Оценка школьной зрелости и раннее прогнозирование школьных трудностей
консультация (1 класс) на тему

В последние годы мы все чаще и чаще говорим о трудностях обучения в начальной школе. Родители чаще винят школу, а ведь это проблема не только педагогическая, но и медицинская, и социальная, и психологическая.Данный материал поможет педагогам, психологам, социальным работникам и родителям разобраться в проблемах детей еще до поступления в школу и научиться поддерживать их и помогать им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка школьной зрелости и раннее прогнозирование школьных трудностей

Перечень требований к ребенку, поступающему в первый класс современной школы, может быть огромным: это умение ребенка читать, писать, считать; способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять задания  по инструкции; большой запас сведений по разным направлениям; быть послушным и выполнять все требования учителя и др. Перед школой ребенок может, но не должен все это уметь.

Готовность – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение т.д. Готовность – это и определенный уровень развития тех познавательных функций, без которых обучение невозможно или затруднено (организация внимания и деятельности, речь, развитие моторики, зрительного восприятия). Готовность – это определенный уровень личностного развития, характеризующий самосознание, самооценку, мотивацию. Готовность – это состояние здоровья ребенка и особенность раннего этапа развития.

В работе с родителями будущих первоклассников  мы используем анкеты, позволяющие спрогнозировать, выделить  факторы риска, которые могут стать причиной школьных трудностей. Это позволяет педагогу, психологу, логопеду найти индивидуальный вариант работы, не совершить ошибку при выборе тактики общения и методики обучения.

Следует помнить что:

  • результаты не определяют уровень развития, т.к. для этого необходимы нормативы развития, а они существуют только для физического развития;
  • по результатам не ставит диагноз - «готов» - «не готов»;
  • результаты не определяет отклонение в развитии.

  1. Социальное развитие.

1

 Ребенок контактирует со сверстниками и взрослыми, умеет знакомиться

2

 Ребенок знает правила общения со сверстниками

3

 Ребенок знает и применяет правила хорошего поведения, не проявляет агрессию

4

 Ребенок умеет общаться с чужими взрослыми людьми, отвечать на вопросы

5

 Ребенок спокойно привыкает к новой обстановке, не меняет своего поведения, не становится возбужденным

6

 Ребенок чувствует отношение и настроение взрослых

7

 Ребенок не избегает общения с новыми детьми и взрослыми

  1. Личностное развитие

1

 Ребенок осознает свое положение в общении со сверстниками и взрослыми

2

 В общении со сверстниками и взрослыми ребенок стремится установить и сохранить положительные отношения

3

 Ребенок занимается, учится, работает самостоятельно без присутствия взрослого

4

 Ребенок стремится к улучшению результата, умеет объективно оценить этот результат

5

 Ребенок оценивает свои хорошие и плохие поступки, но оценка зависит от взрослых

6

 Ребенок проявляет активный интерес к окружающему миру, к миру взрослых, к разным видам деятельности

7

 Ребенок стремится к личным достижениям (Я это знаю, умею, слышал, мне рассказывали, видел), самоутверждению, признанию

  1. Организация деятельности

1

Ребенок выполняет задания по инструкции, не нужно повторять задания несколько раз

2

Ребенок планирует свою работу, не действует путем проб и ошибок

3

Ребенок выполняет задание до конца, оценивает качество работы

4

Ребенок способен самостоятельно найти ошибку

5

Ребенок, не отвлекаясь, выполняет задание в течение 10-15 минут

6

Ребенок не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания

7

Ребенок принимает помощь взрослых, если ошибся, не сердится, не кричит

  1. Развитие движений и пространственная ориентация

1

Ребенок уверенно владеет бытовыми действиями (ест ложкой, вилкой; расстегивает, застегивает пуговицы; завязывает шнурки; чистит зубы; одевается, раздевается)

2

Ребенок хорошо ходит, бегает, умеет прыгать через прыгалку, кататься на велосипеде, на лыжах, на коньках, плавать, играть в теннис и т.д.

