«Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»
статья на тему

Милованова Ольга Сергеевна

Педагогический совет «Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация самоуправления в классе и школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Работа классного руководителя с родителями учащихся.

Организация самоуправления в классе и школе»

(2009-2010 учебный год)

Задачи:

- изучить формы и методы работы с родителями учащихся;

- познакомиться с  опытом работы успешных классных руководителей;

- познакомить педколлектив с содержанием, формами и сущностью самоуправления в школе;

- принять решение об использовании нестандартных форм работы с родителями учащихся для привлечения их в учебно-воспитательный процесс;

-  продолжить работу по созданию самоуправления в школе и классе на основе формирования и изучения интересов и потребностей участников педагогического процесса.

1 ВОПРОС,

Работа с родителями.

1) Сообщение по теме педагогического совета.

2)В ряде школ были проведены тестирования и анкетирования родителей с целью выявления их отношения к школе и учителям.

Самый большой % родителей, имеющих положительное отношение к школе и педагогам, которое выражается в действительной поддержке деятельности педагогов и школы, наблюдался в начальной школе.

При переходе учащихся в среднее звено школы заметно уменьшается количество родителей, которые положительно относятся к учителям и школе и увеличивается число родителей, имеющих отрицательное отношение к школе.

Больше родителей учащихся старших классов по сравнению с 5-9 классами имеют положительное отношение к школе, и меньше – отрицательное. Это, очевидно, вызвано тем, что большинство проблем, связанных с взаимодействием с учителями и администрацией школы, разрешается к 10 классу более или менее успешно.

Для создания благоприятной среды организации учебно-воспитательного процесса способствуют разнообразные направления, формы и методы работы классного руководителя и администрации школы с родителями учащихся, формирование у них понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Успешность такой работы зависит от стиля общения педагога с родителями. Поучающий тон педагога, его бестактность; раздражённая, односторонне негативная характеристика ребёнка; невнимание к проблемам семьи – всё это создаёт психологические барьеры в общении с родителями, а отсюда – и отрицательное отношение к педагогу и школе.

Опыт успешных классных руководителей убеждает, что эффективно взаимодействовать с родителями можно лишь при условии, если педагог в любой ситуации занимает позицию сотрудничества, проявляет заинтересованность в судьбе ребёнка; в общении использует максимальный такт и педагогическую мудрость.

3) рассмотрим некоторые формы работы с родителями учащихся: презентация «Работа с родителями»

4) Из опыта работы с родителями классных руководителей МОУ СОШ № 7.

Одна из целей воспитательной работы в нашей школе – это вовлечение родителей  и учащихся в учебно-воспитательный процесс. Администрация школы при поддержке классных руководителей и родителей учащихся  пытается создать такие условия, возможности и режимы, при которых наши ученики смогут чувствовать себя комфортно в школе и удовлетворить свои интересы и потребности. Но важно также найти и способы педагогического воздействия, которые позволяли бы расширить диапозон детских пристрастий и , по возможности, противопоставить массовым увлечениям индивидуальный интерес, вытекающий из способностей ребёнка.

Одним из лучших способов заразить учащихся позитивными социально окрашенными способами деятельности и креативно наполненного досуга, выступает увлекательная, совместная, работающая в режиме самоуправления деятельность, позволяющая всем и каждому найти свой интерес, свою нишу, своё направление успеха.

2 ВОПРОС: Самоуправление в классе и школе.

Что же такое самоуправление? Нужно ли оно, по-вашему, в нашей школе?  Как организовать самоуправление в классе?

На эти вопросы мы должны сегодня получить ответы и вынести решение о необходимости организации самоуправления в классе и школе.

1.Высказывания педагогов по данному вопросу.

2.Сообщение замдиректора по ВР по данному вопросу.

Сущность самоуправления.

