Школьные трудности «нестандартных» учеников
презентация к уроку по теме

Майборода Наталья Михайловна
     3)     родовые травмы;
     4)     различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит,
хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром
нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
     5)     нетяжелые мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:
     1)     ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в
условиях социальной депривации;
     2)     дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности:
предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
     3)     искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.
Как правило, при анализе причин мы получаем их совокупность и тесную взаимосвязь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_mo_osobye_deti.doc114.5 КБ
Office presentation icon nestandartnyy_uchenik.ppt119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные трудности «нестандартных» учеников

Майборода Н.М.

педагог-психолог МОУ СОШ №40

Цель: обсуждение с педагогами проблемы обучения и воспитания обучающихся, имеющих трудности в учебной деятельности.

Задачи:

  • информирование от причинах трудностей в обучении
  • Информирование об личностных особенностях обучающихся, имеющих трудности в учебной деятельности
  • Выработка рекомендаций для педагогов по работе с данной группой учащихся.

В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все «на лету», занимаются дополнительно музыкой, языком. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно  осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. Эти дети сталкиваются с непосильными для них требованиями. Пока они усваивают начальные навыки, программа уходит далеко вперед. Им часто не удается вписаться в школьную жизнь и детский коллектив. И по поведению некоторые из них настолько отличаются от сверстников, что приводят в замешательство. «Вроде бы и неглуп, а за контрольные двойки…», «так кружится и отвлекается, что всему классу мешает», «все только в работу включились, а он уже устал», - говорят о своих «трудных» учениках педагоги. И родители растеряны: у всех – дети как дети, а их ребенка одни замечания и двойки в тетрадях. И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленив, характер испорченный, не старается.

Учителю приходится встречаться с различными состояниями, ведущими к нарушению освоения школьных знаний и навыков. Эти состояния редко встречаются в изолированном виде; сочетаясь у одного ребенка, они могут осложнять друг друга. Появление какого-либо синдрома могут быть фасадом болезни, но гораздо чаще они являются особенностями индивидуального варианта развития, задача тех, кто занимается обучением ребенка, - понять его специфические трудности, помочь ему компенсировать те или иные неблагоприятные тенденции развития, адаптироваться к социальным условиям, прежде всего к школьному обучению.

Причины возникновения трудностей можно разделить на две большие группы:

     1.      причины биологического характера;

     2.      причины социально –психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

     1)     различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации,

резус-конфликт и т.д.);

     2)     недоношенность ребенка;

     3)     родовые травмы;

     4)     различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит,

хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром

нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

     5)     нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

     1)     ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в

условиях социальной депривации;

     2)     дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности:

предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

     3)     искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

Как правило, при анализе причин мы получаем их совокупность и тесную взаимосвязь.

СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА

По разным данным, от 4 до 25% семилетних и от 20 до 50% шестилетних детей при традиционной организации процесса школьного обучения испытывают большие трудности при адаптации к школе, не могут без напряжения осваивать учебную программу. Связано это, прежде всего с недоразвитием психофизиологических функций, таких, как умение произвольно управлять своим поведением, запоминать, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свою деятельность, уровень развития речи и абстрактного мышления, координацию мелких движений. Т.е. существенные стороны психики сохраняют более раннюю детскую организацию, приводят к более непосредственному поведению, чем допускают школьные условия. Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики, получило название синдрома психического инфантилизма.

У ребенка с проявлениями инфантилизма к началу обучения в школе не сформирована способность произвольно управлять своим поведением. Его поведение в значительной мере определяется непосредственным побуждением, поэтому он не готов обучаться в тех условиях, которые ему предлагает массовая школа. Такие дети наивны, непосредственны, они не понимают до конца учебную ситуацию. Беспечность у них может сочетаться с добродушием и оживленностью, внушаемостью и подчиняемостью в отношении с другими детьми. Движения их часто порывисты, недостаточно координированы и точны, моторная незрелость проявляется в недостаточной координации тонких движений пальцев и кисте рук, затруднения в выработки двигательных стереотипов, необходимых для овладениями навыка письма. Эвоционально-волевая незрелость при психическом инфантилизме сочетается с более или менее выраженной интеллектуально недостаточностью из-за преобладания наглядно-действенного мышления над абстрактно-логическим, повышенной истощаемости и пресыщаемости активного внимания, недостаточности словесно-смысловой памяти. Во многом это связано с повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать предложенное задание, сосредоточиться на нем. Особенно сложны для них осознание границ между общими и частными понятиями, причинно-следственными связями. Основная трудность, с которой сталкивается учитель, - это неумение инфантильного ребенка включаться в общую работу: он может игнорировать предложенное учителем задание, не пытаясь выполнить его, задает вопросы, не имеющие отношения к заданию. Часто такой отказ от работы сочетается с искренним желанием соответствовать собственным представлениям о «хорошем ученике». Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимать руку, радостно вскакивает когда его спрашивают. Он не может сохранить эту форму поведения: непосредственное желание пересиливает, и ребенок перебивает учителя, разговаривая с соседом, ходит по классу, занимается тем, что не имеет отношения к уроку.

