Презентация по теме: "Компетентностно-ориентированные задания: содержание, структура,возможности использования в пространстве урока".
презентация к уроку по теме

Христофорова Светлана Ласловна

Презентация готова для проведения семинара по компетентностно-ориентированным заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_khristoforova.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Компетентностно-ориентированные задания: содержание, структура, возможности использования в пространстве урока» Пыть – Ях 2014

Слайд 2

Образование АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В ШКОЛЕ

Слайд 3

Школа Иерархия образовательных компетентностей

Слайд 4

Компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, а компетентностно-ориентированные задания предназначены для реализации данной цели.

Слайд 5

Компетентностно-ориентированные задания – основное средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Слайд 6

Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Слайд 7

Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи

Слайд 8

Компетентностно-ориентированное задание является – деятельностным, моделирует жизненную ситуацию, имеет определённую структуру, строится на актуальном материале, требует применение общих учебных умений

Слайд 9

Структура компетентностно – ориентированного задания 1. Введение в проблему. 2. Формулировка задания: - текст задания должен начинаться с глагола; - в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то, Как делать. 3. Информация, необходимая для решения данной задачи. 4. Форма предъявления результатов КОЗ.

Слайд 11

1 этап В компетентностном уроке на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приёмов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приёмом уроков является создание проблемной ситуации. 1.Целеполагание

Слайд 12

2 этап В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, её можно называть продуктивной, так как результат её, продукт (способы действий, знания, умения), лично создаётся учеником. Самостоятельная продуктивная деятельность

Слайд 13

3 этап Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом,(проведи самоконтроль). Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку). Таким образом, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов. Рефлексия

Слайд 14

Как узнать, что это КОЗ Во-первых, это деятельностное задание. Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию. В третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале. В-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами.

Слайд 15

Компетентностно-ориентированное задание состоит из: стимула задачной формулировки источника информации бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ) инструмента проверки

Слайд 16

Педагог Структура компетентностно-ориентированного задания

Слайд 17

мотивирует ученика на выполнение задания включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации Задание Стимул

Слайд 18

понимается однозначно чётко соотносится с модельным ответом / шкалой соответствует возрасту чтения интересна обучающемуся Компетентность Задачная формулировка

Слайд 19

необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности интересен соответствует возрасту чтения Внимание! На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Ученик не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Олимпиада Источник информации

Слайд 20

модельный ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа бланк наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания. Урал Инструмент проверки

Слайд 21

Уровни КОЗ уровень воспроизведения (применение базовых знаний в стандартных ситуациях) уровень установления связей (интеграция материала из разных тем, интерпретация информации, представленной в графиках и таблицах) уровень рассуждения (обобщение, решение нестандартных проблем, обоснование выводов)

Слайд 22

Примеры формулировок Введение в проблему – после изучения обучающимися трёх источников, они смогут… : 1. перечислить не менее 5 …; 2. указать в полученном списке веществ те из них, которые…; 3. суммировать в письменной форме своё отношение к …; К концу изучения темы, обучающиеся смогут: 1. указать в предложенных текстах не менее 7 признаков; 2. привести не менее 3 примеров (аргументов); 3. создать стихотворное произведение с использованием не менее 2-х выразительных средств.

Слайд 23

Формулировка задания – что именно сможет сделать обучаемый (исполнение) – глаголы для постановки целей: варьировать, видоизменить, модифицировать, поставить вопрос, систематизировать, упростить, выделить, выразить в словесной форме, записать, обозначить, подчеркнуть, продекламировать, произнести, прочитать, разделить на составные части, пересказать, выразить мысль, высказать согласие (несогласие), ответить, поблагодарить и т.д. – то есть, здесь идёт цель: что именно должен продемонстрировать ребёнок, чтобы учитель счёл его компетентным. Их должно быть достаточно для того, чтобы дети смогли показать то, что нужно учителю.

Слайд 24

Форма представления результатов (критерии) – конкретно что, сколько и как должен ребёнок указать, в какой форме. Результат прописывается с позиции компетентностей.

