«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе».
учебно-методический материал на тему

Маныч Алина Рустемовна

«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок в режиме внедрения ФГОС в начальной школе».

 «Современный урок : каким ему быть? »

Эпиграф:

« Без серъёзного – нет прекрасного»

А. П. Чехов.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. А что говорит о современности урока: мастерство ли педагога, подбор ли методических приёмов или использование технических средств обучения? Попробуем ответить на этот вопрос.

Я думаю, современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный; урок, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего ребёнка, готовить его к жизни в меняющемся обществе.

Что происходит с современным уроком? Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием? Конечно, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:

  1. появились новые образовательные стандарты и на их основе – обновлённые программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
  2. переход на предпрофильное обучение ставит перед современным уроком новые задачи.
  3. информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
  4. независимое областное тестирование предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.

Поэтому, организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь.

Сегодня в образовании произошло становление трёх моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная классно – урочная модель; модель технологизации образования и модель компетентностного подхода.

Мне бы хотелось остановиться на модели компетентностного подхода, думаю, что в условиях модернизации образования она наиболее актуальна .

Эта модель предполагает свой понятийный аппарат, включающий базовые компетенции; опыт ребёнка; умение решать жизненные ситуации; и другие понятия.

В учебном процессе происходит формирование у учащихся базовых компетентностей. Специфика компетентностного подхода состоит в том, что усваиваются не «готовые знания» кем- то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!!!

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога. Современный урок , говоря словами В.А. Сухомлинского, « это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство урока, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями? Произойдет это, на мой взгляд , при соблюдении следующих требований к уроку:

  1. Четкая формулировка образовательных задач;
  2. Оптимизация процесса обучения;
  3. Дифференцированное применение технологий развивающего обучения
  4. Стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся через применение активизирующих методов и средств обучения;
  5. Работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности;
  6. Обоснованное и целесообразное использование тех или иных средств обучения;
  7. Плотность урока;
  8. Регулярный анализ полученных результатов обучения, воспитания, развития школьников.

Итак, урок - неотъемлемая часть учебного процесса, которая всё ещё остается одной из основных форм организации обучения. Время «готовых» уроков постепенно уходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями, умениями и навыками; либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для наполнения их смыслом.

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения...

Конференция "Современный урок в рамках внедрения ФГОС"

Конференция проводилась для всех учителей лицея. Цель конференции: дать представление учителям основной школы о требованиях к современному уроку в рамках внедрения федеральных стандартов образования. ...

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

презентация на тему: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

Федеральные Государственные образовательные стандарты....

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Пояснительная записка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)  определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного во...

Система деятельности МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» по теме «Современный урок в свете внедрения ФГОС»

         Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от у...