Необходимо медицинское сопровождение (педиатр, психоневролог) для оказания общеукрепляющей и витаминотерапии.

Исследованиями психологов К.Поливановой и А.Венгера показано, что для детей не готовых к школьному обучению в стандартных условиях, характерны разные типы поведения в школьной ситуации. Эта ситуация выступает не как учебная, а как игровая, псевдоучебная или коммуникативная. Соответственно тому, как воспринимает ребенок школьную ситуацию, определяется подход к работе с ним.

Для детей с игровым отношением к школьной ситуации характерно непрогнозируемое поведение. Он может активно включиться в работу, выполнять задания, а может совершенно выпасть из урока, ходить по классу, заниматься посторонними делами Школьная ситуация для него игра, вернее множество игр. Единственное средство, которое дает результаты при работе с такими детьми – поддерживать у них непосредственный интерес к тому, что происходит в классе. Важным элементом работы с такими детьми становиться групповая работа, которая позволяет развивать интерес у ребенка к общей деятельности. При индивидуальном занятии необходимо использовать дидактические игры.

Псевдоучебное отношение к занятиям связано с низким уровнем самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. Учеником выполняются все формальные требования (количество клеток, правильность написания букв). Однако при решении задач пассивны, вплоть до отказа. В работе с такими учениками необходимо подчеркивать содержательную сторону работы, оценивая преимущественно ее, хвалить при участии в общей работе, проявлении инициативы. А вот на выполнение формальной стороны задания внимание обращать не нужно, тем более ставить в пример.

При коммуникативном отношении к занятиям дети постоянно стараются завладеть вниманием учителя. В учебной ситуации не начинают работать, не получив персональных указаний учителя, прибегают к специальным уловкам, капризны. Причиной возникновения подобного варианта чаще всего бывает искажение в семейном воспитании, недостаток общения со сверстниками, не умение играть. Учитель должен уделять такому ребенку максимум внимания, ориентирую на содержательную сторону образования. Избегать отрицательного внимания (окриков, высмеиваний). Следует помочь ему найти свое место в детском коллективе, что позволит ему чувствовать себя более комфортно.

Прогноз развития следует оценивать как хороший, особенно в том случае, когда ребенок начинает регулярное обучение не в соответствии со своим паспортным возрастом, а по факту готовности (примерно к 7,5 – 8,5 годам). При не учете особенностей ребенка и начала обучения в школе как все, то фактическая невозможность нормального усвоения материала и эмоциональная, поведенческая неадекватность условиям обучения могут способствовать формированию  дисгармонических черт личности, нарушению поведения и школьной дезадаптации.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

Состояние, при котором болезненно повышена двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

У детей с подобным расстройством повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетиться, отвлекается. С началом обучения в школе не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, встает, ходит по классу. Черты характеризующие синдром гиперактивности: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость, - часто сочетаются с трудностями в усвоении школьных навыков (чтение, счет, письмо).

Такие дети нередко раздражительны, вспыльчивы, эмоционально неустойчивы. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению.

Прогноз состояния ученика зависит от большого количества факторов: степени выраженности двигательной расторможенности и неустойчивости внимания, нарушений когнитивной сфере, наличие эмоциональных и личностных расстройств. Большое значение для прогноза имеет адекватное комплексное лечение (психоневролог и психиатр).

При организации обучения этих детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузке реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушений концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка оказывалась успешной, а поставленная цель достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для гиперактивных детей, они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

ЦЕРЕБРОАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (быстро устающий ребенок)

Врачу-психоневрологу, консультирующего детей со стойкими трудностями в обучении, нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда вполне способный по своему уровня умственного развития ребенок оказывается не в состоянии успевать за темпом и объемом школьной программы. В тех случаях, когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, не дающая ему возможности полноценно включиться в учебный процесс, врачи говорят о цереброастеническом синдроме – состоянии, для которого характерна повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке. Трудности ребенка при этом определяются неравномерной, колеблющейся работоспособностью, высокой истощаемостью со снижением концентрации внимания и контроля за своей деятельностью, замедленным темпом усвоения учебного материала.

