Первые шаги в проект
проект (1 класс) по теме

Шибанова Ольга Петровна

 

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность24.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Первые шаги в ПРОЕКТ

                           Долгосрочная целевая программа развития системы образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области на 2012-2015гг.,  принята в целях  обеспечения условий для реализации прав граждан на качественное образование в соответствии с законодательством РФ в условиях комплексной модернизации образования в России.

                  Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
                    Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

 

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

10 % от того, что они читают,

26 % от того, что они слышат,

30 % от того, что они видят,

50 % от того, что они видят и слышат,

70 % от того, что они обсуждают с другими,

80 % от того, что основано на личном опыте,

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,

95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).

 

                     Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих – наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

Проект – это план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной разработки решения проблемы в качественно новой форме, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:

♦ С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?

♦ Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?

♦ Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.

Среди них наиболее ярко выделяются следующие:

☻ у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;

☻ младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;

☻ эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

    В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника.

           

         Хочу показать некоторые приёмы и методы,  специфику введения учащихся первых классов в проектную деятельность на своём опыте работы. Рассмотрим  поэтапно.

  1. Тема проекта.

Для того, чтобы вызвать у ребёнка живой интерес, тему предлагает сказочный персонаж, волшебный предмет, герой мультфильма в виде

просьбы о помощи. Дети 6-7 лет, с удовольствием включаются в этот диалог, и проявляют готовность помочь

  1. Цель проекта

Цель должна звучать лаконично, чётко и понятно ребёнку, т.е. все действия и продукт проектной деятельности на первых порах должны

быть ученику знакомы (книга, журнал, рисунок). Постепенно переходить к новым формам.(презентация, коллаж, модель и т.д.)

  1. Нахождение и подбор  информации

      Я предположила, что учащиеся первого класса на начальной стадии обучения, будут испытывать трудности в нахождении информации из-за несформированности умения находить источники, работать с электронными и бумажными носителями. Это приведёт к потере интереса к изучению учебного материала. Если к решению данной проблемы подойти формально, то для создания проекта учитель предложит детям готовые сведения, либо проект выполнят родители. Эти варианты неэффективны: и в том, и в другом случае ученик становится пассивным участником процесса, и весь смысл проектной деятельности исчезает.

               Я изучила  источники информации, которыми сможет воспользоваться ребёнок в  школе. Все источники я объединила в одно информационное поле, которое строится на взаимодействии следующих структур:

  • Семья ученика;
  • Школьная библиотека;
  • Школьные музеи;
  • ЦИТ п.Новый Свет;
  • Электронный дневник
  • Общественный клуб «Семья»
  • Администрация Новосветского сельского поселения
  1. Семья ученика.

          Первоочередной задачей для меня стало информирование родителей об особенностях и необходимости проектной деятельности учащихся. Нужно было заинтересовать и объяснить, какую помощь может оказать семья в подборе информации для создания проекта. Родители способны помочь своим детям в сборе фотографий, ознакомить с историей, традициями семьи, рассказать о своих профессиях, создать презентации, участвовать в классных и школьных мероприятиях. Для решения этой задачи проведены обучающие родительские собрания: «Образование в современных условиях», «Создание презентации». С помощью родителей созданы проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Викторина по сказкам А.С. Пушкина», «Помогаем птицам зимой», коллаж «Дикие животные»

  1. Школьная библиотека

        90% моих первоклассников пришли в школу, умея читать. Эти умения  я решила  использовать как основу в сборе информации в бумажных носителях. Уже в октябре мои ученики были зачислены читателями в школьную библиотеку. Совместно с библиотекарем, Колесниковой И.Н., мы разработали  цикл занимательных занятий во внеурочное время: «Знакомство со словарём», «По страницам детских энциклопедий», «Творчество поэта (писателя)». На этих занятиях дети учатся работать с  информационными книгами, изучают творчество детских поэтов и писателей, смотрят тематические презентации. Дети  с удовольствием выполняют проектные задания по нахождению информации в школьной библиотеке. Ирина Николаевна на только поможет выбрать нужную книгу, но и стимулирует учащихся, награждая их в номинациях: «Самый активный читатель», «Юный эрудит», «Знаток сказок А.С. Пушкина» и т.д.

