Самостоятельная работа на уроке математики
учебно-методический материал по теме

Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной  работы на уроках математики в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam._mat.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд - Самостоятельная работа на уроках математики

2 слайд - Стратегическая задача модернизации всей российской школы - воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Актуальность развития самостоятельности у детей бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

3 слайд - В практике работы каждого педагога накоплен уже немалый опыт по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема организации самостоятельной деятельности учащихся будет существовать во все времена.

Организация самостоятельной деятельности на уроках математики, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

4 слайд – Говоря о формировании у школьников самостоятельности на уроках математики, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой цели работы. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

5 слайд - При организации самостоятельной работы необходимо помнить, что самостоятельная работа  - это не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

6 слайд - Практика организации самостоятельной работы на уроках математики позволяет сформулировать условия, способствующие ее эффективности:

• Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы,

• Разработка планирования заданий самостоятельной работы,  как по форме, так  и по содержанию.

• Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.

•Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока.

• Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.

• Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.

• Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.

• Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.

Если самостоятельная деятельность учащихся на уроках математики в учебно-воспитательном процессе будет грамотно организована: с применением разнообразных форм и методов организации самостоятельной деятельности, чёткой дозировкой заданий и времени, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание атмосферы сотрудничества, то уровень и качество знаний, мотивация учащихся повысится.

7 слайд - Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования умений в любой самостоятельной деятельности.

Так на каком же этапе урока целесообразнее использование самостоятельной деятельности?  Все зависит от цели, с которой проводиться данный вид деятельности. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она дается в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденном материалом занимают 15-20 минут (как отработка вычислительных навыков).

Этапы урока

1. Актуализация знаний. Целеполагание

Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности

Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата

2. «Открытие нового знания»

Предложение учащимся самим составить план своей деятельности. Реализация плана.

Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности

3. Первичное закрепление

Создание банка заданий по «новому» способу действий

Проговаривание вслух алгоритма действий

4. Решение задач на повторение

Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действий

Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений

5. Саморефлексия (самоконтроль и самооцека)

Организация индивидуальной работы по выявлению работы и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика.

8 слайд - Можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики:

  1. работы, организуемые с целью изучения нового материала;
  2. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
  3. работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
  4. обобщающие с/р.;
  5. проверочные с/р.

9 слайд - Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы.

 10 слайд - На первом этапе планирования самостоятельной деятельности, необходим верный выбор формы работы. Это  зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.

  Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические  

  пособия. Они должны содержат задания разного уровня сложности.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.

Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет учителю легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике.

Следующая форма организации самостоятельной работы – групповая. При выборе этой формы работы важно продумать распределение групп по количеству учащихся в группе, сформированности обученности, а также определить правила работы в группах.

Традиционно с/р. рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом.

При анализе общей структуры темы, учитель заранее определяет для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности на уроках математики (работа в парах).

В тематическом плане важно отметить логическую последовательность работ, их разнообразие и усложнение.

11 слайд -  Второй этап планирования с/р. на уроках математики связан с подготовкой учителя к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методическую инструментовку в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса. Поэтому в поурочном плане учителя могут указать: место с/р. в структуре урока; задания (их направленность и содержание); время, выделяемое для выполнения заданий. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин. чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, учитель имеет возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется, (математические диктанты). Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.

Приблизительное, "на глазок", определение продолжительности самостоятельной работы с ориентиром лишь на объем задания, без учета уровня усвоения нового, его сложности, без учета сформированности навыка чтения, скорописи, вычислительных навыков, объема внимания, организованности и трудоспособности учащихся младшего школьного возраста не должно допускатся. Нередко учителя лишь в общем представляют, каков темп работы каждого ученика. А ведь от того насколько быстро и правильно читает ученик, насколько быстро пишет, в конечном счете зависит продолжительность и результативность самостоятельной работы. Не секрет, что многие дети лучше анализируют условие задачи, понимают смысл прочитанного с голоса учителя. И дело не в умении анализировать. Причина часто кроется в том, что ребенок медленно читает и просто не успевает приступить к решению задачи.

Невнимание к этим сторонам организации существенно влияет на снижение у обучающего эффекта самостоятельной работы, не способствует овладению учащимися учебными умениями и навыками, замедляет их развитие, а сама работа становится лишь средством занять детей на уроке. Поэтому, обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития.

 Здесь целесообразно детям предлагать  задания на выбор различного уровня сложности.

Такие  задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках.

12 слайд -

Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

Учителю важно помнить, что жизнь человека — это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.

Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.

Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность, чтобы дойти до конца, чтобы найти выход. И если ваши ученики дойдут до конца, значит, в этом есть и ваша заслуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды самостоятельных работ на уроках математики

Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте ...

Организация самостоятельной работы на уроках математики

Организация  самостоятельной работы на уроках математики и ее роль в развитии обучающихся специальных (коррекционных) классов VII  вида....

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Самостоятельная работа на уроке математики(презентация)

Данный материал рассказывает об основных видах и этапах самостоятельной  работы на уроках математики в начальной школе....

Геометрические задания для организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯдля организации коллективной или самостоятельной работы на уроках математики в 4 классе по материлам учебника "Математика"  авторов: Л.П. Кочиной, Н.П. Листопад...

Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...