Причина  повышенное внутричерепное давление. Такие дети выделяются среди сверстников увеличенными размерами головы, выпуклым высоким лбом. Кожа у них часто имеет бледный цвет, «мраморный рисунок», при волнении или напряжении краснеет. Характерна неустойчивость психического тонуса: резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Возможно наличие навязчивых движений, тиков, заикания, энуреза.

Основной специалист сопровождения невролог, который определяет подходящий ребенку режим и медикаментозное лечение.

Охранительный режим включает в себя ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления, выделение по необходимости дополнительного выходного дня, а по показаниям – переход на домашнее обучение.

Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода: задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным по времени, небольшим по объему, в процессе его выполнения при необходимости должна быть оказана организационная помощь.

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Длительное сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома, т.е. состоянию нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. Наиболее подвержены дети при наличии общей ослабленности организма, незрелости вегетативных процессов, наличие хронических заболеваний, часто болеющие дети.

Несмотря на сохранность интеллектуальной деятельности, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто бывают не посильными для таких детей. «Нормативные» нагрузки оказываются для них чрезмерными. Накапливающееся утомление переходит в переутомление. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли. Поэтому ребенок может производить впечатление умственно отсталого, капризного, легко отвлекаемого.

При сопровождении ребенка необходимо уделить внимание оздоровительно-коррекционной работе:

  • Медикаментозное лечение
  • Охранительный режим с учетом текущего состояния
  • Развивающая работа.

Роль педагога в выявлении переутомления и астенических состояний у детей, информирование родителей и привлечение их внимание к здоровью ребенка, консультирование со школьным врачом по организации реабилитационных мероприятий.

ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (ММД)

Под психоорганическим синдромом врачи понимают нарушение интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающие вследствие органического поражения мозга. В англоязычной литературе для обозначения этого синдрома используются понятия «минимальное мозговое повреждение» или «минимальная мозговая дисфункция».

Следует отметить, что ММД имеет различные проявления в зависимости от степени повреждения мозговых структур.

У детей с ММД в школьном возрасте замечаются импульсивность, взрывчатость, эмоциональная несдержанность, слабое чувство дистанции и ситуации, недостаточная самокритичность. При отягощенном протекании болезни проявление агрессии, сексуальности, прожорливости, склонности к бродяжничеству, т.е. наблюдается нарушении структуры личности.

Еще в раннем детстве такие дети имеют плохой сон, склонность к нарушениям пищеварения, аллергическим реакциям, повышенную потливость. Часто отмечается задержка речевого развития, слабый познавательный интерес. При освоении учебными навыками есть нарушения формирования навыков письма (дисграфии), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).  Как правило, снижен объем памяти, внимание рассеяно, нарушено восприятие зрительной и слуховой информации.

Работа педагога с ребенка будет эффективна при поддержки медикаментозным лечением. Педагогический подход к ребенку должен быть организован с учетом уровня его знаний, подготовленности, индивидуального темпа работы, уровня работоспособности, особенностей поведения. Необходимо многократное повторение пройденного материала для полноценного формирования базисных знаний, умений, навыков. Особое внимание следует обратить на работу по повышению общего уровня активности и продуктивной работоспособности.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Данный диагноз ставиться детям до 10 лет, после этого возраста – диагноз легкое когнитивное расстройство.

ЗПР – негрубое отставание в психическом развитии, характеризуется недоразвитием интеллекта при относительной сохранности мыслительных операций, способности к абстрагированию, выравниванию и компенсации.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако, это соответствие только внешнее. Прежде всего недостаточность проявляется в низкой познавательной активности ребенка, которая проявляется во сферах его психической деятельности. Он как бы не слышит или не видит многого в окружающем его мире, не стремиться понять, осмыслить происходящее вокруг. Он замедленном темпе реагирует на внешние стимулы (предметы, звуки, ритмы).  Соответственно у ребенка с ЗПР страдает целостность восприятия объектов и ситуаций.

Внимание отличается узким полем. Память снижена в силу недостаточности процесса восприятия и смысловой переработки информации. Недостаточная способность к организованной целенаправленной деятельности приводит к «угадыванию» ответа.