Самоуправление есть форма организации жизнедеятельности коллектива. Оно связано с административным управлением и бывает трёх видов:

- навязанное, не вытекающее из фактических интересов и мотивов организации, коллектива или его членов, являющее собой процесс и результат политических игр более высокой управляющей системы, насильственная форма якобы воспитания;

- формальное, когда на бумаге, на словах, по форме оно самоуправление, вроде бы и есть, а на самом деле его нет .Представляет собой негласный сговор взрослых и детей, когда и те и другие делают вид, что о наличии школьного самоуправления можно рапортовать, а на самом деле это фантом, правда, сами органы могут быть формально, в основном усилиями взрослых, созданы. В качестве шумового и псевдодемакротического эффекта используются выборы и наличие президента из уч-ся, который обязан осуществлять представительские функции и уметь повторять чужие слова, создание неких клубов, академий, которые на поверку не являются самоуправляющими структурами, не отражают интересов детей, и по сути своей это обычные предметные кружки, возглавляемые преподавателями. Сюда же можно отнести и различные республики, княжества, организации, которые чаще всего малоэффективны и бесполезны, не имеют результата;

- реальное, педагогически оправданное самоуправление, которое распространяется на коллективы, организации и участников и имеет достаточно жёсткие критерии и условия существования и развития:

1)возникает там, где достаточно высока социальная зрелость детского коллектива и его членов;

2)возникает там, где педколлективом и администрацией школы создаются условия для развития ученического самоуправления, оказывается поддержка и организовывается сопровождение самостоятельной продуктивной работы самоуправляющихся коллективов;

3)где реализуется принцип двойного делегирования: всё то полезное, социально значимое, что в рамках общественной самодеятельности хочет взять на себя коллектив, и ту часть управленческих функций, которые административные органы школы готовы передать родительскому, педагогическому и ученическому самоуправлению;

4)характеризуется наличием собственной деятельности, собственного хозяйства и собственных интересов, соответствующих стратегическим целям школы и интересам участников самоуправляющихся коллективов;

5)ученическое самоуправление в авторитарной школе есть насильно создаваемые, формально необходимые структуры, которые по внешним признакам напоминают названное явление, но им не являются и только в школе. Где на деле реализуется принцип демократизма, возможно создание детских самоуправляющих структур;

6)для ученического самоуправления обязательными атрибутами являются наличие демократически выбранных и постоянно сменяющихся органов, важнейшая роль решений всего коллектива или всех участников организации, отчётность выборного актива перед рядовыми членами организации, обязательная прозрачность и гласность всей деятельности, поощрение любой разумной инициативы снизу, стимулирование активности участников, соответствие целей самоуправляющихся структур целям школы, наличие консультативной помощи опытных взрослых;

Когда речь идёт об участии педагогов и взрослых в управлении учебно-воспитательном процессом, то это не есть самоуправление в чистом виде; на самом деле речь идёт о соуправлении, когда осуществляется взаимодействие административного аппарата школы и представителей общественности. Однако могут быть созданы педагогические или ученические относительно самостоятельные органы самоуправления, имеющие свои цели и задачи, свои планы и собственное содержание деятельности.

 Самоуправление будет устойчивым и полезным, если интересы взрослых и детей совпадают. Главная задача взрослых состоит в том, чтобы постоянно добавлять энергии, подпитывать деятельность органов ученического самоуправления новыми идеями, стимулами, поддержкой, помощью. И есть ещё одно очень важное обстоятельство: не всем дано быть отличниками, и если мерилом успешности выступает только образовательная успешность, то во всякой школе 50-60% обречены быть неуспешными, незамеченными, непризнанными. Наша цель – создать условия для того, чтобы каждый Цветок в своё время расцвёл и, чтобы у каждого была возможность проявить себя (принципы адаптивной школы и личностно-ориентированный подход заложены в воспитательной концепции нашей школы и реализуются в воспитательных подходах в работе с коллективом учащихся)

Администрация школы и самоуправление.

Администрация школы должна осознать, что фактически в условиях демократических законов и уситановлений, когда непомерно расширяются обязанности каждого члена педколлектива в связи с расширением требований и усложнением задач по воспитанию уч-ся и в связи с ростом интересов и потребностей личности, становится невозможным, подменяя учителей и учащихся, достигать целей школы, если эти цели НЕ приняты детьми и взрослыми и не создаются и не развиваются институты педагогического и ученического самоуправления.

