклассников познакомили с новыми стандартами второго поколения.  

Для учителей я разработала методические рекомендации:

  • по организации мониторинга УУД;
  • приемы формирования УУД;
  • методические рекомендации по организации и структуре урока по ФГОС
  • по работе с  технологическими картами;
  • типовые задания по развитию УУД;
  • алгоритмы самооценивания учащихся и. т. д.  (см. в приложении)

Внедрение стандартов нового поколения прежде всего предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала. Это одно из важных направлений национальной стратегии. Данная проблема стоит как перед учителями, работающими в начальной школе, так и педагогами среднего и старшего звена. Важно отметить, что требования к кадровому обеспечению реализации основной  образовательной программы начального общего образования являются основой социального заказа. Уровень профессиональной готовности педагогов работающих и планирующих работать по новым ФГОС находится на достаточном урорвне: (1, 4 классы): высшая категория – 2, на 1 категорию планируют пройти аттестацию – 4 педагога.

Охват вариативными программами учащихся начальной школы – 100%, что говорит о готовности педагогов к инновациям. Имеется достаточная учебно-методическая база для реализации программ развивающего обучения; педагогами начальной школы разрабатываются и апробируются авторские программы по дополнительному образованию и воспитательной работе. 

Однако имеются и определенные риски реализации Стандарта. К ним  можно отнести возможное негативное отношение педагогов  к внедрению Стандарта; негативное отношение родителей; отсутствие у  педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности. Чтобы устранить данные риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции администрации и педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников, что мы и проводим в нашей школе.

   Что же изменилось на сегодняшний день в плане профессиональной компетенции учителей начальной школы:

  • положительная мотивация заметно растет;
  • все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых

технологий, в частности проблемной проектной технологии; системно-деятельностного подхода к обучению, технололии критического мышления и др.

  • создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС.
  1. Система мониторинговых исследований за ходом реализации проекта

Эффективность реализованного проекта будет оценена в результате   мониторинга реализации проекта (мониторинг качества услуги организации учебной и иных видов деятельности, мониторинг учителей, реализующих проект, мониторинг удовлетворенности родителей, психологические аспекты реализации проекта и др.)

Мониторинг будет осуществляться на основе сетевого взаимодействия с родителями учащихся и преподавателями основного и дополнительного образования. Опросы будут проводиться по различным направлениям с большим числом респондентов (для обеспечения репрезентативной выборки).

Показатели эффективности проводимых изменений:

Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп:

1) прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах изменения;

2) косвенные показатели, которые сложно измерить и которые, возможно, проявятся с отсроченным эффектом.

К первой группе относятся следующие показатели:

  • результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям

эксперимента);

  • результаты внутреннего и внешнего аудита качества образования;
  • степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников,

родителей, учителей);

  • изменение инфраструктуры организации образовательного процесса в начальной

школе;

  • возрастающее желание родительских, педагогических объединений,

организации благотворительной деятельности и попечительства  активно участвовать в жизнедеятельности школы;

Ко второй группе:

  • успешность учащихся при обучении в  начальной школе и при переходе в

среднее звено;

  • успешность педагогического коллектива;
  • разнообразие и эффективность применения учителями начальной школы и

учителями – предметниками образовательных технологий;

  • рост имиджа школы в образовательной сети муниципального округа  и  района

как образовательного учреждения, предоставляющего качественное доступное образование;

  • степень подготовленности педагогического коллектива (на основе результатов

повышения квалификации);

  • степень востребованности инновационного опыта
  • результаты участия в инновационных образовательных проектах и программах,

конкурсной и грантовой деятельности;

  • результаты социальной экспертизы.
  1. Ожидаемые результаты проекта в рамках реализации стратеги

Направления

Ожидаемые результаты

Обновление и совершенствование качества  образования

Обновление содержания воспитательной работы, способствующей внедрению новых ФГОС

Обеспечение преемственности в организации и содержании образовательного процесса в начальной и основной школе.

Качественное улучшение образовательных результатов  учащихся при переходе из начальной школы в основную.

Развитие системы поддержки талантливых детей

Расширение реальных возможностей для самореализации личности  ребенка.

Изменения в состоянии учеников (в развитии способностей, в социально приемлемых и социально значимых проявлениях его потенциалов).

Развитие и обновление педагогического потенциала

Возрастание уровня профессиональной компетентности педагогов в понимании и оказании помощи в разрешении детских проблем.