Особенно отстает у детей с ЗПР развитие словесно-логического мышления – это связано с недостатками речевого развития и недостаточным овладением мыслительных операций.

Осложняет работу с такими детьми их неспособность сосредоточиться, повышенная утомляемость, замедленный темп, инетрность.

Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями. В случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны работать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает.

Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учебной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

При обучении детей с задержкой в психическом развитии весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику с задержкой психического развития значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОГА

Школьная тревожность- это тревога, полностью локализованная в школе, что порождает поведенческие трудности. Это полный ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах, при хорошем выполнении аналогичных заданий дома.

Локализация тревоги в школьной сфере связана с переживанием ребенком своих неуспехов.

Главное, что должны сделать взрослые – это обеспечить ребенку ощущение успеха.

Правила:

  • Не сравнивать результаты с эталоном
  • Сравнивать ребенка самим с собой, отмечать улучшение результатов
  • Подчеркивание позитивных изменений, похвала за действие
  • Интерес к школьной жизни ребенка через призму отношений, праздников, интересов.

Важно, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах.

УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уход от деятельности – это уход во внутренний план, игровой фантазирование. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет задания. Причина – неблагополучие семьи, повышенная потребность ребенка во внимании к себе. Однако это стремление ребенок не может реализовать через демонстрацию с силу повышенной тревожности.

Негативными последствиями ухода от деятельности являются часто встречающиеся пробелы в знаниях, трудности полной реализации своих возможностей.

Основные действия:

  1. Активное воображение ребенка надо развернуть во внешнюю форму, напрвить на решение реальных творческих задач
  2. Позитивное эмоциональное поощрение, внимание к реальной продуктивной творческой деятельности.

Выбор проявления творческой натуры зависит от личностных особенностей ребенка.


НЕГАТИВНОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ

Если ребенок не имеет серьезных достижений, не обладает особыми способностями, короче говоря, не может удовлетворить потребность во внимании окружающих в социально приемлемых способах, то они не редко выбирают другой способ. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил внимание. Для него важно получить пусть и негативное внимание чем вообще никакого.

Как правило, взрослые поддерживают выбранную им тактику: делают замечания, читают нотации. Получается, что наказание для ребенка становиться лучшим поощрением. Истинным наказание для него будет лишение внимания.

Общие рекомендации:

  1. Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется когда он хороший.
  2. Свести к минимуму эмоциональность реакций
  3. Количество замечаний должно быть минимально
  4. Если проступок серьезен, то наказание должно быть предельно безэмоционально
  5. Привлечение к деятельности, где ребенок может реализовать сою демонстративность.

ПОЗИТИВНОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ

Здесь внимание привлекает путем посредством подчеркнутого соблюдения правил поведения. Изображая «идеального ребенка», «пай-девочку» или «пай- мальчика», он добивается внимание через похвалу, восхищения, умиления.

Как правило, в большинстве случаев роль «идеального ребенка» удерживается только в социальных ситуациях, тогда как дома ребенок может быть совершенно невыносим.

Вообще позитивное и негативное самопредъявление может реализовать один и тот же ребенок в зависимости от ситуации. Часто у таких детей возникают трудности общении с одноклассниками. Основа отношение учителя к демонстративному поведению ученика и степень поддержки его в классе.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ

Психологический синдром социальной дезориентации возникает в результате резкого изменения условий жизни ребенка. Причина такого изменения – сниженная чувствительность к социальны нормам. Когда ребенком осознается снятие старых ограничений, но не понимает появление новых, не может простроить их иерархию. Ребенку кажется, что наказания не заслужены, ведь другие их нарушают.

Ребенок постоянно нарушает правила. Нередко  отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, воровство и т.п.

Цель: помочь ребенку соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости.

Этапы работы:

1.Полное прекращение любых наказаний и замечаний за мелкие проступки, но неукоснительное и немедленное наказание за серьезные.

  1. Наиболее грубые нарушения норм полностью прекратились. Надо выбрать одну область мелких нарушений и соседоточиться на ней, затем только на следующей.
  2. Введение поведения ребенка в социальные нормы.

ВЕРБАЛИЗМ

Психологический синдром определяется преобладанием вербального (речевого) развития над развитием других познавательных процессов.

Бойкая речь, уверенные ответы на любые вопросы, хорошая словесная память приводят к тому, что в развитии внимание уделяется речи, а остальные остаются на втором плане. В частности мышление развивается недостаточно.

