С чего начать обучение грамотному письму.
статья по теме

Иванова Светлана Владимировна

С чего начать обучение грамотному письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachat_obuchenie_gramotnomu_pismu._mo.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

       С чего начать обучение грамотному письму.

                     

  Выступление на заседании методического     объединения учителей начальных классов МБОУ Голынковская средняя общеобразовательная школа Руднянского района Смоленской области  Ивановой Светланы Владимировны.

Каждому учителю начальных классов знакома ситуация, когда ученик,

хорошо знающий орфографические правила, пишет с ошибками.

И причин этому может быть множество.

Одна из них- не сформированность того необходимого  качества, которое позволяет обнаружить в слове «опасные» места ещё до его записи.

В цепочке орфографического действия теряется тот самый первый шаг, сформированность которого и позволяет увидеть, услышать наличие орфограммы в слове, т.е. поставить орфографическую задачу. С этим шагом и связано качество, которое называют орфографической зоркостью.

Многие сегодня знакомы с таким способом формирования орфографической зоркости, как письмо с пропусками, или с «дырками».

Но если просто дать детям установку пропускать при  записи слова место,

где сомневаешься, то немногие учащиеся смогут осознанно этим разреше-

нием воспользоваться, ведь как раз сомневаться большинство детей и не умеет. Отсюда и возникает необходимость специально их этому обучить.

Уже с букварного периода обучения нужно начинать работу по формированию и развитию орфографической зоркости, так как именно этот этап принципиально важный и ответственный для формирования ор-

фографических навыков.

Начать работу надо с того, что научить детей хорошо слышать звуки в слове, определять их характеристики. Например, при чтении скороговорки

Во дворе трава, на траве дрова обратить внимание на то, что в безударных слогах везде слышится звук [a], а пишется то буква О, то буква А. Затем сравнить слова сова и шары.

Какой хитрый безударный звук [a], может в разные одежды наряжаться! То букву а на своём месте поставит, то букву о.

Но оказывается он не один такой хитрый безударный звук.

Сравним слова пилил и белил – слышим безударный звук [и ], а на работу выходит то буква и, то буква е .

Вот так русское письмо! Какие загадки нам задаёт! Звукам легко, они знают, когда какую букву пригласить. А нам как быть?

Если писать букву, обозначающую безударный гласный, наугад – можно ошибиться, а этого мы не хотим. Может быть, такие, пока «загадочные» для нас места не писать, оставлять пустыми? И ошибок будет меньше! А когда узнаем, что писать, будем «латать» дырки в словах.

Так может произойти знакомство с признаками слабых позиций для гласных звуков. Конечно, не все сразу научатся находить и пропускать гласные звуки в слабых позициях. И не стоит требовать этого от детей. Пусть ребёнок сам убедится в необходимости этого. Написал без пропуска и допустил ошибку. А вот если бы оставил место этой буквы свободным, ошибки не было бы! Следует учесть, что пропускать надо не только те места, где написание расходится с произношением, но и где совпадает. Важно не допустить ложного мнения, что « по – русски пишется не так, как слышится», которое ведёт к ошибкам типа «зема», «трова» и т.д.

Практически сразу следует ввести термины «сильная» и «слабая» позиции

звуков ( с акцентом на том, что в сильной позиции могут встречаться все звуки, а в слабой нет)

 По мере более глубокого осознания детьми разницы между звуком и буквой, ввести элементы звуковой транскрипции. Вначале для отдельных звуков [а],  [у] и т. д., затем для простейших слов с постепенным усложнением: [трава ], [з’има], [мал],  [м’ал]. Важное условие – постепенность.

Вначале учитель сам пишет транскрипцию по мере необходимости. Когда дети привыкнут к таким записям и смогут прочитывать их, просить продиктовать транскрипцию, увеличивая тем самым долю детской самостоятельности и избавляя детей от неуверенности и возможных ошибок. Как только дети научатся сами делать транскрипцию слов, они станут чётче разграничивать понятия «звук» и «буква». Когда дети учатся писать с пропуском гласных звуков в слабых позициях, у многих может возникнуть вопрос: «А у согласных звуков могут быть слабые и сильные позиции?»

Ведь при чтении различных слов многие замечали, что один и тот же согласный звук может обозначаться различными буквами.

Другими словами дети психологически были готовы познакомиться с признаками слабых позиций согласных звуков. Идя от принципа системности и обобщённости знаний ( одного из основных в развивающем обучении) учитель знакомит детей со всеми признаками сильных и слабых позиций согласных звуков по звонкости – глухости. Важно обратить внимание на то, что в слабой позиции могут быть лишь парные по звонкости – глухости согласные звуки, непарные же звуки всегда в сильной позиции. Для парных по звонкости – глухости согласных в слабой

Позиции всегда есть проблема выбора буквы:  [лук] к/г?, [прут] т/д ?, [нос] с/з? Нельзя забывать, что в русском языке, помимо орфограмм слабых позиций, самая первая орфограмма сильной позиции, с которой знакомятся дети, это правописание гласных букв, после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Часто дети  делают ошибки в обозначении согласных в середине слова при помощи мягкого знака, особенно если рядом стоят два мягких согласных.

 Необходимо дать детям алгоритм рассуждения:

  • Если позиция «мягкий перед твёрдым» - всегда пишется буква мягкий знак;
  • Если позиция «мягкий перед мягким» - ещё неизвестно нужен мягкий знак или нет.

Для того, чтобы написать с пропусками и не потерять при этом ни одной буквы, а также для проверки собственной записи, дети могут пользоваться делением слова на слоги.

Написал слово с пропуском, нашёл ударный слог, обозначил ударный гласный, прочитай его, отделяя слог за слогом: получается прочитать – значит, всё написано верно.

Система письма с пропусками имеет различные формы: сначала это просто точка на месте пропущенной орфограммы слабой позиции ( или знак вопроса на месте орфограммы сильной позиции), а затем так называемая буквенная дробь, определяющая границы выбора букв:

ш?р.х – ш ? (о/ё) р. (а/о) х.

Такая организация работы помогает формированию учебной рефлексии, являющейся первым шагом на пути от незнания к знанию, шагом, с которого начинается умение учиться.

Есть и ещё одно большое достоинство. Такая система обучения помогает воспитанию самостоятельности, целеустремлённости, потребности в получении знаний. Ведь развивающее обучение ориентировано на становление активной познавательной позиции обучающегося, развитие его познавательной инициативы.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучения грамотному письму

Данный материал раскрывает различные приемы при формировании у учащихся начальной школы грамотности. Материал дан в форме реферата, а так же даны примеры карточек и различные виды работы с учащимися....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:" ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА"

Основы грамотности закладываются с первого класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появлени...

Обучение грамотному письму учащихся начальных классов

Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...

Презентация "Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму"

Презентация "Формирование приемов самоконтроля и взаимоконтроля при обучении громотному письму"...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

С чего начать обучение чтению? (Рекомендации учителя-логопеда)

Знакомство со звуками, обучение слогослиянию, словесные игры и упражнения....