Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    статья (3 класс) по теме

    Коржова Валентина Васильевна

    При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. 

    Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_uud_uch-sya.doc84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аэрокосмический Лицей № 13

    ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Подготовила

    Учитель начальных классов

    Коржова Валентина Васильевна

    08.11.2013

    Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным, эмоционально устойчивым и т.д., что и заявлено во всех официальных документах Правительства РФ, как ориентиры на современный подход в образовании.

    При разработке ФГОС НОО второго поколения одним из методологических оснований является компетентностный и системно-деятельностный подходы и приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

    Современный подход в образовании не отрицает значимости формирования прочных предметных ЗУН, которые необходимы, но недостаточны для успешного развития личности ребёнка. Именно поэтому в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

    Перед школой и учеником стоит задача не просто изучение основ математики, литературы, окружающего мира, а в первую очередь, расширения, усложнения индивидуальных познавательных ресурсов в процессе овладения той или иной учебной дисциплины. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться. Известно, что эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Современные потребности учащихся останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретёт статус субъекта образования. В связи с этим злободневным становится формирование и развитие УУД в условиях лавинообразного возрастания объёмов информации, её быстрого старения. Поэтому УУД являются важнейшим компонентом стандартов второго поколения и обеспечивают формирование ключевых компетенций учащихся.

    Обладая интегративной природой, именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяя ученику не просто воспроизводить полученные ЗУН в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 
    1) личностные; 
    2) регулятивные (включает и действия саморегуляции); 
    3) познавательные; 
    4) коммуникативные.

    Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
    • нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

    • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
    • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
    • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

    Общеучебные универсальные действия:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

    • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
    • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Логические универсальные действия:

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;
    • доказательство;
    • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

    • формулирование проблемы;
    • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    К коммуникативным действиям относятся:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    • разрешение конфликтов – выявление, идентификация
    • проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражатьсвои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития УУД. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определённых предметных областях.

    Как же конкретно может быть сформировано универсальное учебное действие? Рассмотрим на примере школьного предмета математика.

    В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихсяпознавательных действий , в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

    Учебный предмет «Математика» обеспечивает формирование следующих УУД:

    • логические универсальные действия;
    • анализ объектов с целью выделения признаков ;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

    Тема: «Оценка суммы»

    100+300<124+356<200+400

    400<124+356<600

    Эта тема имеет большой развивающий потенциал, активизирует мышление и речь детей , требует от них анализа ситуации, сравнения, перебора вариантов, выбора оптимального варианта, обоснования позиции.

    перевод вербально заданного текста на язык графики и обратные задания (по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры):

    В роще 240 берёз, а клёнов на 93 меньше. Сосен в ней вдвое больше, чем клёнов, а елей - в 3 раза меньше, чем сосен и берёз вместе. Сколько всего деревьев в этой роще?

    - Составьте по данной схеме задачу.

    УУД: установление причинно-следственных связейпостроение логической цепи рассуждений;

    «Блиц-турнир».

    а) Пешеходу надо пройти а км. Он шёл 4ч со скоростью b км/ч. Сколько километров ему ещё осталось пройти?

    б) Автобус ехал 2ч со скоростью с км/ч и 3ч со скоростью d км/ч. Какое расстояние проехал автобус?

    в) Самолёт пролетел за 2ч y км. Какое расстояние он пролетит за 5ч, если будет лететь с той же скоростью?

    - Найдите к каждой задаче соответствующую схему.

    УУД: моделирование; преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая).

    Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций - умение анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.

    Общий приём решения задач включает: знания этапов решения (процесса), способов решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приёмами и операциями.

    На уроках математики универсальным учебным действием может служить   познавательное действие   (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

    Можно предложить ученикам парные задания или работу в группах, где УУД  служат   коммуникативные действия,   которые   должны   обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    С целью формирования   регулятивного универсального   учебного действия -    действия контроля,   проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются   правила проверки текста,   определяющие  алгоритм действия.

    Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой  операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

    Рассмотрим, как же происходит развитие УУД на другом школьном предмете – литературном чтении.

    Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации . Литературное чтение - осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

    На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением Л.Чарской «Записки маленькой гимназистки» обеспечивается формирование следующих УУД:

    смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

    самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

    В этом произведении происходит знакомство с исторической эпохой России конца XIX – начала XX века. Произведение очень эмоциональное, вызывает у детей большой интерес, сочувствие к главной героине. Дети сравнивают себя с героиней произведения, получают возможность разобраться в межличностных отношениях.

    После чтения и анализа произведения дети выполняют следующие задания:

    - Как автор относится к героине?

    - Какие чувства к героине испытываете вы?

    - Составьте биографию Лены Икониной.

    - Выберите самый волнующий фрагмент из произведения.

    - Что в этом произведении для тебя самое важное?

    При изучении произведения М.Пришвина «Изобретатель» происходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с историей России, её природой.

    М.Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.

    Задания к произведению.

    1. Составь план рассказа.

    2. Понаблюдай, как рождается образ птицы в рассказе М.Пришвина.

    1) Прозвище птицы (о чём говорит?)

    2) Её поступки, поведение (выпиши из текста).

    3) Характер птицы (выпиши и подбери свои слова).

    4) Отношение автора к птице (как он её называл?)

    3.Прочитай отрывок из записей в дневнике М.Пришвина. Подчеркни самое главное.

    4. Запиши кратко основные мысли статьи С.Маршака о М.Пришвине. Одну из записанных мыслей проиллюстрируй примерами из любого рассказа М.Пришвина.

    5. Прочитай, как Пришвин понимал слова «родина» и «отечество». Вставь пропущенные слова.

    Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

    Я стою и расту - я…….

    Я стою, и расту, и хожу - я…..

    Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

    -Запиши свои мысли об этом высказывании.

    УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.

    Ю.Олеша «Три Толстяка».

    1. Что символизируют Три Толстяка?

    2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Толстяков?

    3. Дай характеристику герою, не называя его.

    Какой он? Кто это?

    Предложи товарищу угадать героя.

    -Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю.Олеши?

    УУД: формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; формирование умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения.

    Н.Матвеева «Лето».

    На основе данного стихотворения авторы учебника учат детей работать с лирическим текстом.

    Задания:

    1. Прочитай стихотворение Н.Матвеевой «Лето».

    2.Запиши, о чём оно……………………………..

    3.Какие картины тебе запомнились?

    4.Что представлял и о чём думал, читая стихотворение?

    5.Какое чувство в стихотворение главное?

    6.Что отражает название стихотворения? Это тема или главная мысль?

    7.Определи тему стихотворения. О чём оно?

    8.Разбей текст на отдельные картины.

    Что вижу? Каким вижу?

    9.Проведи наблюдения над тем, как рисует автор:

    сравнения: подорожник-………………………….

    олицетворение: лопухи повыбрались,…………..

    Фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Непроизносимые согласные» иллюстрирует организацию работы класса в технологии деятельностного подхода.

    Ученики под диктовку записывают слова: сказка, рассказ, книжка, суббота, класс.

    - Какие орфограммы встретились в этих словах? (Удвоенные согласные и парные согласные.)

    - Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?

    - Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении он может оглушаться.) Как проверить орфограмму?

    - Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (Они сливаются в один звук.)

    - Ребята, запишите под диктовку слова: радостный, грустный, праздник.

    Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.

    - Какие получились результаты? (Разные: радостный, грустный, праздник и радостный, грузный, праздник.)

    - Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему? (Мы не знаем, как проверить.)

    - Что у нас возникло? (Затруднение.)

    - Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)

    - Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)

    - Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

    Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

    - Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения, переписываться по электронной почте.)

    - Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не п

    - Какая же тема урока сегодня? (Непроизносимые согласные.)

    - Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)

    -Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)

    - Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)

    В процессе систематической работы по формированию УУД на уроках, учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

    Успешность дальнейшего обучения во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе   социальной и личностной.   Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

    Таким образом, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

    В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

    В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

    Необходимость формирования у учащихся осознаётся особенно остро всвязи с модернизацией российского образования, поэтому необходимо научит обучающихся учиться. В статье представлены планомерные действи...

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающими...

    Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

    Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...

    Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

    Выступление на тему : "Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы"...

    Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

    Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Сам факт использования ребенком УУД  в повседневной практике является важным индикато...