В начале обучения такие дети успешны благодаря накопленному багажу знаний, однако со временем, по мере усложнения задач, начинаются трудности. Проявляется неспособность к четкой организации своих действий, несформированность мышления.

Общая рекомендация такова: начинать коррекционные занятие с ребенком надо с того места в его развитии, где продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Основная тактика работы с «вербализмом»: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

Психологи рекомендуют родителям по мере возможности разделить жизнь ребенка в школе и дома, т.е жить с ребенком дома «дошкольной жизнью», включая в нее полезные и естественные занятия.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

Это дисбаланс умственного развития, при котором хорошо развито логическое мышление при недоразвитии образного мышления, восприятия, моторики. Причина – недооценка родителями роли детских видов деятельности.

Дети с интеллектуализмом редко испытывают трудности в обучении. Самыми проблемными предметами являются рисование, физкультура.

Наибольшую проблему в данном случае составляет отсутствие общения со сверстниками. ИМ более свойственна тревожность, вызванная недостаточным уровнем практического знакомства с миром, пассивность.

В рамках нашей культуры этот вариант развития достаточно благополучен, поэтому здесь можно ограничиться минимальными рекомендациями. Если синдром не сильно выражен, то следует, прежде всего, заверить родителей, что с возрастом ребенок найдет себе достойного собеседника, и рассказать, как домашними средствами можно облегчить поиски друга.

СЕМЕЙНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Психологический синдром семейной изоляции – это застревание ребенка в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой его общения является семья. Особенно когда семья представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества.

Особенностями являются:

  • Повышенная зависимость ребенка
  • Низкий уровень самостоятельности
  • Инфантильность
  • Тенденция к избеганию контактов

Наиболее распространенные жалобы – это трудности в общении, низкая учебная мотивация, странности поведения.

Основная работа в случае семейной изоляции проводит психолог или психотерапевт. Направленность его работы – это переориентация семьи со значимых для нее ценностей на представления, господствующие в окружающей социальной действительности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

Ситуация, при которой ребенок с нормальными потенциальными способностями оказывается лишен необходимого обучения и воспитания. Частой основой педагогической запущенности становятся семейное или социальное неблагополучие. Такое явление отмечается как при гипоопеки (беспризорности), так и при гиперопеке (ребенка лишают самостоятельности, инициативы, воспитывают удобного ребенка)

При педагогической запущенности в наибольшей мере страдают школьные знания и умения, в то время как собственно психические процессы не нарушены. В быту ребенок может быть вполне сообразительным, иногда бытовая ориентировка превосходит возрастную норму.

Оказавшись за школьной партой, ребенок не стремиться к выполнению заданий, т.к. несформирована мотивация, первичные навыки для усвоения учебных навыков, незаинтересованность родителей, негативная оценка учителя. Возможны асоциальные проявления, прогулы, уходы из класса, агрессия, мелкое хулиганство.

Повседневная практика показывает, что дети с явлением педагогической запущенности в результате неправильного воспитания способны полностью восполнить пробелы в знаниях и догнать сверстников в условиях массовой школы, если для них будут созданы адекватные педагогические условия и обеспечен индивидуальный подход. Кроме того учитель может помочь м дополнительной похвалой, эмоциональной поддержкой, дать почувствовать, что верит в их возможности, подчеркнуть присущие им достоинства, помочь найти друзей в классе.


ВЫСОКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ

Истинная агрессия – это свойства личности, которые выражаются в повышенной готовности к ее проявлению.

У младших школьников критериями агрессивности являются такие характеристики:

  • Часто теряет контроль над собой
  • Часто спорят и ссорятся с окружающими
  • Отказываются выполнять просьбы взрослых
  • Могут намерено вызвать у других чувство злости и раздражения
  • Склонны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах)
  • Часто испытывают чувства злости, зависти, гнева
  • Не способны забыть об обиде, не отплатив
  • Мнительны и раздражительны.

Говорить об агрессивности можно только в случае, когда хотя бы половина из описанных проявлений имеют место в течении полугода.

Причинами детской агрессивности являются:

  • Семья как демонстратор агрессивного поведения
  • Научение в процессе общения со сверстниками (принцип «кто сильный – тому все можно»)
  • Агрессивная модель поведения, представленная на телевидении, компьютерных играх, книгах.
  • Внешнее проявление внутреннего дискомфорта (высокая тревожность, ощущение отверженности, неадекватная самооценка)

Так что первое, что требуется от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ученика и его успехах в преодолении трудностей, попытайтесь вернуть ребенку самоуважение и позитивную самооценку.