Смысл свободы в личном участии и отстаивании своих прав, а также  в делегировании избранным тобой лицам, которым ты безусловно доверяешь, на условиях участия, поддержки и проверки исполнения тех функций, которые позволят тебе, каждому и всем достичь согласованных целей.

В процессе общего участия каждый может реализовать свои возможности и способности, разностороннее участие взрослых и юных членов коллектива должно, по сути, обогащать всех и каждого.

Один из смыслов деятельности администрации – в разумном сочетании обязательного и инициативного, административного и общественного.

Три сочетаемые обстоятельства определяют пользу и успех общественного участия в управлении делами коллектива:

1)создание администрацией режима наибольшего благоприятствования для появления, существования и развития общественных организаций, индивидуальных и групповых форм организованной и целенаправленной активности педагогов. Родителей и учащихся;

2) без опыта хорошо и традиционно налаженного самоуправления взрослых сложно организовать самоуправление и самодеятельность детей;

3)самоуправление не цель, а средство, позволяющее, используя возможности многих, приносить пользу каждому;

Самоуправление может носить системный и эпизодический характер.

Системное самоуправление распространяется на деятельность востребованной детско-юношеской организации, представляющей возможность её членам с достоинством и пользой достигать своих целей.

Эпизодическое самоуправление предполагает создание временных органов, которые существуют в течение всего процесса подготовки и проведения какого-либо дела.

Жизнь в школе или страдания в школе.

Сегодня педагогам приходится понуждать детей к участию в чём-либо. Сами дети идут туда, где есть предложения, соответствующие их интересам; где есть признанный лидер; где сложился коллектив и такие отношения в нём.которые являются мощным внешним мотиватором участия в различных видах деятельности; где коллектив и его члены хотят и могут проявить себя, чтобы проявить себя, чтобы показать свои достоинства, чтобы добиться успеха, чтобы быть признанным.

Очевидная цель школы, ради которой родители ведут детей в школу и к которой дети сызмала должны стремиться – это учёба. Эта цель обязательна, все остальные либо надуманы, либо желательны. От того, как складываются учебные дела ребёнка, зависит его настроение, состояние, отношения, успех, признание, будущее. К сожалению, эта простая мысль не побуждает многих педагогов понять, что учебная неуспешность является одной из самых главных причин, уродующих детство, унижающих детей, втягивающих их в болото несостоятельности, отторгнутости, утверждающей стереотип постоянной обиды и поиск места и деятельности, где ученик был бы признан, будет успешен.

И. как правило, это оказывается не семья и школа, а «улица, фонарь, аптека» ГДЕ И ПРИВЕТЯТ, И НАПОЯТ, И БЫСТОРО НАУЧАТ, И ПОХВАЛЯТ, И ВОВЛЕКУТ В РОМАНТИКУ ВОРОВСТВА, НАРКОМАНИИ, ХУЛИГАНТСТВА.

ПОЭТОМУ ТЫСЯЧУ РАЗ НАДЛЕЖИТ ПОДУМАТЬ ПЕДАГОГУ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЕШАТЬ ЯРЛЫКИ НА ДЕТЕЙ, СЧИТАТЬ ПРЕДМЕТНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ГЛАВНЫМ КОМПОНЕНТОМ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ХОЛОДНОГО. БЕЗДУШНОГО НАКАПЛИВАНИЯ ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ НИКАК НЕ СОУВЯЗЫВАЮТСЯ С ЖИЗНЬЮ И НЕ СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАСТРОЮ ДЕТЕЙ, РАЗМАХИВАТЬ ОЦЕНКОЙ, СТРАЩАЯ И МУЧАЯ ДЕТЕЙ.

В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРОТИВОСТОЯТЬ РАЗРУШАЮЩЕМУ ВЛИЯНИЮ НЕГАТИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, НО И СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ.

