Главные вкладки

    Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
    материал по теме

    Стародымова Валентина Викторовна

    система работы учителя начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл система работы692.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное образовательное учреждение

    Чернослободская основная общеобразовательная школа

    муниципального  образования Шацкий муниципальный район

    Рязанской области

    Система работы учителя начальных классов

    МОУ Чернослободской оош

    Стародымовой Валентины Викторовны

    Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
    Лишь снежинки тихонько стучатся в окно, 
    Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
    Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.
    В них ошибки любимых моих сорванцов -
    Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
    Этот слишком уверен, а этот раним,
    Этот любит, чтоб я говорила, лишь с ним.
    Все они непохожи, но в каждом свой мир,
    Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
    Ну, а этот ну, право, зачем мне гадать,
    Важно, чтоб человеком хорошим мог стать.
    Я учу их не только писать и читать,
    Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
    И добро чтоб дарили с открытой душой,
    И чтоб Родиной нашей гордились большой.
    Я учитель, и, видно, дано мне судьбой 
    Малышей в мир открытий вести за собой,
    Понимать, что в руках твоих зреет, растет
    Жизни будущей нашей прекрасный народ.
    И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,

    Но зато каждый день столько радостных чувств!
    Я читаю в глазах своих милых детей 
    Удивленье, восторг, сотню разных идей!
    Завтра снова привычной тропинкой с утра
    В класс придет дорогая моя детвора,
    Снова буду я самой счастливой на свете,
    Улыбнувшись, скажу я им: «Здравствуйте, дети!»

    Стихотворение Сурковой С.В.,

     учителя начальных классов

    (г. Сызрань).

     

            Уважаемые коллеги,   детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается  с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы  сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.


            В последние годы учителя и родители обеспокоены тем, что школьники не проявляют ни интереса, ни ответственности к учению. Одна из причин этого явления заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?

            На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие  педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей жизни, я и сегодня ищу на них ответ….

            В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили   – гордость  педагогической  науки, люди, посвятившие свою жизнь  непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт. Я считаю, что на их опыте строится успех современного обучения.

               О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал                     К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.  Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

               В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.

    Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

             А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

    Используя драгоценный опыт великих педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.

           Я считаю, что современный учитель должен брать истины из опыта этих великих педагогов.  Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей,  и тогда дети полюбят своего учителя и школу. А для этого необходимо создать все возможные условия  для формирования у обучающихся  положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

                 Систе́ма — это целое, составленное из частей; соединение — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

                Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих.

              Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание  личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной школе ребенка должны научить навыкам решения творческих задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.

                Интерес - важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка.  Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения: 

    1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней,  являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка

    2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива. 

    3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач. 

    4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

    5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

                  Поэтому стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость - моей радостью. 

            При создании ситуации успеха учитываю следующее:

    – Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
    – Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
    – Нельзя требовать от ученика невозможного.
    – Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

    – Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

        Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я  отношусь ко всем одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.

             Каждый день я открываю  школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться  вперед с новыми силами.  Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать  любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.

            Ребенок - самая главная ценность в моей деятельности.

    На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками,  педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным,  а главное запоминающимся. Я  одинаково люблю каждого: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети.

           Мои ученики  не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира,

    развитии самого себя. Оценка  всегда  может быть исправлена .

    Я не боюсь говорить  школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу  «молодец»,  « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем  скромны. Ведь это воспитывает   уверенность в  своих силах, вызывает желание  сделать следующий шаг  более твёрдым,  испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает  интерес к знаниям.  Мои одобряющие  слова  вселяют  в него веру  в свои силы, помогают  ему твёрдым  и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

              Бывает так, что я  делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если  он  чувствует, что я интересуюсь  его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он  примет мои замечания, поверит  и сохранит уважение  и признательность.