Кроме того необходима систематическая работа по обучению ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражениям гнева, выработать навыки владения собой в ситуации вспышки гнева, обучать адекватными поведенческим реакциям в различных ситуациях.

«ДЕТСКАЯ ДЕПРЕССИЯ»

Эмоциональные колебания у детей чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут проходить самопроизвольно.

У ребенка в таких случаях родители обращают внимание на расстройства сна и аппетита, потливость, ознобоподобную дрожь, изменение окраса кожи, возможное появления энуреза. Общее состояние может быть вялым и заторможенным или наоборот, беспокойным, тревожным плаксивом. В поведении проявляется признаки депрессии: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка. Часто ребенок говорит «скучно», «устал», «все надоело», «все как в тумане, как во сне».

Если депрессия выражена не сильно, она вполне может пройти самопроизвольно, без вмешательства специалистов. Главное, внимание к душевному состоянию ребенка, поддержания доверительных отношений.

Наиболее опасны случаи, когда помимо жалоб на подавленное настроение у ребенка появляется проблемы со здоровьем. В таком случае необходимо помощь специалистов для разделения «проблемы тела и проблемы души». Это явление называется психосоматизация.

ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

Шизофрения – это серьезный болезненный процесс, который может привести к необратимым изменениям психики, прежде всего в эмоциональной сфере. Течение болезни может быть разнообразным. При благоприятном течении и медикаментозной поддержки интеллект сохранен и ребенок способен обучаться в общеобразовательной школе.  Если болезнь протекает злокачественно, то развивается слабоумие и необходимо специальное обучение.

Детям, больным шизофренией, свойственны сниженная контактность, необычные интересы, интровертированность, нелепые поступки, немотивированные ил и необъяснимые страхи, тревога, бредовые высказывания, может проявиться гримасничество, кривляние. Общее состояние характеризуется депрессивными признаками.

От учителя зависит создание доброжелательной атмосферы по отношению к такому ребенку и его нелепым поступкам. Необходимо учитывать повышенную чувствительность ребенка к негативным переживаниям связанным только с ним. Кроме того нужно постоянное наблюдение в процессе общения со сверстниками, т.к. реакции могут быть неадекватные.

СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Основным ядром проявления синдрома является недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с другими людьми, отгороженность от внешнего мира.

Особенности эмоционально-волевой сферы аутичного ребенка проявляются в слабости или искаженности эмоционального реагирования, искаженности эмоций, их однообразии, неадекватности. У многих детей с проявлением аутизма отмечается неспособность дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы, боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающих предметов и людей.

В познавательном плане: внимание рассеяно, речь развивается поздно, речь не используется для общения, игра носит вид однотипных манипуляций с неигровыми предметами.

В общеобразовательной школе могут находиться дети с легкой формой проявления аутизма. В таком случае важно учитывать их стереотипность деятельность, медленную врабатываемость, чередование видов деятельности, медленное включение в детский коллектив.

Литература

  1. Рабочая книга школьного психолога / под ред Дубровиной И.В. – М: Просвещение, 1991
  2. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М: Айрис-Пресс, 2003
  3. Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. - М.: Школьная пресса, 2006
  4. Кольцова М. Медлительные дети – СПб: Речь, 2003
  5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – М: ТЦ Сфера, 2002
  6. Чижова С.Ю. Калинин О.В. Детская агрессивность – Ярославль: Академия развития, 2003
  7. Янукова Л.А. Психологическая профилактика проблем обучения и развития школьника – СПб: Речь, 2003


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Школьные трудности «нестандартных» учеников

Слайд 2
Майборода Н.М.педагог-психолог МОУ СОШ №40

Слайд 3
Биологического характера
Социально-психологического характера
различные варианты патологии беременности; недоношенность ребенка; родовые травмы; различные соматические заболевания ; нетяжелые мозговые травмы.
ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности:предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д. искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

Слайд 4
Причины возникновения трудностей

Слайд 5
Трудности, обусловленные биологическими факторами

Слайд 6
СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМАСИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯЦЕРЕБРОАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (ММД)ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 7
Трудности, обусловленные социально-психологическими факторами

