«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
статья на тему

Полищук Ольга Константиновна

Доклад на тему: "Создание условий для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности". Был создан для прочтения на межшкольном МО. Здесь приведены мои примеры работы по заданной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

  Проблематика современного образования лежит в снижении интереса у школьников к процессу обучения. Поэтому необходимо формировать позитивное отношение к  учебе уже в начальной школе.

     В основе положительного отношения к учебе  лежит интерес. Мотивирующее значение в процессе обучения принадлежит эмоциям.  Начинать учебный день надо с интересного приветствия.  Оно не должно быть сухим и стандартным. Можно провести его в игровой форме, используя такие методы.

   «Поздоровайся локтями»: Ученики становятся в круг, рассчитываются на первый – третий. Первые номера расправляют локти за головой так, чтобы они были направлены друг на друга. Вторые – ставят руки на бедра, третьи - нагибаются вперед, кладут ладони на колени и выставляет локти в стороны. За определенное время дети должны поздороваться, касаясь друг друга локтями, с как можно большим количеством одноклассников. А потом успеть построиться назад.

 Психологическое упражнение «Свеча».

  Участникам предлагается встать в круг и, передавая свечу, говорить друг другу комплименты.

  При помощи таких маленьких игр, между обучающимися, устанавливается контакт,  начало дня проходит на позитивных эмоциях.

    Далее, на протяжении учебного дня и всех уроков, необходимо создавать ситуацию успеха для обучающихся как высокого уровня, так и более слабых детей. Любое одобрение вселяет чувство веры в себя у ребенка, повышает интерес к процессу обучения, помогает раскрыть способности.

   

 Ученик не должен, входя в класс, бояться получить плохую оценку.     Для этого надо его всячески поощрять. Формы поощрения могут быть разными: улыбка, похвала. В начальной школе это могут быть красивые карточки с изображением смайликов, цветочков, солнышек. Отсутствие страха помогает каждому обучающемуся смелее высказываться, более уверенно обосновывать свою точку зрения. Работоспособность класса, таким образом, увеличивается.

    Уверенность ученика формируется в признании его успехов. Для этого есть индивидуальное портфолио. Оно позволяет составить представление об успехах обучающегося, отследить рост его знаний в учебной, социальной, творческой, коммуникативной видах деятельности.

С помощью портфолио формируются такие компетенции:

- потребность к работе над собой;

- развивается активная познавательная деятельность.

  Портфолио – это печатные материала формата А-4, в который входят листы- разделители с различными разделами. Я выделила для себя такие: информация о себе,  портрет, мои достижения, мои работы (как 4 основных). Остальные разделы оставила на усмотрение и творчество обучающихся.

    Портфолио – инновационный продукт, который носит системный характер и является копилкой полезной информации, наглядным доказательством образовательной деятельности ученика.

   Использование ИКТ в учебном процессе  помогает созданию условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Увидеть анимацию или фильм, презентацию с картинками на крупном фоне, намного интереснее, чем работать по стандартным таблицам. При  смене слайдов, у детей проявляется интерес, срабатывает ассоциативная память. Презентации к урокам я разрабатываю как сама, так и пользуюсь различными сайтами для учителей, где их большое многообразие.

   ИКТ можно использовать на самых различных  уроках, занимая частично или полностью все его этапы.

   

  При формировании познавательного интереса обучающихся, нельзя забывать и о методе проектов. Он стимулирует их самостоятельность, помогает им самовыражаться, формирует позитивное отношение к окружающему миру.

 

 Однако, нудный, сложный проект, заданный учителем для галочки (сделать тот же реферат, набрать на компьютере и просто распечатать какую-либо информацию), напротив, вызывает негативное отношение, как у детей, так и их родителей. Взрослым приходится выполнять эту работу вместо своих детей и такой проект своей цели  не достигает. Поэтому, его нужно планировать и выполнять под руководством и помощью совместно с педагога.

   В пример приведу творческий проект изобразительного искусства в 5 классе на тему «Бал во дворце». Перед этим проектом, мы с пятиклассниками разобрали костюмы разных эпох и стилей. Рассмотрели внутреннее убранство бальных залов дворцов в стиле «Рококо», «Бароко» и других. На ватмане создали бальный зал, в который  вклеили дам и кавалеров в костюмах стиля «Рококо». Все костюмы были собственной разработки.