3

Ребенок способен научиться лепить, вышивать, вырезать

4

Ребенок хорошо держит равновесие, движения координированы, ловок

5

Ребенок ориентируется в пространстве (выполняет движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо и т.д.)

6

Ребенок не затрудняется при работе с конструктором, мозаикой, собирает пазл, манипулирует мелкими деталями

7

Ребенок умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, нарисовать круг, треугольник, квадрат

Какой рукой работает ваш ребенок?

правой

левой

  1. Здоровье и развитие (от 1 года до 6 лет)

1

Частых, простудных заболевании не было (3-4 раза в год)

2

Нет хронических заболеваний

3

Спит и засыпает спокойно

4

Не боится темноты, одиночества

5

Не обкусывает ногти, нет подергиваний мышц лица, шеи, моргание

6

Началась смена молочных зубов

Для прогнозирования школьных трудностей учителю помогут таблицы:

Таблица №1.

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры

помощи

I. Социальное развитие.

  • трудности установления контактов со сверстниками
  • формирование негативного отношения к детям, школе;
  • возникновение затяжных конфликтов;
  • снижение мотивации учения;
  • нежелание идти в школу
  • оказывать повышенное внимание с первого дня (посадить поближе);
  • познакомить с детьми;
  • определить общее дело и совместную работу с фиксированным результатом или дело, за которое ребенок отвечает вместе с другими (поливает цветы)4
  • стимулировать ситуативное и внеситуативное общение со сверстниками;
  • поддерживать. подбадривать. хвалить
  • трудности установления контактов со сверстниками
  • страхи (боязнь школьного учителя, школы);
  • снижение мотивации учения;
  • комплексные трудности;
  • возникновение затяжных конфликтов
  • спокойное и доброжелательное отношение в сложных ситуациях;
  • возможен специальный психологический тренинг коммуникативных умений;
  • поддерживать, подбадривать
  • непонимание дистанции между собой и взрослыми - инфантильность или социальная неадекватность;
  • грубость, агрессивность в общении со сверстниками
  • нарушение поведения;
  • затяжные конфликты;
  • комплексные трудности  обучения;
  • нарушения психического здоровья (страхи, неадекватные реакции, навязчивые движения и т.д.)
  • необходима консультация врача-психоневролога и строгое следование его советам;
  • спокойное, доброжелательное отношение, строгость, но не грубость, требовательность, но не злость;
  • проанализировать и учесть семейную ситуацию, отношение родителей к ребенку;
  • возможен специальный психологический тренинг коммуникативных умений;
  • постоянный контакт с родителями, определение тактики совместных действий
  • трудности адаптации в новой обстановке
  • сложность периода адаптации в школе;
  • комплексные трудности
  • внимание, поддержка;
  • спокойное, доброжелательное отношение;
  • создание условий для взаимодействия со сверстниками

Таблица №2.

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры

помощи

II. Личностное развитие

  • завышена самооценка, есть проблемы в осознании своего положения в общении со сверстниками и взрослыми, необъективно относится к результатам своей деятельности;
  • возможны конфликты со сверстниками и учителем (слезы, обиды, злость);
  • отсутствует активный познавательный интерес
  • может активно привлекать внимание только к себе, сердится, если это не получается;
  • возможны «выходки» для привлечения внимания;
  • боится отвечать, выходить к доске, не уверен, даже когда все хорошо знает;
  • старается уйти от общения со сверстниками, трудна совместная работа;
  • возможно снижение мотивации и успешности обучения;
  • занижена самооценка (замнут, неуверен, боится новых контактов, ситуаций);
  • привык работать под контролем взрослых, не умеет самостоятельно выбрать занятие, дело;
  • низкая учебная мотивация;
  • отсутствие интереса, активности на уроках, нежелание выполнять домашние задания;
  • комплексные трудности, снижение успешности обучения
  • тактичное, спокойное, доброжелательное объяснение ситуаций, не фиксировать внимание на «выходках» - отвлечение, переключение на другой вид деятельности;
  • включать в совместные игры с другими детьми;
  • поддерживать (взглядом, жестом, словом);
  • включать в совместную работу с другими детьми;
  • фиксировать, отмечать и поощрять любые удачи при всех;
  • определение тактики родителей (поддержка, подбадривание, отсутствие негативных оценок);
  • поощрять активность;
  • вовлекать в совместную деятельность с другими детьми;
  • использовать индивидуальные задания с заранее запланированным успешным результатом;
  • постоянный контакт с родителями, определение тактики совместных действий

