Моя педагогическая деятельность
материал на тему

Мугражева Акгуль Адылбековна

Эссе "Моя педагогическая деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая деятельность»

 Утро. Вот учителя  идут на работу. Каждый день, часто с тяжелыми сумками, полными тетрадей. Идут, иногда улыбаясь, иногда с грустинкой в глазах. Кто-то размеренным шагом, а кто-то стремительной походкой, обдумывая, наверное, нюансы вопросов, на которые так и не хватило ночи. Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но, в то же время, наиболее тяжелой.

Я – учитель, но, кажется,  так далеко до « Я -  УЧИТЕЛЬ».

Здесь я хотела бы поразмыслить над вопросами:

- «Современный учитель»

-«Качества учителя»

-«Как стать «УЧИТЕЛЕМ»

В основе Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты – это типовой образец, которому должно соответствовать качество деятельности педагога; это требования, которые предъявляет государство к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам учителя. Однако   я согласна с тем, что не все в деятельности педагога подлежит стандартизации. Такие понятия как «любовь к детям», «любовь к предмету», «образец отношения к людям и миру». Между тем именно они – основа, существо учительской профессии. Вчера, сегодня, завтра и всегда! Именно в этом назначение учителя. Оно нашло отражение в незыблемом правиле педагогике, которое сформулировал Лев Николаевич Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь к предмету и ученику – он совершенный учитель».

Сегодня в наше время, будучи на курсах повышения, мы говорим о главной задаче учителя - не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Доблесть учителя - сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Сегодняшний, и тем более завтрашний день,  ставит перед учителем новую задачу: осуществить переход к моделированию у обучающихся целостной картины мира, системного мышления. Для этого учитель учит детей сотрудничать, исследовать проблемные ситуации и находить оптимальные способы их решения, разрабатывать проекты и претворять их в жизнь.

  День: перемена,  ученики, бег.

Умение передать сумму знаний - это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться Новым учителем Новой школы. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник. На  мой взгляд,  эта современная миссия учителя «забытая и старая», актуальна сегодня.

Я долго размышляла над словами «сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям» и реализацией этого высказывания на практике, на уроках. Это оказалось и оказывается не просто. Но если продумать, поставить как цель и задачи урока, реализовать на каждом этапе урока, это очень интересно. Это плавно переходит к понятию «системно-деятельностный подход в обучении».

Я закончила ГАПК в 2004 году. По воспоминаниям, уроки во время педагогической практики соответствовали методике преподавания, методически выдержанные. Вечерами проявляли свои изобразительные способности: яркая наглядность, раздаточный, дидактический материалы. Сейчас я эти уроки называю «правильными, но сухими»: в основном говорит, показывает, объясняет, дает учитель; ученики «должны» повторить в точности. С одной стороны это легко, учитель всегда прав, ученик – повторяет. В жизни стремительно меняется многое. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования, наконец - новую моду.

Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.

 Кто такой учитель, каким он должен быть?  На этот вопрос охотно отвечают сами ученики. Тот, кто любит и ценит детей. Тот, кто может понять их в любой ситуации. Тот, кто всегда рядом в трудную минуту. Учитель - мудрый советчик, настоящий друг. Ученики называют такие качества учителя, что невольно себе представляешь идеального человека. А бывают ли идеальные люди?

Каким же всё-таки должен быть современный учитель?

Да, учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Но, как я уже сказала, идеальных людей не бывает, я уверена, что учитель имеет право на ошибки. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

В целом,  думаю, учитель  должен быть умным, добрым, строгим и понимающим. Очень важно, чтобы учитель чувствовал ответственность за своих учеников, их будущее. Ведь именно от него зависит, кем станут его воспитанники.

 «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь». Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Это особенно важно для учителя начальных классов. Я помню своих воспитанников, какими они были год назад.  Они пришли наивными, маленькими, несерьезными, но по-своему уже взрослыми. Они как тонкие психологи чувствовали, что их учитель очень старается, но все-таки не все получается так, как бы ей хотелось.
       Мне бы хотелось добавить, современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. В одной педагогической статье я нашла ответ, который кроется в самом слове:

У - умный, уникальный,  успешный;

Ч - честный, человечный, чуткий;

И - искренний, интересный;

Т - тактичный, толерантный, талантливый;

Е - естественный;

Л - любящий детей, свою работу.

Ь - и очень мягкий, как мягкий знак.

Как стать учителем?  По-моему плохих учителей нет, есть неинтересные.

В нашей школе учителя живые, креативные, активные, результативные. Среди них есть учителя, на которых мне бы хотелось быть похожей: Телесова Чейнеш Валерьевна, Акемеева Дарья Адаевна, Шонхорова Надежда Николаевна, Аспембитова Екатерина Саткеновна. Они опытны, на их уроках можно многому научиться, посмотреть на себя «со стороны», у них свой стиль преподавания.

В чем их секрет успеха педагогической деятельности? Может быть учеба, учеба… бесконечно. Есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Значит учеба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики. А если к приобретенным опыту, умению и знаниям, чуть более широким, чем требуется сейчас, добавить изобретательность и сделать то, что еще никто не делал – это уже новаторство и шаг к лидерству!

Вечер. Разговор в учительской.

Один из показателей успеха педагогической деятельности – результативность. Количество призов и грамот учащихся,  выигранные конкурсы, олимпиады, высокий процент качества ЗУН и успеваемость. Кто-то пойдет дальше других. Кто-то из учителей в профессиональном мастерстве обгонит меня.

Наверное, это важно, но главные критерии мне видится чуть в другом: кто-то из моих воспитанников стал увереннее в себе, здоровее, найдет  свое призванье, не потеряется  в жизни.

Ночь. Итого!?

Почти у каждого человека воспоминания о школе связаны с любимым учителем. Это самые светлые воспоминания детства.        Где же черпает вдохновение учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью, чтобы тысячи раз оставаться с вами с глазу на глаз? …Только в самом себе, только в сознании величия своего дела, только в любви к детям!  Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие, хитрые и бескорыстные…  Но очень хотелось бы, повзрослев, они – воспитанники мои, вспомнили о своем учителе (в будущем Учителе) только с теплотой и улыбкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения...

«Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»

Презентация передового педагогического опыта: «Развитие и систематизация педагогического опыта через творческий потенциал педагогической деятельности»    Составите...

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности.

В основе любых педагогических затруднений лежат определенные противоречия , которые становятся движущими силами развития специалиста только при их успешном разрешении....

Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности.

В основе любых педагогических затруднений лежат определенные противоречия , которые становятся движущими силами развития специалиста только при их успешном разрешении....

Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической деятельности.

В основе любых педагогических затруднений лежат определенные противоречия , которые становятся движущими силами развития специалиста только при их успешном разрешении....