Слайд 8
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОГАУХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГАТИВНОЕ и ПОЗИТИВНОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕСОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯВЕРБАЛИЗМИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМСЕМЕЙНАЯ ИЗОЛЯЦИЯПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬВЫСОКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ

Слайд 9
Трудности, обусловленные эмоциональными нарушениям

Слайд 10
«ДЕТСКАЯ ДЕПРЕССИЯ» ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯСИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Слайд 11
Причина: недоразвитием психофизиологических функций
Проявление: ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики
Сопровождение: медицинское, рекомендации начать обучение позже, поддержание интереса через групповые занятия и дидактические игры

Слайд 12
СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА

Слайд 13
Причина: нарушение функций некоторых мозговых структур
Проявление: общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость, - часто сочетаются с трудностями в усвоении школьных навыков (чтение, счет, письмо)
Сопровождение: медицинское, режим нагрузок, четкие требования, нацеленность на успех и выбор соответствующих заданий

Слайд 14
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ

Слайд 15
Причина: повышенное внутричерепное давление
Проявление: способный по своему уровня умственного развития ребенок оказывается не в состоянии успевать за темпом и объемом школьной программы
Сопровождение: медицинское, охранительный режим , задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным по времени, небольшим по объему, в процессе его выполнения при необходимости должна быть оказана организационная помощь

Слайд 16
ЦЕРЕБРОАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Слайд 17
Причина: наличие общей ослабленности организма, незрелости вегетативных процессов, наличие хронических заболеваний, часто болеющие дети.
Проявление: состоянию нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению
Сопровождение: медицинское, режим нагрузок, развивающие занятия

Слайд 18
АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Слайд 19
Причина: органическое поражение мозга.
Проявление: нарушение интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения
Сопровождение: медицинское, режим нагрузок, развивающие занятия. Необходимо многократное повторение пройденного материала для полноценного формирования базисных знаний, умений, навыков. Особое внимание следует обратить на работу по повышению общего уровня активности и продуктивной работоспособности

Слайд 20
ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (ММД)

Слайд 21
Причина: органическое поражение мозга.
Проявление: негрубое отставание в психическом развитии, характеризуется недоразвитием интеллекта при относительной сохранности мыслительных операций, способности к абстрагированию, выравниванию и компенсации, проявляющаяся в недостаточности проявляется, которая проявляется во сферах его психической деятельности
Сопровождение: медицинское, режим нагрузок, развивающие занятия. Необходимо многократное повторение пройденного материала для полноценного формирования базисных знаний, умений, навыков. Особое внимание следует обратить на работу по повышению общего уровня активности и продуктивной работоспособности . Использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку

Слайд 22
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 23
Причина: переживанием ребенком своих неуспехов в школе
Проявление: тревога, полностью локализованная в школе, что порождает поведенческие трудности. Это полный ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах, при хорошем выполнении аналогичных заданий дома
Сопровождение: обеспечение ребенку ощущение успеха.Правила:Не сравнивать результаты с эталономСравнивать ребенка самим с собой, отмечать улучшение результатовПодчеркивание позитивных изменений, похвала за действиеИнтерес к школьной жизни ребенка через призму отношений, праздников, интересов.

Слайд 24
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОГА

Слайд 25
Причина: неблагополучие семьи, повышенная потребность ребенка во внимании к себе
Проявление: уход во внутренний план, игровой фантазирование. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных ему вопросов и указаний учителя, не выполняет задания
Сопровождение: Активное воображение ребенка надо развернуть во внешнюю форму, направить на решение реальных творческих задач. Позитивное эмоциональное поощрение, внимание к реальной продуктивной творческой деятельности.

Слайд 26
УХОД ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 27
Причина: не удовлетворена потребность во внимании окружающих в социально приемлемых способах
Проявление: демонстративное сознательное нарушение правил поведения
Сопровождение: Четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется когда он хороший.Свести к минимуму эмоциональность реакций; Количество замечаний должно быть минимально; Если проступок серьезен, то наказание должно быть предельно безэмоционально; Привлечение к деятельности, где ребенок может реализовать сою демонстративность.

Слайд 28
НЕГАТИВНОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ

Слайд 29
Причина: не удовлетворена потребность во внимании окружающих
Проявление: внимание привлекается путем посредством подчеркнутого соблюдения правил поведения. Изображая «идеального ребенка», «пай-девочку» или «пай- мальчика», он добивается внимание через похвалу, восхищения, умиления.
Сопровождение: Четкое распределение, регуляция внимания; Привлечение к деятельности, где ребенок может реализовать сою демонстративность.