Проектный подход в воспитании и самоуправление.

Как правило, к сожалению, программы воспитания детей составляют взрослые и в этом случае субъект-объектный характер отношений между участниками воспитательного процесса очевиден.

- Важнейшим этапом зрелости педагогического коллектива является осознание, что в проектировании и планировании деятельности и организации воспитательного процесса и педагогического пространства ДОЛЖНЫ И МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ УЧАСТНИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

- Далее осуществляется переход к следующим качественным изменениям воспитательного процесса:

1)участие всего коллектива в ВП, как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе;

2)организация деятельности на основе событийного подхода и с учётом индивидуальных особенностей детей;

3)реализация на практике системного подхода;

4)программно-проектный подход к организации воспитательного процесса.

Никогда организация ВР не должна строиться на основе принципа «для них», но всегда – «вместе с ними».

Проблемный подход в организации деятельности ученического самоуправления.

                                                                            Проблемы организации,

                                                                            проблемы коллектива,

                                                                            проблемы семьи,

                                                                            проблемы малой группы

                                                                            и, наконец, проблемы личности.

Выявление проблем, глубокий анализ причин, породивших проблемы, позволяют ещё до решения проблем в значительной степени продвинуться в понимании сущности и возможных последствий непринятия управленческих решений с целью решения проблем.

Вся деятельность современной школы направлена на диагностику состояния учебно-воспитательного процесса, и это становится самоцелью, но большинство директоров не осознают, что в современных условиях главной функцией директора становится поиск необходимых ресурсов для повышения качества работы школы, а не просто полученные  результаты диагностических исследований, с которыми не известно что делать и как их реализовывать ведь совершенно очевидно, что, если средняя зарплата учителя составляет 3-4 тыс.рублей, а учебная нагрузка лежит в пределах 27-36ч., говорить о качестве образования, самоуправлении, демократизации, научно-методическом обеспечении образовательного процесса преждевременно..

Самоуправление и классный руководитель.

Обычно классный руководитель подбирает из числа наиболее успешных детей (с точки педагога) некое подобие актива, который, демонстрируя оживлённый интерес, выполняет детально сформулированные требования кл.руководителя. при этом в душе и по жизни оставаясь по-рыбьи холодными и безразличными. Однако кл.руководитель может считать, что те формальные требования, которые предъявляет школа, будут выполнены и участие в обязательных мероприятиях будет обеспечено.

Активные и боевые ребята, а также педагогически запущенные дети и дети «группы риска» живут сами по себе и ждут, когда закончится это образовательное испытание, и чувствуют себя героями в другом месте, в другое время и по другому поводу.

Таким образом псевдоучитель создаёт псевдоактив и псевдоклассное самоуправление. И все всё знают, и все всё понимают, и всех всё устраивает.

Но есть и другая педагогика, основывающаяся на действительном желании и профессиональном умении учителя БЫТЬ ВМЕСТЕ СДЕТЬМИ,

Вот тогда учитель старается понимать, любить и быть полезным детям, и дети отвечают ему тем же: ни готовы многое делать, потому что им интересно, потому что они этого хотят и потому что с ними их любимый учитель.

Самоуправление может быть выбираемым, демократическим. Но учитель может использовать и способ назначения ответственных за разные дела класса (до того момента, когда класс научится выбирать тех, кто с его точки зрения подходит и способен выполнять те или иные функции). Педагог стремится, изучив умения, особенности, потребности, интересы уч-ся, дать им пробные или постоянные поручения. Исподволь формируя культуру уважительного отношения уч-ся к друг другу, кл.руководитель добивается у них самостоятельности суждений, формирования лидерских качеств, способности к диалогу и выбору.

Воспитательная ценность самоуправления.