   

  Проект должен быть доступен и понятен обучающемуся, иначе он просто выполняет его для получения оценки, а не знаний.

   

  Домашняя работа также влияет на интерес к обучению. Домашнее задание должно быть посильно ребенку, его объем не должен превышать допустимые нормы. Если задание слишком большое по размеру, то школьник просто утомляется и не способен усвоить данный материал. Также, необходимо дифференцировать задания, так как то, что одному ребенку покажется сущим пустяком, для другого будет непосильным.

    Если я вижу, что обучающийся высокого уровня хорошо усвоил ту тему, которую изучаем в данный момент, то задаю ему задание творческого характера: придумать задачу данного вида, создать кроссворд, сочинить загадку, рассказ, сказку. Остальные выполняют задания репродуктивного характера, до тех пока не усвоят материал.

   Таким образом, делю для себя домашние работы на три уровня: обязательный, тренировочный, творческий.

     Нельзя обойтись при формировании положительных эмоций к обучению без здоровьесберегающих технологий. С их помощью  происходит эмоциальная разгрузка, снимается умственное и физическое напряжение.

    На этом месте урока я могу использовать самые разные формы работы: динамические паузы, различные упражнения для мышц для глаз, кистей рук, спины и других. Это могут быть отдельные танцевальные упражнения под  видеозапись или детские танцы. Иногда подбираю готовые презентации со сказочными героями. Не стоит, конечно, забывать и  про упражнения для снятия напряжения с глаз и развитие мышц кистей рук.

     Вот пара примеров таких упражнений:

  1. «Сосулька» - выжимать сосульку из рук. ( Разжимать и сжимать поочередно кулаки).
  2. «Буратино» - растянуть уголки губ, а потом расслабить мышцы лица.

  В данный момент придумано много различных форм эмоциональной и физической разрядки. Перечислять их можно очень долго. Но самое главное, не забывать их проводить и давать отдыхать детям от тяжелого учебного процесса.

 Очень важен подбор правильных методов при подготовке к урокам. Если занятие скучное, то детям на нем неинтересно.   Из методов работы  я использую активные методы обучения. Они являются стимуляторами познавательной активности обучающихся, так как строятся на обмене мнений (диалоге) о разрешении той или иной проблемы. Я не придерживаюсь строгой структуры урока по технологии АМО, а использую на разных этапах какой-либо конкретный.

          Вот один из таких методов – «Автобусная остановка». Выбирается 4 темы для обсуждения. Эти темы раскладывают по кругу записанные на ватманах. Дети делятся на 4 группы и переходят от остановки к остановке, выписывают ключевые моменты темы или дополняют записи друг друга. Исправлять предыдущие записи нельзя. Затем, вернувшись на свою остановку, группа выбирает участника, который зачитывает материал. (Я использовала этот метод на уроке окружающего мира, при изучении темы «Природные зоны России».)

  Активные методы обучения можно придумывать как самостоятельно, так и находить в интернете. Они всегда интересны ребенку, но сложны в подготовке к уроку для учителя, потому что требуют затраты определенного времени и материалов.

     Хорош тот учитель, на уроки которого дети хотят ходить с удовольствием. Я стараюсь создавать все условия для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Литература:

  1. Стародымова Валентина Викторовна «Создание для формирования у обучающихся положительныхэмоций к учебной деятельности».,  NSportal, 15.03.2014 г. , http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/15/sozdanie-usloviy-dlya-formirovaniya-u-obuchayushchikhsya;
  2. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5.

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

выступление подготовила

учитель начальных классов

Полищук О.К.

2017 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Статья.

Доклад  для  выступления  на  МО  учителей  начальных  классов "Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельно...

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...

«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

laquo;Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А. Сухомлинский....

Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Обобщение педагогического опыта. Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Учителя знают,...

Доклад« Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»

В докладе говорится о создании на уроках условий, вызывающих у детей положительные эмоции-в частности о ситуации успеха....