  • Проблемы социального и личностного развития наиболее остры на начальных этапах адаптации в школе. При правильной тактике педагога  и совместной работе  с психологом эти проблемы можно сгладить уже в первые месяцы обучения, не допуская затяжных конфликтов.
  • Общение с родителями, их помощь в решение этих проблем имеют большое значение. «Жалобы» на ребенка, «отчитывание» родителей за плохое воспитание дают негативный эффект.

Таблица №3.

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры

помощи

  1. Организация деятельности
  • трудности концентрации внимания и включения в работу;
  • трудности сосредоточенной работы без отвлечений;
  • неумение планировать деятельность;
  • хаотичная работа методом проб и ошибок;
  • неумение завершить работу
  • не воспринимает инструкцию (необходимо повторить несколько раз);
  • фрагментарно воспринимает задание;
  • возможно ухудшение организации деятельности на самостоятельных и контрольных работах;
  • не усваивает материал, приходится повторять задание;
  • выполняет не те задания (путает задания);
  • торопится закончить работу, не оценивает качество;
  • раздражителен, плаксив при неудаче;
  • к концу первого полугодия (декабрь) становятся явными трудности обучения письму, чтению, математике, связанные с нарушением организации деятельности
  • не торопить, создать условия для работы в медленном темпе;
  • максимально индивидуализировать работу, особенно формулировку задания, объяснить ход выполнения, сложную задачу разделить на этапы;
  • контролировать ход выполнения задания;
  • все поправки, замечания, объяснения не должны иметь оттенка раздражения, недовольства;
  • не рекомендовать родителям длительные дополнительные занятия дома;
  • не требовать переписывания;
  • любое задание, объяснение действия (например, написание буквы) должны быть осознанными; механическое «копирование» малоэффективно;
  • возможна специальная работа с психологом по развитию произвольности и формированию структуры организации деятельности

  • Все показатели организации деятельности связаны между собой, и даже если один из показателей нарушения организации деятельности не очень выражен, следует использовать все рекомендуемые меры помощи.
  • Если нарушение организации деятельности сильно выражены, необходима консультация врача-психоневролога.
  • Тактика работы разных педагогов, работающих с ребенком, должна быть согласована:

- необходимо согласовать методы и формы работы ребенка с родителями дома; объяснить правила выполнения домашних заданий, методику объяснения ребенку того, что он не усвоил в классе;

- рекомендуется строгое соблюдение режима дня (лучше щадящий режим), отсутствие дополнительных нагрузок в течение первого года обучения (музыкальная, художественная школа, спорт и т.п.).

  • При ухудшении состояния (болезнь, эмоциональный стресс, напряжение, перегрузки) организация деятельности ухудшается. Резкое увеличение объема и интенсивности работы, а также волнение, боязнь неудачи нарушают организацию деятельности.

Таблица №4.

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры

помощи

I V. Развитие движений и пространственная ориентация

  • моторная неловкость, скованность;
  • трудность координации сложных спортивных и танцевальных движений, трудность сохранения равновесия;
  • сложность ориентации тела в пространстве
  • трудности освоения

       спортивных движе-    ний (танцев, ритмики)

