Главные вкладки

    Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"
    статья на тему

    Чепрасова Светлана Викторовна

    Содержание и формы работы классного руководителя с родителями

     «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».

    А. С. Макаренко.

    Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе. 
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystupleie_na_mo_klassnyh_rukovoditeley.docx28.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание и формы работы классного руководителя с родителями

     «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».

    А. С. Макаренко.

    Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе. 
            Психолого-педагогическое просвещение родителей включает такие формы работы с семьёй, как 

    - родительские университеты; 
    - конференции; 
    - индивидуальные и тематические консультации; 
    - родительские собрания, и другие. 

    Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: 

    - дни открытых дверей; 
    - дни творчества детей и их родителей; 
    - открытые уроки и внеклассные мероприятия; 
    - помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса; 
    - шефская помощь. 

    Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности: 

    - участие родителей класса в работе совета школы; 
    - участие родителей класса в работе родительского комитета; 
    - участие в работе общественного совета содействия семье и школе. 

    Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.

    Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

    Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Классные руководители 1- 4 классов постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (новогодние утренники, утренники «Прощание с начальной школой»).

    Индивидуальная работа с родителями начальной школы ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.

    Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы работаем. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.

    Основные формы работы с родителями:

    -родительские собрания -1 – 2 раза в четверть;

    -индивидуальные беседы – по мере необходимости;

    -консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю;

    -организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть;

    -привлечение родителей к проведению праздников;

    -привлечение родителей к организации экскурсий;

    -привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете;

    -организация работы классного родительского комитета;

    -организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета;

    -поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы;

    Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.

    Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики.

    Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами: психолог и педагог, психолог и учителя-предметники. Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме.

    В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами 5 – 6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Ведущему собрание необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы.

    Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.

    Примерная тематика консультаций для родителей.

    Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

    Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей воспитании.

    Грубость и непонимание в семье.

    Талантливый ребенок в семье.

    Вредные привычки. Как с ними бороться.

    Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации я провожу индивидуальную беседу с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараюсь делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем. 

    К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания. Поэтому в разделе функциональных обязанностей классного руководителя проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания. 

    В нашей школе проводятся: 

    - организационные; 
    - текущие или тематические; 
    - итоговые; 
    - общешкольные и классные родительские собрания. 

    При подготовке классного родительского собрания я опираюсь на следующие правила: 

    1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. 
    2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. 
    3. План проведения собрания должен быть известен родителям. 
    4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. 
    5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. 
    6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. 

    При подготовке и проведении родительских собраний провожу анкетирование, как среди учащихся, так и среди родителей, например, в анкете для детей прошу ответить их на вопросы:

    -как в твоей семье отдыхают,

     -назови любимый семейный праздник,

     -знают ли родители твоих друзей и др.

     Провожу тестирование, в тесте для родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям» задаю такие, например, вопросы:

     -ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу, где идут мультфильмы, что вы делаете,

    -как вы строите свои отношения с детьми, и др.

    Также предлагаю родителям памятки об искусстве воспитания. 

    Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета. 
    В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного (экскурсии, вылазки на природу, мероприятия на воспитательные темы) плана. 
              Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс, привлекаю их к проведению классных часов. Эти классные часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. 
    Родители успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, бывают участниками КВНов и спортивных соревнований, музыкальных конкурсов и дней творчества. 
             Я, как классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения бывают самыми разнообразными, здесь мне помогает фантазия детей, - это бывают и грамоты, благодарственные письма, шутливые медали, сувениры, дипломы изготовленные самими учащимися. 

    Таким образом, формы работы классного руководителя по просвещению родителей разнообразны. И мне хочется закончить своё выступление замечательными словами Антона Семёновича Макаренко: «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми». 
    Спасибо за внимание!

    Анкета для детей

    - Какие дела в семье входят в твои обязанности? В обязанности мамы? Папы? 
    - Ты помогаешь по собственной инициативе или тебя надо просить? 
    - Знаешь ли ты, где работают твои родители? 
    - Кто больше занимается твоим воспитанием? 
    - Кто тебе больше помогает в выполнении домашних заданий к урокам? 
    - Кому из родителей ты доверяешь свои тайны? 
    - Кто для тебя авторитет в семье? 
    - Как реагируют родители на твою помощь в домашнем труде? 
    - Как в твоей семье отдыхают? 
    - Назови любимый семейный праздник. 
    - Знают ли родители твоих друзей? 
    - Где ты проводишь свободное время?

    Анкета для родителей

    Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)?

    Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда)?

    Какие виды поощрения вы используете в воспитании (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)?

    Наказываете ли вы ребенка физически (да, иногда, нет)?

    Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, не всегда, нет)?

    Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, иногда, ист)?

    Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, не всегда, нет)?

    Примерная тематика консультаций для родителей (по четвертям)

    1 класс

    Семья как воспитательный коллектив. Конституционный долг родителей в воспитании детей.

    Забота родителей о физическом развитии и здоровье ребенка.

    Единые педагогические требования к школьнику как необходимое условие правильного воспитания.

    Формирование культурных навыков и привычек у ребенка в семье.

    2 класс

    Как руководить чтением ребенка?

    Эстетическое воспитание детей в семье.

    Использование педагогических методов убеждения и приучения в условиях семейного воспитания.

    Роль личного примера родителей в воспитании ребенка.

    3 класс

    Эмоциональная жизнь ребенка и воспитание его чувств.

    Половое воспитание ребенка.

    Роль семейных традиций в воспитании детей.

    Возрастные и психологические особенности подростков.

    4 класс

    Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.

    Трудовое воспитание младших школьников в семье.

    Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.

    Особенности нравственного воспитания подростка

    Основные темы родительских собраний.

    1 класс

    Здравствуй, школа.

    Особенности адаптации первоклассников к школе.

    Режим дня младшего школьника.

    Развитие внимания у детей.

    Мир начинается дома (итоговое собрание).

    2 класс

    Семейная инженерия.

    Путь-дорога. Первые школьные отметки.

    Я и мой ребенок – поиски взаимоотношений.

    Труд – дело чести. Формирование у детей ответственности.

    Правила, по которым вы живете (итоговое собрание).

    3 класс

    Семейные традиции и их значение в жизни ребенка.

    Застенчивость и неуверенность ребенка. Как их преодолеть.

    Как уберечь ребенка от насилия.

    Понимать ребенка – это…

    Вот и стали мы на год мудрее (итоговое собрание).

    4 класс

    Я – выпускник начальной школы.

    Мой ребенок становится трудным.

    Любите ли вы своего ребенка.

    Зодчие семьи. О родных и близких с любовью.

    Наши традиции (итоговое собрание).

    Содержание и формы работы классного руководителя с родителями

                                                           Выполнила: Чепрасова С.В.

                                                            учитель  начальных классов

                                                                            первой квалификационной категории 

                                                               МОУ «СОШ № 61»г. Саратова

                       

    г. Саратов, 2017 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

    «Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

    Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

    В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

    Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

    «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

    Формы работы классного руководителя с родителями.

    Формы работы классного руководителя с родителями. 1.Введение………………………………………………………………………. 3 2.Основные функции деятельности классного руководителя……………5 3.Формы работы с родителями………………………………………………...

    «Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

    laquo;Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»...

    Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

    В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предме...