В нашей школе до момента прихода к власти в образовании политиканов ВСЕГДА НА ПЕРВОМ МЕСТЕ БЫЛА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА, ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА, РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ПРИУЧЕНИЕ ЕГО К ТВОРЧЕСТВУ, ЖЕЛАНИЕ ШКОЛЫ И ВСЕХ ХОРОШИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ РАСКРЫТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО В ПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ, НЕ ТОЛЬКО В СВЯЗИ С ПРЕДМЕТАМИ, НО И В РАЗЛИЧНЫХ ВАЖНЫХ ДЛЯ ОБЩЕСТВА, ИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ РЕБЁНКА ВИДАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

Может поэтому многие с ностальгическим чувством вспоминают пионерскую и комсомольскую жизнь школы, т.к. эта жизнь позволяла многим научиться общаться, радоваться совместному делу, научиться ответственности, научиться восторгу ярких, крупных и часто интересных дел.

Вечный спор между прагматиками и зуновцами определяет тот водораздел, который либо отрывает школу от действительности, либо даёт возможность не просто учиться и получать знания, а ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ,

И в этой естественной жизни есть вечная детская потребность к самоорганизации, к самодеятельности, к самоуправлению, которые позволяют идентифицировать себя по отношению к другим, понимать и чувствовать свои возможности и достоинства, развивать их.

Формы и содержание родительского, педагогического и ученического самоуправления.

1.Попечительский совет.

В любой школе, где понимают приоритетную роль родителей и стремятся помогать им воспитывать ИХ собственных детей, устанавливаются культурно-педагогические отношения между школой и родителями на основе устойчивого допущения, что обе стороны заинтересованы в успешном воспитании детей.

Большинство родителей идут в ту школу, где детям комфортно, где работают счастливые, оригинальные, добрые учителя, они готовы сотрудничать с такой школой и с такими учителями. Об этом  мы уже сегодня с вами говорили. Родителей не выбирают, с ними упорно, настойчиво и постоянно нужно работать. Начинать такую работу лучше за 3-4 года до того, как они приведут своих детей в 1 класс. С этой целью в школе создаётся «Детско-родительская школа», в которой дети отдельно от родителей по схожим программам, но на своём уровне изучают и учатся применять на практике психолого-педагогические, предметные, общекультурные умения. Управляет такой школой Совет из числа родителей учебным содержанием и организацией учебного процесса занимаются представители администрации школы.

Очень хорошо, если родители по инициативе и при поддержке администрации школы создадут попечительский Совет и Фонд поддержки образования при нём.

В задачи такого Совета (если школа сумеет сформировать у родителей трогательное и взволнованно заинтересованное отношение не  к судьбам школы, а к судьбам собственных детей) входит:

- создание педагогически, психологически, материально, технически, валеологически целесообразной среды обитания для собственных детей;

- использование современных информационных технологий для повышения качества образования;

- создание условий для получения детьми углубленного, разнообразного образования;

- реализация программы социально-экономической поддержки учителей;

- организация творческого, созидательного, продуктивного досуга детей;

- организация родительской самодеятельности в интересах уч-ся.

Попечительский Совет создаёт необходимые секции, соответствующие выявленным проблемам, и формирует такие организационные формы, которые позволяют формировать потребности детей и создавать оптимально необходимое поле, позволяющее каждому ребёнку найти дело по душе, в русле его интересов.

Система самоуправления предполагает либо создание единого центра, из которого осуществляется организация и запуск различных самодеятельных структур, либо создание инициативным способом организаций и структур, которые выделяют из своей среды делегатов, представителей на выборных основаниях в целях управления всей системой на уровне школы.

2.Организация педагогического и ученического самоуправления.

Кандидат педнаук, профессор, главный редактор журнала «Научно-методический журнал замдиректора по воспитательной работе» В.М.Лизинский, предлагает организацию педагогического самоуправления под программы.