                Методы поощрения и порицания давно использую в учебно-воспитательной практике. К ним прибегаю в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

                Однако, эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях: необходимо быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать. Достаточно, иногда, проходя вдоль ряда пар, назвать ученика по имени или коснутся его плеча, тем более что при вашем приближении они затихают и перестают отвлекаться. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка, выполняя стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувства собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и многих других.

    Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, учитель делал его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения ребенка в будущем.

         

         Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его  успехов.  С этой целью с 1 класса каждым ребенком заводится  индивидуальное портфолио, которое  позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.

                   Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Сегодня к уроку готовиться и проводить урок ещё интереснее. Столько появилось возможностей у учителя заинтересовать детей, увлечь их с помощью различных презентаций, учебных проектов и т.д. Современный урок проходит живо, активно и очень интересно. Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий. Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

    -повышению мотивации к учению;

    -повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;

    -активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;

    -развитию наглядно—образного, информационного мышления;

    совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

    -повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

             При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания.  Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно—познавательную и коммуникативную образовательные компетенции,

    что соответствует требованиям ФГОС. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становится привычными для обучающихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.  Это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов. Благодаря хорошему техническому оснащению кабинета, мы можем не просто дополнительно узнавать что-то новое, но и успешно использовать при изучении  материала.

                    Творчество помогает мне наполнить мир учеников положительным и прекрасным. Творчество безгранично, оно присутствует везде. В творчестве может раскрыться каждый ребенок, потому что оно разнообразно. Оно создает благоприятную эмоциональную атмосферу. В творчестве легче создать ситуацию успеха. Творчество создает право на выбор. В творческом процессе легче и интереснее учиться. Творчество нацеливает ученика на самопознание, самовыражение, саморазвитие, формирует желание двигаться вперед.

                  Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний , это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.

               

     Я  применяю метод проектного обучения, так как он стимулирует самостоятельность обучающихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

                 Одним из эффективных средств развития интереса первоклассников  к учебному предмету является игра.  Поддерживаю  интерес ребёнка к учёбе через  учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении.  В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она  стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

                Большое внимание в своей работе уделяю индивидуальной форме организации учебной деятельности учащихся как сильных, так и слабых, предлагая дифференцированные задания. И тогда каждый ребенок чувствует свою значимость. Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: коллективные;  групповые; индивидуальные; работу в парах.

            Домашняя работа – особый вид самостоятельной деятельности. Одно из главных условий, по моему мнению, – это доступность домашней работы. Рационально подхожу к дозированию домашнего задания, используя дифференцированный  и индивидуальный подход в обучении, считаю необходимым давать только посильное домашнее задание, с которым ребенок может справиться самостоятельно. Во  время прохождения какой-либо темы, даю, между прочим, по желанию, найти какой-нибудь материал и дети с удовольствием выполняют такие задания. Они приносят в школу книги, энциклопедии, словари, родители по просьбе детей находят материал в интернете, являются постоянными читателями школьной библиотеки.  Уважаемые коллеги, это делают первоклассники!

                  Мне  очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь  подвести учащихся в  итоге урока.

                 Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для  снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику,  минутный «сон».

             

            

         Большую помощь и поддержку в работе мне оказывает руководство  и педагогический коллектив школы, помогает в создании условий для повышения качества труда. Представители администрации периодически посещают уроки, дают полезные рекомендации, что помогает в решении учебно–воспитательных задач. В школе проводятся педсоветы по знакомству с новыми технологиями и внедрению их в практику работы, по эффективности и совершенствованию урока, по технологиям здоровьесбережения, проходят  открытые уроки и открытые внеклассные мероприятия, на которых каждый педагог старается поделиться своим ценным опытом и творчеством.  Я принимаю участие в работе педагогических советов, делюсь имеющимся опытом. Регулярно посещаю заседания МО

    учителей начальных. 

            Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их  хорошим другом на всю жизнь. Я знаю,  к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….

            Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь  родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми. Для этого провожу регулярно родительские собрания и личные беседы.

    Уважаемые коллеги, обратите внимание!