Слайд 30
ПОЗИТИВНОЕ САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ

Слайд 31
Причина: резкого изменения условий жизни ребенка, сниженная чувствительность к социальны нормам.
Проявление: постоянно нарушает правила
Сопровождение: научить ребенка соотносить между собой разные социальные нормы по степени их значимости

Слайд 32
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ

Слайд 33
Причина: особенности семейного воспитания
Проявление: преобладанием вербального (речевого) развития над развитием других познавательных процессов
Сопровождение: начинать коррекционные занятие с ребенком надо с того места в его развитии, где продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. Основная тактика работы с «вербализмом»: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

Слайд 34
ВЕРБАЛИЗМ

Слайд 35
Причина: недооценка родителями роли детских видов деятельности
Проявление: дисбаланс умственного развития, при котором хорошо развито логическое мышление при недоразвитии образного мышления, восприятия, моторики
Сопровождение: помощь в социальной адаптации

Слайд 36
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

Слайд 37
Причина: застревание ребенка в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой его общения является семья
Проявление: Повышенная зависимость ребенка; низкий уровень самостоятельности; инфантильность; тенденция к избеганию контактов
Сопровождение: помощь в социальной адаптации, переориентация семьи со значимых для нее ценностей на представления, господствующие в окружающей социальной действительности.

Слайд 38
СЕМЕЙНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Слайд 39
Причина: семейное или социальное неблагополучие. Такое явление отмечается как при гипоопеки (беспризорности), так и при гиперопеке (ребенка лишают самостоятельности, инициативы, воспитывают удобного ребенка)
Проявление: страдают школьные знания и умения, в то время как собственно психические процессы не нарушены
Сопровождение: помощь в социальной адаптации, доплонительные задания, повышение самооценки

Слайд 40
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

Слайд 41
Причина: Семья как демонстратор агрессивного поведения; научение в процессе общения со сверстниками; агрессивная модель поведения, представленная на телевидении, компьютерных играх, книгах; внешнее проявление внутреннего дискомфорта
Проявление: Часто теряет контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намерено вызвать у других чувство злости и раздражения; склонны винить других в своих ошибках и неудачах; часто испытывают чувства злости, зависти, гнева; не способны забыть об обиде, не отплатив; инительны и раздражительны.
Сопровождение:систематическая работа по обучению ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражениям гнева, выработать навыки владения собой в ситуации вспышки гнева, обучать адекватными поведенческим реакциям в различных ситуациях.

Слайд 42
ВЫСОКАЯ КОНФЛИКТНОСТЬ, АГРЕССИВНОСТЬ

Слайд 43
Причина: неблагоприятная ситуация, в редких случаях - самопроизвольно.
Проявление: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка. Часто ребенок говорит «скучно», «устал», «все надоело», «все как в тумане, как во сне»
Сопровождение: внимание к душевному состоянию ребенка, поддержания доверительных отношений

Слайд 44
«ДЕТСКАЯ ДЕПРЕССИЯ»

Слайд 45
Причина: неблагоприятная социально-психологическая ситуация, генетическая предрасположенность
Проявление: сниженная контактность, необычные интересы, интровертированность, нелепые поступки, немотивированные ил и необъяснимые страхи, тревога, бредовые высказывания, может проявиться гримасничество, кривляние
Сопровождение: создание доброжелательной атмосферы по отношению к такому ребенку и его нелепым поступкам

Слайд 46
ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ

Слайд 47
Причина:нарушение развития
Проявление: недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с другими людьми, отгороженность от внешнего мира; слабостьили искаженность эмоционального реагирования, искаженность эмоций, их однообразии, неадекватности.
Сопровождение: помощь в социальной адаптации, развивающие занятия, охранительный режим

Слайд 48
СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные трудности или школьная неуспешность.

Статья для родителей,которые хотят,чтобы их дети были успешными!...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Оценка школьной зрелости и раннее прогнозирование школьных трудностей

В последние годы мы все чаще и чаще говорим о трудностях обучения в начальной школе. Родители чаще винят школу, а ведь это проблема не только педагогическая, но и медицинская, и социальная, и пси...

«Факторы, влияющие на возникновение школьных трудностей. Виды трудностей обучения детей»

Основные рассматриваемые вопросы:  1. Психолого-педагогический фактор: возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе. Сензитивные периоды развития. Обучение детей по традиционной ...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...