  1. Школьные музеи

        На базе нашей школы действуют два музея: «История школы», «Боевой славы». Сведения, которые первоклассники получили  на экскурсиях в эти музеи, они использовали в проекте «Моя малая родина». Очень трогательны были моменты, когда первоклассники в музеи «История школы», на старых фотографиях выпускников узнавали своих родителей. Не случайно, эти открытия вошли в проекты «Моя семья»

  1. Центр информационных технологий

           С сентября все учащиеся моего класса посещают кружок информатики на базе ЦИТ п. Новый Свет. Дети учатся добывать сведения с помощью Интернет-ресурсов, создавать презентации, рисунки.

  1. Электронный дневник

         Мы живём во время активно развивающихся информационных технологий. Практически в каждой семье есть компьютер и Интернет.  Все мои ученики зарегистрированы  в Электронном дневнике. При подготовке проекта учащиеся активно пользуются библиотекой дневника, собирают сведения в Интернете по ссылкам, которые я им присылаю, обмениваются информацией. Продуктом проекта «Мой класс» стала галерея нашего класса, которую мы совместно собрали  в  Электронном дневнике.

  1. Общественный клуб «Семья»

           6 лет на территории нашего посёлка действует общественный клуб «Семья», который я возглавляю. Клуб инициирует и организует встречи с представителями различных профессий, проводит конкурсы, повышает активность семей в участии в мероприятиях поселения.  С помощью клуба, дети собирают сведения и материал к проектам «Все профессии важны», «Масленица», «Детская площадка моей мечты». Огромную помощь в работе клуба оказывает Администрация Новосветского сельского поселения.

                Все сведения, которые  дети нашли и использовали в реализации проекта, я сортирую и складываю в электронную копилку класса. Они могут пригодиться в создании новых проектов.

  1. План действий

        Учащиеся 1 класса ещё не умеют планировать свою деятельность. Я  координирую их действия, поэтапно ставлю перед ними  проектные задачи. Как правило, работа проводится в небольших группах (не более 5 человек), чтобы каждый ребёнок внёс свой вклад, и чувствовал себя приобщённым к коллективной деятельности. Чтобы между детьми не возникало ссор, сразу обговариваем, кто, что делает. При создании следующих проектов функции  ученика меняются . Опорой в работе могут служить схемы «Шаг за шагом», графический план,  текстовый план «Начало предложений» «Сундучок подсказок».

  1. Защита проекта

       Существуют различные формы защиты проекта. Для младших школьников интересна защита в виде выступления перед сверстниками, родителями. Чаще защиту проводим в виде викторин, театрализованной форме, в виде ролевой игры. Например, проект «Моя мала Родина» мы завершили экскурсиями по посёлку, где ребята выступали в роли экскурсоводов. Когда работали над проектом «Детская площадка моей мечты», класс на время превратился в лабораторию юных художников и конструкторов.

        Мы делаем только первые шаги в проектную деятельность. Проекты первоклассников – это творческие работы, продуктами которых становятся презентации, фотогалереи, аппликации, рисунки, викторины, игры и т.д.

ВЫВОД. Разнообразие форм, методов, приёмов работы, увлекательные задания, поощрение каждого, создание ситуаций успеха, а главное, сюрпризность каждого шага –  только так можно начинать учиться интересно. А как учить при этом интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Первые шаги в науку"

Проект посвящен проведению летней эколого- биологической школы для учащихся начальной школы - 2-4 классов.Он включает  лабораторные работы с использованием микроскопов, творческие мастерские по м...

Педагогический проект "Первые шаги в науку"

Проект посвящен проведению летней эколого- биологической школы для учащихся начальной школы - 2-4 классов.Он включает  лабораторные работы с использованием микроскопов, творческие мастерские по м...

Проект выступления на областном круглом столе по теме «Первые шаги по ФГОС ООО»

Проект выступления на областном круглом столепо теме  «Первые шаги по ФГОС ООО»...

Проект. "Первые шаги в искусство"

Проект предполагает посещение экскурсий в Государственном Эрмитаже и самостоятельную творческую работу детей....

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС. Первые шаги в проект.

Проектная деятельность учащихся в начальной школе в условиях ФГОС.Первые шаги в проект...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...

Проект «Адаптация детей в первой младшей группе» «Ох уж не легки эти первые шаги»

В этом проектерассказывается, как легче пройти адаптацию....