               Совместно с родителями на первом родительском собрании было принято единогласное решение о необходимости домашних заданий в 1 классе. Дети регулярно их выполняют на добровольной основе, затрачивая небольшое количество времени на их выполнение.

              Постоянно применяю опыт работы добровольного ежедневного заучивания стихов наизусть детьми, особенно в период обучения грамоте.  Как результат - огромная благодарность родителей, дети

    которых перешли в среднее и старшее звено школы.

              Мною было проведено неоднократное анкетирование родителей, из которого  выяснилось, что 100% желают посещать школу. Дети также с большим желанием приходят в класс после каникул.  Родители отмечают, что дети очень расстраиваются, когда болеют и вынуждены отсутствовать на уроках.

                Я организовала дополнительные занятия в послеобеденное время. Два раза в неделю я занимаюсь с детьми, которым необходима помощь. И два раза -  с детьми, которые желают решать задания повышенной сложности. На эти занятия родители с удовольствием приводят детей, а  дети ожидают эти встречи. На занятия приходят от 5 до 8 детей (в классе 14 человек, т.е. в неделю  90% - 100% посещаемость)

             

      Родители и дети заинтересованы в участии в различных школьных, классных и всероссийских  конкурсах и олимпиадах, принимают в них активное участие. Последнее участие во всероссийском конкурсе «ЭМУ» было 100%.

               

                  Дружба и доброжелательное отношение  детей друг к другу, дисциплина  в классе - это также показатель правильного направления работы классного руководителя.  Я имею отзывы уже выпускников школы и их родителей о том, что удалось крепко

    сдружить не только детей, но и их родителей. Для этого приходится прилагать немало усилий!  Постоянный контакт с родителями, доброжелательное отношение к детям и родителям, внимательное выслушивание различных проблем и нахождение  путей их решения, открытые внеклассные мероприятия, уроки, совместное проведение собраний, походы и поездки, экскурсии, игры, викторины, соревнования, проведение праздников – все это помогает мне найти общий язык с учениками и их родителями. Уже неоднократно замечала, что дети пытаются копировать мое поведение.

           Если подвести итог своей педагогической деятельности, можно сформулировать несколько важных выводов.

          Считаю значимым  результатом своей работы и правильным ее направлением - формирование положительных эмоций обучающихся по отношению к учебной деятельности.

          Результативностью своей работы считаю высокие показатели выполненных проверочных и тестовых работ, а также результаты  техники чтения.

     

            Каждый прожитый школьный день, горящие глаза моих учеников побуждают меня к раздумьям, к поиску, творчеству, а это, на мой взгляд, является необходимым условием личностного роста и профессионального мастерства учителя.

         

    И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. 

    Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Как учитель, я должна реагировать на все изменения. На мой взгляд, все главные перемены ждут нас впереди. На данном этапе своей педагогической деятельности я вывела для себя такое, на мой вгляд,  важное правило современного учителя. Я, учитель, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.

    Дорогие коллеги, спасибо за внимание!

    Библиография


            1. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. -М. : Педагогика, 1988. -176 с. 
            2. Беляев М. Ф. Психология интереса. Докторская дис. Рукопись, 1944. -С. 63. 
            3. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства, как формы отражения действительности М. :Наука, 1971. -300с. 
            4. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. \Под ред. Г. С. Костюка и П. Р. Чаматы\. Киев, -1961. -150 с. 
            5. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьников. М. : Просвещение, 1966. -54 с. 
            6. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М. : Знание, 1976. 



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Статья.

    Доклад  для  выступления  на  МО  учителей  начальных  классов "Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельно...

    Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

    Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...

    «Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

    Доклад на тему: "Создание условий для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности". Был создан для прочтения на межшкольном МО. Здесь приведены мои примеры работы по заданной...

    «Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

    laquo;Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский....

    Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

    Обобщение педагогического опыта. Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Учителя знают,...

    Доклад« Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

    В докладе говорится о создании на уроках условий, вызывающих у детей положительные эмоции-в частности о ситуации успеха....