Методическая и психологическая подготовка педагогов начальных классов  и учителей-предметников, работающих в начальной школе к внедрению ФГОС второго поколения.

Изменения в состоянии педагогов (осознание целесообразности разработки новой модели  образовательной среды начальной школы, обученность в соответствии с содержанием проекта и признанными в современной педагогике ценностями образования, овладение адекватными методиками и технологиями профессиональной деятельности, самоопределение на личностный рост и развитие).

Современная образовательная инфраструктура

Организация пространственно-предметной среды для учащихся начальной школы.

Значительное улучшение материально-технической базы школы,  создание комфортных условий для организации учебной и внеурочной  деятельности учащихся начальных классов.

Сбережение здоровья и формирование куль-туры здорового образа жизни

Разработка вариативных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с учетом возможностей системы дополнительного образования, выбора уровня сложности и видов учебной деятельности, здоровья ребенка, его склонностей и пожеланий.

Расширение самостоятельности школы

Мониторинг образовательного и педагогического потенциала имеющихся и возможных социальных партнеров школы (выпускники школы, родители партнеры из различных областей социальной сферы и т.д.).

  1. Формы предоставления результатов:
  • Публичные отчеты (промежуточный, итоговый).
  • Выступления учителей начальных классов на конференциях и семинарах ( доклады, тезисы).
  • Статьи в периодических изданиях.
  • Методические рекомендации.
  • Специальная страница на сайте школы
  1. Тиражируемость результатов проекта:

Результаты данного проекта в целом или частично могут быть востребованы в других образовательных учреждениях в связи с универсальностью задач, на решение которых направлена реализация проекта.

Модель организации методического сопровождения кадрового ресурса реализации проекта будут разработаны с учетом возможности адаптации к условиям других образовательных учреждений района.

Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели для организации методического сопровождения кадрового ресурса в основной и средней школе в целях создания единого образовательного пространства школы, совершенствования образовательного процесса, обеспечения успешной реализации новых ФГОС.

  1. Финансовое обоснование проекта

Направления расходования средств в рамках конкурса ПНПО

Направления реализации проекта

Предполагаемые  приобретения

Предполагаемые

ожидания

Предполагаемые источники финансирования

Приобретение лабораторного оборудования

Обеспечение  системы сопровождения образов. и воспитат. процесса

Сканер, принтер

Расширение применения информ-х технологий в образ-й деятельности

За счет средств гранта конкурса ПНПО

Приобретение программного и методического обеспечения

Организация предметно-пространственной среды для учащихся начальной школы

Закупка новых УМК по предметам, учитывающих новые ФГОС

Разработка содержания и технологий обр-я для достижения желаемого уровня раз-я обуч-ся

За счет внебюджетных источников

Закупка программного обесп-я для провед тест.контроля  

Новые подходы к измерениям образ-х резул-ов школ-в

Формирование информационного пространства

Привлечение специалистов по созданию электронного  журнала

Повышение эффективности взаимодействия с родител и общест и орг.

Обеспечение  системы сопровождения образовательного и воспитательного процесса

Закупка диагностик по проведению психологического мониторинга

Повышение эффективности работы службы псих-педаг. сопровождения, разработка метод-х реком.по работе с участниками обр-го процесса

Программное обеспечение для проведения разл. видов мониторинга

Разработка критериев для оценки изменений в обр-м процессе

Модернизация материально-технической и учебной базы

Организация предметно-простр-й среды для учащихся начальной школы

Для учебных кабинетов

 Персональные шкафчики для хранения уч принадлежн

Повышение комфортности образовательной среды

 За счет средств гранта конкурса ПНПО

Формирование информационного пространства

Мини-типография

Форм-е социально-открытого уклада шк-й жизни (издание информац-х бюллетеней, шк-х газет, метод-х разработок)

Подключение кабинетов  к сети Интернет

Расширение числа участников информационной сети

За счет внебюджетных

источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Материал представлен в виде презентации, где описывается опыт работы по данной теме....

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых ФГОС

  Данный материал может быть полезен студентам педагогам-психологам (как будущим специалистам, работающим в школе) для осознания и понимания их деятельности: психологического сопровождения...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

Презентация "Организация предметно-пространственной среды в начальной школе в условиях внедрения новых ФГОС"

   Большое внимание в стандарте уделяется предметно-пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников о...

Внеурочная деятельность по английскому языку в начальной школе в условиях реализации новых ФГОС

Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС...