Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Белоглазова Надежда Сергеевна

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ozozh.docx49.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

 с. Прокудино Аткарского  района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШППС

учителей начальных классов и воспитателей

структурного подразделения

_____/Белоглазова Н.С./

Протокол № 1 от

«28»августа 2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ

с. Прокудино

________/Курочкина Л.Г../

 «30»августа 2013г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

с. Прокудино

__________/Зонова С.П../

Приказ № 45 от

«05»сентября  2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Белоглазовой Надежды Сергеевны, 1 категория

по ОЗОЖ, 2 класса

  2013 - 2014   учебный год

II. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента.

 Программа по «Основам здорового образа жизни» адаптирована   как   интегрированный курс с учебным курсом «Разговор о правильном питании» и прошла экспертизу на уровне школы(заседание МО учителей начальных классов, протокол № 1    от   28.08. 13г).  Количество часов по ОЗОЖ  за год 34 часа, их них     6 часов интегрированы с учебным курсом «разговор о правильном питании».

Цели учебного  курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

III. Содержание программы

Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища.  «Мужские» и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок (14 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть  и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма.  Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств  в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения

IV. Учебно – тематическое планирование

Класс:  2.

 Учитель: Белоглазова Н.С.

Количество часов –34.

Всего – 34 часа; в неделю -   1 час.

Плановых контрольных работ - нет, зачетов - нет, тестов – нет, проверочных работ -нет.  

Содержание программного материала

Количество часов

1

Этический блок

5

2

Психологический блок

6

3

Правовой блок

5

4

Семьеведческий блок

4

5

Медико – гигиенический блок

14

Итого:

34

V.Календарно – тематическое планирование

Дата проведения

Тема

ИКТ

Проект

ная деятель

ность

Задачи

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО

план

факт

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

                                              Этический 5 ч

1

Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни?

Если хочешь быть здоров.

Элект

физмин

Познакомить с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни»

Научиться понимать значение здоровья для жизни человека

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формулировать и удерживать учебную задачу. Вести устный диалог.

2

Зачем я на этой земле.

Презентация «Наша планета прекрасна»

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни

Формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни

Способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Умение устанавливать причинно – следственные связи между человеком и природой.

3

Я часть природы

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира

Знать об основных периодах жизни человека и их особенностях, осознание себя, как части природы.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

4

Красота окружающего мира.

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

Научить устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой.

Воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

5

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту

Презентация «Береги природу»

Актуализация знаний детей по данной теме, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

Формирование понятия «красота души»

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, делать выводы.

Психологический блок 6 ч

6

Развитие познавательной сферы

Развитие произвольного и непроизвольного внимания, развитие памяти, мыслительной деятельности младших школьников, развитие процессов воображения.

Развитие внимания, мышления, логики, воображения, фантазии.

Познавательная мотивация ученика

Формирование умения быть здоровым.

7

Развитие эмоциональной сферы

Элект.

физмин

Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций.

Значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека.

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

8

Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции

Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций.

Тренинговые упражнения на развитие эмоциональной сферы. Умение пользоваться примами  саморегуляции.

Способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения

9

Развитие навыков общения

Элект.

физмин

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях.

Умение реализовать  навыки общения в практических ситуациях.

Представление об общих нравственных категориях (добре и зле).

Умение координировать с партнером действия при работе в паре.

10

Знакомство с письменным общением

Проект «Письмо другу»

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях.

Умение реализовать  навыки общения в практических ситуациях.

Способность к самооценке.

Умение координировать с партнером действия при работе в паре.

11

 Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Презен

тация «Культура общения мальчиков и девочек»

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях.

Умение  применять полученные знания в общении мальчиков и девочек.

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения

Правовой блок 5 ч

12

Культура поведения. Этика. Этикет.

Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах

Знание « правил культуры поведения», «этикета» и «правил поведения в общественных местах»

Адекватная мотивация учебной деятельности.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

13

Культура поведения. Этика. Этикет.

Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста.

Практическое применение

знаний « правил культуры поведения», «этикета» и «правил поведения в общественных местах»

Эмоционально – нравственная отзывчивость.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

14

Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.

Элект.

физмин

 Формирование у младших школьников системы основных человеческих ценностей, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к красоте.

Проработка правил поведения и правил здорового образа жизни, формирование понятия «красота души».

Приобретение умений доказывать свое мнение.

Обобщать результаты наблюдений , выделять существенную информацию, задавать вопросы.

15

Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.

Презентация «Если хочешь быть здоров»

Показать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья, закрепление и систематизация знаний, создание установки на здоровый образ жизни.

Умение применять санитарно – гигиенические нормы в жизни.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

16

Аккуратность и опрятность.

Проект «Внешний вид ученика»

 Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста.

Умение применять санитарно – гигиенические нормы в жизни.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

Семьеведческий блок 4 ч

17

Чистота  в доме и в школе

 Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного

Усвоение понятий «чистота», «порядок», «уборка».

Эстетическое отношение к своему жилищу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

18

Чистота  в доме и в школе

Научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного

Умение применять на практике полученные знания

Эстетическое отношение к своему жилищу

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

19

Как делают уборку дома и в школе.

Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного

Умение применять на практике полученные знания.

Эстетическое отношение к своему жилищу, формирование чувства прекрасного.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

20

«Мужские» и «женские» обязанности.

Элект.

физмин

Проект  «Пора ужинать»

Познакомить учащихся с понятиями обязанности в семье, дать представление о распределении обязанностей между членами семьи.

Развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Представление о моральных нормах правил поведения в семье.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

Медико – гигиенический 14 ч

21

Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

Знакомить учащихся со строением организма человека, дать представление о функциях каждого органа, формировать навыки здорового образа жизни.

Изучать строение  организма человека и его функционирование.

Приобретение умения бережного отношения к своему организму.

Обобщать результаты наблюдений , выделять существенную информацию, задавать вопросы.

22

Я хозяин своего здоровья.

Элект.

физмин

Формировать навыки здорового образа жизни.

Умение отвечать за состояние своего организма.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

23

Дыхание, осанка и движение -  суть жизни

Дать представление о правильном дыхании, правильной осанке, гармоничном движении, объяснить зависимость здоровья о того, как они дышат, двигаются, сидят за партой.

Научиться правильно дышать, сидеть за партой, следить за своей осанкой.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

24

Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы  заболеть?»

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Презентация «Полезные продукты»

Профилактика детского травматизма и простуды, дать представление о факторах угрожающих здоровью детей.

Научиться различать опасные вещества по запаху, объяснять опасные последствия некоторых игр, изучить полезные продукты питания.

Приобретение умения бережного отношения к своему организму.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

25

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Презентация «Витамины круглый год»

Дать представление  том, что такое болезнь, о причинах возникновения болезни.

 Узнает причины возникновения инфекционных заболеваний  и мерах  их профилактики.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

26

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Элект.

физмин

Воспитывать ответственность за состояние своего организма.

Умение применять в жизни заботу о больных людях, проявлять милосердие и сострадание.

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

27

Профилактика детского травматизма.

Профилактика детского травматизма.

Умение применять знания по профилактике детского травматизма.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

28

Профилактика детского травматизма.

Профилактика детского травматизма.

Умение применять знания по профилактике детского травматизма.

Приобретение умения бережного отношения к своему организму.

Формирование умения быть здоровым.

29

Творчество и здоровье.

Воспитывать ответственность за состояние своего организма.

Умение применять знания по профилактике детского травматизма.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.

30

Нехотяй (не хочу, не могу, не буду)

Презентация «Вредные привычки»

Дать представление о взаимосвязи и взамозависимости воображения, сообразительности и находчивости со здоровьем человека.

Научится описывать словами картинки-образы, возникающие в воображении.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

31

Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет.

Формирование здорового образа жизни

Научится описывать словами картинки-образы, возникающие в воображении.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения.

32

Питание и здоровье.

Презентация « Правильное питание»

Дать  представление о здоровой пище, о правилах ее приема, рассказать о зависимости здоровья человека от правильного питания.

Получит преставление о здоровой пище, о правилах питания.

Понимание необходимости здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

33

Питание и здоровье.

Проект «Спорт- залог здоровья»

Познакомить с правилами гигиены полости рта, зубов рассказать о продуктах, содержащих витамины.

Умение применять правила гигиены, знания о пользе витаминов.

Знание основных правил здорового образа жизни.

Формирование умения быть здоровым.

34

резерв

VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:

- вопросы отношения к окружающему миру;

- правила личной гигиены;

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;

- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;

- что такое  забота;

- что такое  ответственность;

- что такое  этикет;

- что такое  семейные обязанности;

- что такое  вредные привычки;

- о  соблюдении режима дня;

- о профилактике нарушения зрения;

- правила закаливания.

К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:

- характеризовать  взаимосвязь элементов  живой природы;

- характеризовать  правила поведения в обществе;

- характеризовать  способы  противостояния принуждению;

-  слушать собеседника;

- овладевать  вербальными и невербальными формами поведения;

- выявлять  зависимость уверенности и неуверенности от других людей;

- отстаивать свои права;

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;

- уверенно вести себя в определенных ситуациях;

-  пользоваться средствами личной гигиены;

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;

- характеризовать состояние окружающей среды обитания;

- проводить закаливание организма.

VII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать полезные и вредные привычки;

- ухаживать за больным человеком;

- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;

- различать и называть основные части тела человека;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- приводить примеры здоровой пищи;

- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;

- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.

 - выражать приветствие, благодарность, просьбу;

  - выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться      предметами личной гигиены;

 - рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

 - проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

 -  выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

        -  приводить примеры видов труда людей;

         Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры эмоций человека;
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • рассказывать о пользе витаминов;
  • рассказывать о необходимости занятия спортом ;
  • различать вредные и полезные привычки;
  •  различать виды эмоционального состояния человека;

          МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
  •    Учащиеся могут научиться:
  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
  • устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

                                                                    VIII.Учебно – методическое обеспечение.

    1. Планирование составлено на основе  региональной программы Павловой М.А. 2008 г.

    2.Рабочая тетрадь 2 класс «Красота спасет мир», Павлова М.А., Саратов «Добродея», 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова

В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...