- программа «Успешный урок»

- программа «Внеклассная работа по предмету»

- программа «Создание базы передового педагогического опыта»

- программа «Оценивание знаний учащихся»

- программа «Повышение качества обучения учащихся»

- программа «Обучение и воспитание в учебном процессе»

- программа «Работа с педагогически запущенными детьми»

- программа «Организация продуктивной работы с родительской общественностью»

- программа «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса»

- программа «Управление и воспитание успехом»

- программа «Организация внутриклассного самоуправления»

- программа «Организация творческих. . интеллектуальных, развивающих, игровых конкурсов для учащихся»

- программа «Литература и искусство»

- программа «Музыка и спорт»

- программа «Наука и техника»

- программа «кабинет»

- программа «Спортивные рекорды»

- программа «Игры и праздники в начальной школе»

- программа «Зелёная школа»

- программа «Забота»

- программа «Лучший класс школы»

- программа «Интеллектуальный марафон»

- программа «школьный театр»

- программа «Музыкальный бал»

- программа «Клуб и кубок юмора»

- программа «Киностудия»

- программа «школьная ярмарка»

- программа «Литературный альманах»

- программа «КСП: клуб самодеятельной и авторской песни»

- программа «звёздный поход»

- программа 2каникулы»

- программа «Учебная консультация и помощь»

- программа лекторское общество»

- программа «сувенир»

- программа «Поём, играем, говорим на английском языке»

- программа «Большой и маленький»

- программа «Переписка» и др.

Программный способ организации ученической и педагогической самодеятельности и самоуправления предполагает расположение программ в пространстве и времени на длительный период и при этом реализацию разных программ, в основе которых лежат знания, организация, общение и творчество. И позволяет многим учащимся найти для себя деятельность, соответствующую их интересам.

3.Организация кружков и секций по интересам учащихся.

Также можно организовать и разнообразные кружки и секции, содержание которых будет представлять наибольший  интерес для учащихся.

(журнал «ЗДВ» №7 2007г., с.20-29)

Так же в этом журнале представлен диагностический материал и документальное обеспечение ученического самоуправления.

В журналах «Классный руководитель»

- № 8-2006, (с.22)

-№4 – 2003 (с.104)

-№3 -2003 (с.64)

В научно-практическом журнале «ЗАВУЧ: управление современной школой»

- №3-2007г (с.48)

- 31-2001г.(с.19)

Вы можете найти материал по организации  классного самоуправления: основное содержание всех органов ученического самоуправления; как организовать детское объединение; детская организация на базе класса; организация классного самоуправления и программа ученического самоуправления лицея 321 города Нижний Новгород.

3.Из опыта работы классных руководителей по организации классного самоуправления .

В течение существования нашей школы мы пытаемся создать «ШУС» и наладить работу классного самоуправления.

Многое из того, что вы сегодня услышали, нами делается на протяжении всех лет существования школы, но проблемы, которые стоят перед нашим педагогическим коллективом в организации школьного  и классного самоуправления остаются нерешёнными, и наше самоуправление скорее можно отнести к формальному, которое, чаще всего,  имеет эпизодический характер, в чистом виде самоуправление в нашей школе не существует.

Хочется послушать наших классных руководителей. Об организации классного самоуправления мы говорили не раз. Как осуществляете её вы в своих классных коллективах?

4.Итог педсовета. Принятие решения.



Подписи к слайдам:


Организация самоуправления в классе и школе» Самоуправление есть форма организации жизнедеятельности коллектива. Оно связано с административным управлением и бывает трёх видов:навязанное, не вытекающее из фактических интересов и мотивов организации, коллектива или его членов, являющее собой процесс и результат политических игр более высокой управляющей системы, насильственная форма якобы воспитания;- формальное, когда на бумаге, на словах, по форме оно самоуправление, вроде бы и есть, а на самом деле его нет .Представляет собой негласный сговор взрослых и детей, когда и те и другие делают вид, что о наличии школьного самоуправления можно рапортовать, а на самом деле это фантом, правда, сами органы могут быть формально, в основном усилиями взрослых; - реальное, педагогически оправданное самоуправление, которое распространяется на коллективы, организации и участников и имеет достаточно жёсткие критерии и условия существования и развития: Администрация школы и самоуправление. Системное самоуправление распространяется на деятельность востребованной детско-юношеской организации, представляющей возможность её членам с достоинством и пользой достигать своих целей.Эпизодическое самоуправление предполагает создание временных органов, которые существуют в течение всего процесса подготовки и проведения какого-либо дела. Жизнь в школе или страдания в школе. В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРОТИВОСТОЯТЬ РАЗРУШАЮЩЕМУ ВЛИЯНИЮ НЕГАТИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ, НО И СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Проектный подход в воспитании и самоуправление. В проектировании и планировании деятельности и организации воспитательного процесса и педагогического пространства ДОЛЖНЫ И МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ УЧАСТНИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, Качественные изменения воспитательного процесса:1)участие всего коллектива в ВП, как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе;2)организация деятельности на основе событийного подхода и с учётом индивидуальных особенностей детей;3)реализация на практике системного подхода;4)программно-проектный подход к организации воспитательного процесса. Проблемный подход в организации деятельности ученического самоуправления. Проблемы организации, проблемы коллектива, проблемы семьи, проблемы малой группы и, наконец, проблемы личности. Самоуправление и классный руководитель. Обычно классный руководитель подбирает из числа наиболее успешных детей (с точки педагога) некое подобие актива, который, демонстрируя оживлённый интерес, выполняет детально сформулированные требования кл.руководителя, при этом в душе и по жизни оставаясь по-рыбьи холодными и безразличными. Однако кл.руководитель может считать, что те формальные требования, которые предъявляет школа, будут выполнены и участие в обязательных мероприятиях будет обеспечено.Но есть и другая педагогика, основывающаяся на действительном желании и профессиональном умении учителя БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, Воспитательная ценность самоуправления. ВСЕГДА НА ПЕРВОМ МЕСТЕ БЫЛА ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА, ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА, РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ПРИУЧЕНИЕ ЕГО К ТВОРЧЕСТВУ, ЖЕЛАНИЕ ШКОЛЫ И ВСЕХ ХОРОШИХ УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КАЖДОМУ РЕБЁНКУ РАСКРЫТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО В ПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ НО И В РАЗЛИЧНЫХ ВАЖНЫХ ДЛЯ ОБЩЕСТВА, ИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ РЕБЁНКА ВИДАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Формы и содержание родительского, педагогического и ученического самоуправления. 1.Попечительский совет.- создание педагогически, психологически, материально, технически, валеологически целесообразной среды обитания для собственных детей;- использование современных информационных технологий для повышения качества образования;- создание условий для получения детьми углубленного, разнообразного образования;- реализация программы социально-экономической поддержки учителей;- организация творческого, созидательного, продуктивного досуга детей;- организация родительской самодеятельности в интересах уч-ся. 2.Организация педагогического и ученического самоуправления. - программа «Успешный урок»- программа «Внеклассная работа по предмету»- программа «Создание базы передового педагогического опыта»- программа «Оценивание знаний учащихся»- программа «Повышение качества обучения учащихся»- программа «Обучение и воспитание в учебном процессе»- программа «Работа с педагогически запущенными детьми»- программа «Организация продуктивной работы с родительской общественностью»- программа «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса»- программа «Управление и воспитание успехом»- программа «Организация внутриклассного самоуправления»- программа «Организация творческих. . интеллектуальных, развивающих, игровых конкурсов для учащихся» - программа «Музыка и спорт»- программа «Наука и техника»- - программа «Литература и искусство»программа «кабинет»- программа «Спортивные рекорды»- программа «Игры и праздники в начальной школе»- программа «Зелёная школа»- программа «Забота»- программа «Лучший класс школы»- программа «Интеллектуальный марафон»- программа «Школьный театр»- программа «Музыкальный бал»- программа «Клуб и кубок юмора»- программа «Киностудия»- программа «Школьная ярмарка»- программа «Литературный альманах»- программа «КСП: клуб самодеятельной и авторской песни»- программа «Звёздный поход»- программа «Каникулы»- программа «Учебная консультация и помощь»- программа «Лекторское общество»- программа «Сувенир»- программа «Поём, играем, говорим на английском языке»- программа «Большой и маленький»- программа «Переписка» и др.