ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по теме

Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pro_portfolio.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С введением новых стадартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии "Портфолио учащихся". Данная технология не нова. Но, как всегда, при использовании чего-то нового возникает множество вопросов. В какой форме должно быть представлено портфолио младшего школьника? С чего начинать внедрять данную технологию?

Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио".

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

         В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

  • Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
  • Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Философия учебного портфолио предполагает:

 – cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

  – перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

 – основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

 Как выглядит портфолио?

 Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.

 С чего начать?

 Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? На все эти вопросы можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах.

2. Цели и задачи.

 Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!) является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

.          Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент на портфолио в начальной школе, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".

Поэтому жёстких требований к оформлению портфолио ученика начальной школы(государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

Критерии портфолио

При внедрении технологии "Портфолио учащихся" можно опираться на разработанные критерии портфолио учащихся среднего звена. Но при этом нужно учитывать возрастные особенности младших школьников. В результате чего некоторые разделы портфолио мы можем убрать, какие-то оставить, а некоторые назвать по-другому. Возможно, что в процессе наполнения придется корректировать рубрики или их содержание. Главное, чтобы дети проявили интерес и желание. Теперь нужно будет заинтересовать и самих ребят на классном часе.

Перед тем как внедрить технологию "Портфолио" в практику своей работы планирую провести родительское собрание на тему "Портфолио ученика начальной школы". Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. Уже с начала учебного года я начала формировать данную папку, заполняя только один раздел: «Моя учёба», дети начали заполнять два раздела: «Мои достижения», «Моё творчество», а заполнение других разделов планирую после окончания периода обучения грамоте. Мне бы хотелось, чтобы дети сами заполняли портфолио.

В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Известное стихотворение Агнии Барто как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми, а не ребенком. Вместо поддержки при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, иногда родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае, вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи". Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка.

Нами была выбрана следующая структура портфолио ученика начальной школы на этот учебный год:

Портфолио содержит  5 разделов.

 Первый раздел «Мой мир» включает в себя следующие рубрики:

 1. «Мое имя» – информация об имени и фамилии ребенка.

2. «Моя семья» – здесь ребенок рассказывает о каждом члене семьи, об общих увлечениях, о любимых семейных праздниках.

 3. «Мои увлечения» – небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок, какие кружки и секции посещает.

4. «Моя школа, моё село» – рассказ о школе, педагогах, своих любимых уроках, о месте жительства.

5. «Мой класс»

Второй раздел «Моя учеба». Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения.

Третий  раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если ребенок гордится какой-то объемной поделкой, он помещает ее фотографию.

 Четвёртый  раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые оценки по предметам базисного учебного плана.

Пятый  раздел «Самооценка моей деятельности за год». В этом разделе ребенок подводит итоги за год.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

"Портфолио младшего школьника" Проект "Шаг в будущее"

Не так давно мы услышали незнакомое слово «портфолио», заинтересовались и выяснили, что это такое. Оказалось, что  это слово многозначное. Одно из значений заинтересовало...

Портфолио младшего школьника

Титульные листы для портфолио младшего школьника...

"Предметный портфолио младшего школьника как средства развития его самооценки"

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации сво...

Шаблоны для портфолио младших школьников

Шаблоны помогут красочно оформить портфолио младшего школьника...

Портфолио младшего школьника – как основа его саморегуляции и внутренней мотивации при реализации ФГОС начального образования

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизац...

Портфолио младшего школьника

В работе рассказывается о целях создания портфолио ученика в начальной школе....