роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

роль педагогической презентации в педагогической деятельности на уроках изо и трудового обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль педагогической презентации в организации учебной деятельности на уроках ИЗО и трудового обучения»

 

 

        Тема моего выступления «Роль педагогической презентации в организации учебной деятельности на уроках ИЗО и трудового обучения».

Всем привычно, что педагогические презентации делают для основных уроков: математики, русского языка, чтения. Но мало кто размышляет над тем, как удобно и здорово и интересно использовать ИКТ на уроках труда и рисования!

        Предлагаемый вам сегодня материал нацелен на то, чтобы показать положительные стороны использования ИКТ именно на этих уроках.

Ни для кого не секрет, что учителю особенно начальной школы необходимо руководствоваться следующими постулатами:

-не просто расскажи, но и покажи;

-не просто покажи, но и дай потрогать руками.

        Только выполняя эти принципы в процессе обучения учащихся начальной школы, учитель может управлять и оказывать влияние на все психофизические функции ребёнка.         Обязательной и неотъемлемой составляющей урока должно быть то, что ребёнку на начальных этапах обучения должно быть непременно интересно, а выполнение заданий напоминать игру.

        Ещё в недавнем прошлом я была вынуждена, готовясь к уроку, рисовать, клеить, готовить различный раздаточный материал, обеспечивающий создание на уроке условий для лучшего восприятия.

Но делать это из года в год не рационально, так как работы в большинстве случаев хрупкие, не могут долго храниться, выцветают (выгорают).

И тут на помощь пришёл компьютер. Он позволяет наглядно и доступно показать процесс подготовки, конструирования, сборки, создание композиции ожидаемой модели, рисунка, поделки.

        С его помощью дети совершают экскурсии, путешествия.

        Одну из таких презентаций я предлагаю вашему вниманию.

Тема урока:  Аппликация «Русская матрёшка».

Я назвала его «В  мастерской русского народа».

На слайде видно, что в класс пришло письмо из далёкой Японии. Конверт открывается, и читается текст. Этот игровой занимательный момент является основой  всего урока.

V Учитель рассказывает о японской культуре и традициях. А появляющиеся фотографии дают возможность окунуться в жизнь Японии, попасть на Японскую ярмарку, где продается   Кокэси.

На следующем слайде  рассматриваем японскую игрушку «КОКЭСИ» и делаем выводы с опорой на слова подсказки.

«Как называется одежда? Что образует узоры? Какова основа цвета?»

- А теперь вернемся на Родину – в Россию. Может кто-то уже догадался, какая русская деревянная игрушка заинтересовала японскую девочку? Нет? Тогда продолжим путешествие.

- Отгадайте загадки.

 

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

 

        V И вот перед нами русские матрёшки. Их много, они разные и живут в разных местностях. А чтобы узнать как матрёшка появилась в России, почему ее назвали «Матрёшкой», и особенности оформления ее сарафана  придётся путешествовать.

V Наш маршрут.

 Мы отправляемся в Сергиев Посад. С помощью гиперссылки имеем возможность на другом слайде познакомиться с матрёшкой из Сергиева Посада.

И опять опорные слова позволяют организовать анализ особенностей данной игрушки.

V   По гиперссылке возвращаемся на наш маршрут.

 На уроке мы заглянули в каждый ремесленный центр.

V Закрепление знаний происходит следующим образом. Появляется одна из матрёшек с контрольным вопросом «Из какого города я приехала?», другая – «А я из какого? А я откуда?

        Ну а теперь можно изготовить свою матрешку из бумаги.

 В беседе определились этапы работы. Они зафиксированы в письменной форме.

Повторяем правила техники безопасности. Не только услышим, но увидим и прочитаем. Приступаем к выполнению работы.

        И тут самое важное. Ребёнку хорошо всё видно с экрана, даже тому, кто сидит за последней партой.

 Это не лист бумаги, картона, шаблона, а крупное изображение на экране.

Порядок действий:

- обводим шаблон;

- вырезаем;

- накладываем на картон;

- оформляем основные детали матрёшки: лицо, фартук, руки.

Следующий этап оформления – оформление работы в декоративном стиле – наведение  красоты.

 На этом слайде есть  возможность  посчитать количество деталей необходимых для работы, а также выложить рисунок по памяти и потом  проверить себя.

 

        Предлагаю ещё рассмотреть фрагмент урока трудового обучения.

Разгадываем загадку, читаем слово, которое появляется побуквенно, что целесообразно для детей, ещё только начинающих читать.

На слайде предлагается рассмотреть готовую работу. Здесь же мы видим основные детали нашей поделки – рыбки, даём им названия.

V На новом слайде рассматриваем основной этап работы. Перед нами готовая модель рыбки и первая главная деталь – туловище.

 Используя гиперссылку на изображении туловища рыбки,  можем увидеть видеосюжет, который демонстрирует процесс изготовления  деталей   туловища.  

Видеосюжет даёт возможность  увидеть процесс работы в увеличенном виде, привлекает внимание каждого ребенка сидящего  и на первой и на последней парте.

Каждый следующий слайд представляет поэтапную работу над поделкой.

Последний слайд представляет собой аквариум, в который мы запускаем нашу рыбку.

        Предлагаю фрагмент презентации урока изобразительно искусства по теме «Осенние пейзажи». Под музыкальное сопровождение мы видим смену фотографий с осенними пейзажами. В это время учитель может прочесть стихотворение.

Смену фотографий заканчивает рисунок, который мы будем выполнять на уроке.

Далее все слайды поэтапно показывают всю работу над созданием  композиции рисунка.