Слайд 25

Структура ключевых компетенций Сферы реализации компетенций Важнейшие аспекты реализации компетенций Компетенции учебно-познавательные (в сфере самостоятельной познавательной деятельности) Усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в т.ч. внешкольных Компетенции ценностно-смысловые В сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

Слайд 26

Компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе в сфере гражданско-общественной деятельности) 1)Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, члена социальной группы, коллектива 2)Умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации социальной группы, коллектива Компетенции личностного самосовершенствования (в бытовой сфере) Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Сохранение и укрепление здоровья, формирование навыков безопасного существования в природной и антропогенной среде

Слайд 27

Компетенции общекультурные (в сфере культурно-досуговой деятельности) Выбор путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащающих личность Компетенции информационные При помощи реальных объектов и ИКТ формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Коммуникативные компетенции Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Уметь представлять себя, написать письмо, анкету, заявление, вести дискуссию.

Слайд 28

Экспертирование заданий

Слайд 29

Введение компетентностно-ориентированного подхода в образовательный процесс Изменение организации традиционного урока Включение специально организованной деятельности обучающихся в образовательный процесс метод проектов ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ учебные проекты и сюжетные игры для начальной школы УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ другие компетентностно-ориентированные технологии

Слайд 30

Компетентностно-ориентированные задания: Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала - изучение нового программного материала без предварительного объяснения учителя - дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников

Слайд 31

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы УМК для начальной школы - Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы Рабочие тетради: - «Победители стихий» - «Символика класса»

Слайд 32

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Тетрадь «Символика класса» - учебный проект: создание символики класса обучение действиям в рамках проекта сплочение класса / осознание общности интересов и целей освоение аспектов ключевых компетентностей

Слайд 33

Компетентностно-ориентированные технологии «Метод проектов» «Портфолио» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» «Дебаты» «Сообщество»

Слайд 34

Этапы урока Цель, результативность Виды деятельности Проверка домашнего задания Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности 1. Рецензирование ответов (домашнего задания) Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование самообразовательной компетентности 2. Математический диктант, тест, с/р (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Слайд 35

Изучение нового материала Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование исследовательской компетентности Доказательство теорем Вывод формул, правил Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетентности Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей Экспериментальная работа Практическая работа

Слайд 36

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков Цель: изучить свойства, правила… Результативность : формирование познавательной компетентности С/ р частично-поискового, исследовательского характера; Компетентностно-ориентированные задания Цель: закрепить знания; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетентности саморазвития Исследование различных видов памяти Цель: закрепить умение решать задачи и примеры, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетентности Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы, КСО (коллективный способ обучения) Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности Решение задач несколькими способами Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей Работа с учебником (учебная практическая работа)

Слайд 37

Контроль Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности Создание рекламы (презентации) изучаемой темы урока, синквейна, работа в группах со взаимной оценкой Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности Разноуровневая с/р (взаимопроверка, самопроверка, контроль учителя);

Слайд 41

Компетентностно-ориентированные задания направлены: • на формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении • развитие общеучебных умений и навыков • формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности • развитие познавательного интереса обучающихся • реализацию принципа связи обучения с жизнью

Слайд 42

Кто не думает о далёком будущем, тот его не имеет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме :"КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ."

Презентация по теме :"КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ."...

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

В работе представлен комплекс интерактивных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Экскурсия по Александро-Невской Лавре)

В предлагаемой статье содержится материал об истории создания Лавры, о ее исторических памятниках, о современном состоянии Лавры. Данный материал можно использовать на уроках русского языка, литератур...

Семинар по теме: " Компетентностно-ориентированные задания на этапе проверки"

Компетентностно-ориентированные я на этапе проверки.Цель КОЗ – мониторинг проверяемых УУД....

Использование игр и творческих заданий как фактор развития индивидуальности личности на уроках музыки

Здесь собраны различные творческие задания, развивающие непосредствен­ные музыкальные навыки, а также навыки актерского мастерства, культуры исполнения, импровизатор­ского исполнительства, нав...

Задания на развитие внимания ,ориентировку на пространстве рабочего листа

Задания на развитие внимания ,ориентировку на пространстве рабочего листа. Можно использовать ,как карточки раздаточного материала на логопедических занятиях или на подготовке к школе....