  • необходим комплекс мер, повышающих мотивацию занятий физической культурой;
  • необходимо «пошаговое» научение в очень медленном темпе при индивидуальной работе;
  • если нет медицинских противопоказаний, рекомендуются занятия в группе ОФП;
  • необходимы специальные комплексы утренней гимнастики, включающие упражнения на координацию тела
  • сложность манипулирования мелкими предметами и трудность выполнения бытовых действий – застегивания, расстегивания пуговиц, шнуровки и т.п.
  • трудности освоения навыка письма - неустойчивый почерк, медленный темп, нарушение конфигурации букв;
  • сложность выполнения заданий на уроках труда (вырезание, наклеивание, вышивание)
  • обратить особое внимание на правильность держания ручки, посадку, положение тетради;
  • обучение письму о специальной программе, предусматривающей длительный добукварный период;
  • системные занятия (психолога, педагога или родителей) по развитию моторных функций

  • Все задания по обучению письму двигательным движениям должны строиться на принципе осознанно выполнения, с пошаговым изучения любо сложного движения. Темп деятельности должен выбирать сам ребенок.
  • Соревнования не рекомендуются, так как неудачи могут снизить мотивацию занятий и достижений.
  • Форсирование темпа (увеличение скорости) письма и чтения на начальных этапах формирования навыка тормозит формирование навыков.
  • 15-минутные занятия по развитию моторных функций и координации движений необходимо проводить ежедневно.

Таблица №5.

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Рекомендуемые меры

помощи

V. Здоровье и развитие

  • частые простудные заболевания;
  • хронические заболевания;
  • пограничные нарушения пограничного здоровья
  • низкая, неустойчивая работоспособность;
  • повышенная утомляемость, неспособность выдерживать длительную нагрузку;
  • жалобы на усталость, головные боли;
  • трудности концентрации внимания, работы без отвлечений;
  • гиперактивность или, наоборот, заторможенность, вялость, отсутствие интереса к занятиям
  • рекомендуется щадящий режим;
  • противопоказаны интенсификация и усложнения программы;
  • рекомендуется ограничение дополнительных нагрузок (музыка, спорт, иностранный язык и т.п.);
  • по возможности индивидуальная работа, особенно после болезни;
  • не рекомендуется полный день в школе, продленка
  • биологический возраст отстает от «паспортного»
  • трудности психологической и функциональной адаптации к школе;
  • комплексные трудности, снижение успешности обучения;
  • возможны нарушения поведения;
  • трудности физиологической и психологической адаптации;
  • высокая утомляемость и истощаемость;
  • нарушения физического и психического здоровья;
  • комплексные трудности обучения
  • рекомендуется щадящий режим;
  • не рекомендуется полный день, продленка;
  • рекомендуется индивидуальная тактика работы

  • Если биологический возраст не совпадает с паспортным и у него есть отклонения в состоянии здоровья, рекомендуется отсрочить начало обучения в школе на год.
  • Отклонения в состоянии здоровья осложняют, усиливают трудности обучения, связанные с другими факторами риска, из-за высокой утомляемости, низкой и неустойчивой работоспособности детей.
  • При выборе мер помощи детям в таких случаях прежде всего необходимо нормализировать режим, исключить дополнительные нагрузки и снизить условия возникновения негативных эмоций.

Литература:

  1. «Учимся учиться» Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2008.
  2. «Ступеньки к грамоте» (тетради 1-5) Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2008.
  3. «Учимся писать буквы» Безруких М.М.. – М.: Дрофа, 2008.
  4. «Учимся находить одинаковые фигуры» Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2006.
  5. «Учимся рисовать фигуры» Безруких М.М., Филиппова Т.А. – М.: Дрофа, 2006.
  6. «Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь» Безруких М.М. – М.: Эксмо, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика школьной зрелости.

Данный материал поможет родителям проверить готовность своего ребёнка с школе....

Самообразование.Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации

Презентация по теме самообразования "Влияние уровня школьной зрелости обучающихся на уровень сформированности УУД нравственно-этической ориентации"...

Ориентированный тест школьной зрелости

Ориентированный тестшкольной зрелостиМБОУ Прогимназия «Президент»...

тест школьной зрелости

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Если Вашему ребёнку меньше семи лет и Вы хотите отдать его в школу, но не уверены, готов он к школе или нет, с помощью этого опросника вы може...

Тест школьной зрелости. (Подготовка ребенка к школе)

Данный материал можно использовать при подготовки ребенка к школе для определения школьной зрелости....