- Перед глазами предстаёт лист бумаги.

- Показывается линия горизонта, которая может находиться не только на середине листа,  она может где-то выше, где-то ниже.

-По клику поэтапно мы создаём композицию рисунка. Каждый ребенок должен представить расположение предметов на листе.

Обращаем внимание на то, что не должно быть пустот, что изображение нельзя изображать в углах. Для этого мы определяем положение предметов, их высоту и ширину.

- После этого лёгкими линиями карандашом прорисовываем детали предметов: стволы деревьев, ветви, скамейку.

  Последовательное появление деревьев позволяет сконцентрировать внимание на изображаемом объекте. Здесь же показываем, что ластиком нужно убрать лишние линии.

- Работа с цветом позволяет заполнить и насытить рисунок различными цветами.

Начинаем с закрашивания неба и земли. Напоминаем, что не должно быть белых пустот. Закрашиваем стволы деревьев, скамью.

Завершает работу заполнение цветом крон деревьев, используя красные, жёлтые, оранжевые оттенки.

Использование компьютерных технологий на уроках труда позволило превратить их в красочные и интересные, хорошо воспринимаемые занятия. И, самое главное, позволило оптимизировать и мотивировать процесс какой-либо трудовой деятельности детей. Компьютерная техника используется в течение всего урока.

Согласитесь, что изготовление какой-либо поделки, аппликации, рисунка станет более интересным и продуктивным, если оно мотивировано, а также возбуждает интерес, поражает  воображение, заставляет удивляться.

Приступая к работе, дети наблюдают за процессом на экране  и выполняют действия по аналогии. При этом, учитель перекладывает роль образца на технику и тем самым, освобождает руки, выполняет одну из немаловажных своих функций – оказывает индивидуальную помощь.

        Таким образом, использование ИКТ на уроках трудового обучения, ИЗО,  позволяет решить не только задачи – научить изготавливать, рисовать, но попутно решает и задачу всестороннего развития ребёнка, развития его творческих, нравственных, эстетических качеств.

 

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.У ребенка возникает желание передать в рисункахсвои впечатления. Он берет в руки карандаш и реисует... Но наступает тот момент когда юных художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на помощь может прийти компьютер.Учитель и ученик на равных окунаются в мир искусства и техники.

 

   Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

   Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов. 

   Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?

   Я понимаю, сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций. Из обилия концепций, теорий, технологий и методик я отобрала те, которые смогли бы мне помочь создать свою практическую, гибкую, авторскую интегрированную систему работы, учитывая свои индивидуальные качества, сообразуясь с особенностями доверенных мне детей, реалиями современного общества.

   Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. То есть современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.  

   Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

   После поступления в школу компьютерного класса, а вместе с ним и электронных изданий на CD-ROM, среди которых были диски по искусству, у меня появилась возможность активно использовать готовый материал на своих уроках. Я почувствовала, что использование компьютерных технологий позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям учеников. Но работа по модифицированной программе подсказала, что не все готовые электронные издания могут эффективно работать на авторском уроке, поэтому возникла необходимость в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point. Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленные на слайде стали достигать поставленной на уроке цели. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, я сделала вывод, что для художественного образования CD может случить «сырьем», на основе которого я могу формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации, слайд - фильмы, осуществлять свои образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки изобразительного искусства.

   Уроки – презентации широко использую:

· во время знакомства с творчеством художников «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.;

· при изучении жанров изобразительного искусства «В музеях хранятся картины – натюрморты» «Портрет – жанр изобразительного искусства» и т.д.;

· при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.

· при изучении законов композиции. Во время урока при формировании новых знаний приходится рисовать множество эскизов, разъяснять и бесконечно рисовать на доске. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки.

· при изучении законов цветоведения и т.д.

   Я пыталась экспериментировать: в одном классе давала урок старым способом – проходила по рядам от первых до последних, показывала вырезки с фотографиями или репродукциями, а в другом – ребята смотрели презентацию темы на большом экране. Благодаря большому формату ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что дает огромный толчок к творчеству.

   После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, возникает множество вопросов. При работе с красками к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приемы рисования. Это тоже неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод не эффективен, получается низкий результат. Или при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приемы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Ученики при этом получают навыки приемов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию.

   В компьютерном классе уроки рисования проходят редко, но с каким восхищением они воспринимаются ребятами. В 5 классе после презентации «Анималистический жанр» обучающиеся получают задание: изобразить животное с помощью геометрических фигур, используя графический редактор PAINT. Ребята моделируют фигуры животных, как реалистических, так и из фантастического мира, создавая персонажей различных по пластике, характеру и настроению.

   В 7 классе «Изображение дороги» по правилам перспективы, «Композиционный центр в натюрморте», «Цвет в интерьере» без особых усилий выполняются ребятами в графическом редакторе PAINT, так как основы компьютерной графики они уже получили на уроках информатики. Основная форма организации занятий – индивидуальная работа с каждым обучающимся, постановка посильной творческой задачи и организации педагогической помощи каждому.

   Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.

Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 1 классе с применением игровых технологий .Тема:Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 10. Аппликация из геометрического материала

Урок -путешествие. на уроке повторяется состав чисел первого десятка . Решаются простые задачи ,и выполняется аппликация из геометрических фигур....

Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 3 классе

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 3 классе...

Второй Чемпионат России по педагогическому мастерству среди работников образовательных организаций - 2020 (презентация своей педагогической деятельности)

В самопрезентации представленна инновационная деятельность, результаты и достижения, а так же обобщение опыта своей педагогической деятельности....