Главные вкладки

    Метапредметный подход в начальной школе
    статья по теме

    Никифорова Любовь Борисовна

    Статья дает представление о необходимости и значении введения в начальной школе метапредметного подхода в обучении, а так же позволяет увидеть основные отличия метапредметного подхода в обучении от традиционного на конкретных примерах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metapredmetnyy_podkhod_v_nachalnoy_shkole.doc430.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Выступление на методическом объединении ГБОУ СОШ №277 Кировского района г. Санкт-Петербурга

    учителя начальных классов                                                                Никифоровой Любови Борисовны

             Традиционная отечественная педагогика, добившаяся в XX веке определённых успехов, базировалась на двух основных принципах – это ориентация на знания, умения и навыки и энциклопедический подход. Первое давало возможность технологизировать образование, сделать его действительно массовым. Второе обеспечивало универсальность школьного образования, являющегося базой для профессионального образования различных уровней.

    Информационная революция, связанная с внедрением компьютеров и различных информационных технологий в повседневную жизнь,  проблемы XXI века (терроризм, техногенные аварии и катастрофы, неизлечимые заболевания), требующие  комплексного подхода, обострение проблемы разобщённости научного знания, сделали такую систему недостаточно эффективной.

    Возникают новые требования к выпускникам школы. Теперь  “отличнику” недостаточно быть “ходячей энциклопедией”, необходимо быть целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи,  т.е. успешно социализироваться в обществе.

      Если приоритетом общества и системы образования становится способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.  «Измеряется» такой результат нетрадиционно - в терминах «надпредметных (метапредметных)» способностей, качеств, умений.            Метапредметный подход – это новый образовательный подход. В его основе лежит особый тип интеграции учебного материала – мыследеятельностный тип интеграции,  который предполагает, что дети, осуществляя образовательную работу на разном предметном материале, могут осваивать, универсальные способы мышления, коммуникации и действия.

    Как показал опыт работы экспериментальной площадки г. Москвы («Материнская школа»), реализация метапредметного подхода через программы метапредметов и других форм работы в старшей школе, требует определенной готовности детей к предлагаемой им работе.

               Учащиеся должны обладать в определенной степени развитым теоретическим мышлением, пониманием, воображением, коммуникативными и языковыми способностями, владеть разными способами самоорганизации и организации коллективного действия.

              Т.е. результатом метапредметного подхода в начальной школе является сформированность на определенном  Стандартами уровне Универсальных Учебных Действий.

       Безусловно, задачи по развитию мышления, коммуникативных и др. способностей ставились учителями всегда, но традиционный подход к организации урока редко позволяет использовать все возможности учебного материала для развития.

    Рассмотрим  два урока, один из которых рекомендует провести   традиционное методическое пособие, а другой разработан в   метапредметной технологии.

              Окружающий мир. 4класс. Тема урока «Жизнь древних славян». Как обычно проходит урок? Так, как рекомендовано в специально разработанных методических рекомендациях по работе с учебным комплектом Плешакова А. А. по курсу окружающий мир.

    Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, развивать устную речь, умение работать с картой.

             Первое, что предлагается в методичке – это слово учителя, т. е. рассказ, монолог. Учитель излагает информацию, иллюстрирует ее (может быть даже с помощью медиасредств). Затем проходит работа с картой. На карте выделена территория расселения славян, ребята определяют, где жили славяне, какими племенами. Естественно, урок продолжается чтением текста учебника, поиском ответов на вопросы. Обязательна работа в тетради на печатной основе, где, правильно выполнить задания можно, если запомнил сведения, о которых шла речь раньше. Ну, и в конце, устный опрос, который часто превращается просто в пересказ информации, данной в тексте параграфа.

             В чем заключалась работа ребенка - чтение, пересказ текста, поиск ответов на вопросы, которые напрямую содержатся в тексте, т. е. дети читали, писали, но главное – запоминали. Но запомнили ли? Неизвестно. Что сумел развить учитель? Это вопрос.

    Учитель передал определенный набор сведений и определений по теме урока. А вот взяли ли ученики эту информацию?  Если и да, то она скоро забудется.

    Что же меняется, если урок по этой теме проводится с использованием метапредметной технологии.

      Возвращаясь к уроку по восточным славянам, остановимся на ситуации учения – обучения.

    Сегодня нам предстоит узнать о жизни восточных славян в древности.

    - Известно ли вам что-то об этих людях, об их жизни?

    - Что бы вы хотели  узнать о жизни восточных славян в древности? (Где жили, чем занимались, что ели, во что одевались, как выглядели – это обычные ответы детей.)

    - А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? (Учитель, книга, Интернет, семья, т. е. спросили, прочитали, посмотрели, послушали)                                                                                                

    Посмотрите, какие материалы лежат у вас на партах?  (карты)      

     Скажите, помогут ли помогут ли нам карты, получить ответы на наши вопросы? (Да, нет)

    Давайте проверим наши предположения, используя карты.

    Урок продолжается работой по изучению содержания картографического материала.

    Затем начинается само исследование, когда дети вместе с учителем пытаются прочитать карту, изучив условные знаки (легенду) и значение цвета на различных картах (рельеф местности, растительность, территория расселение племен).

    Происходит сопоставление карт.

    Исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию (место проживание, природа, климат). Это позволяет создавать версии описания жизни людей.

    Т. е. из-за невозможности получения информации из привычных источников возникла задача, сформулированная в виде  вопроса. Результат поиска решения этой задачи (может ли карта быть источником информации) и будет приобретение нового способа деятельности - «чтение» картографического материала.

    С помощью текста учебника о славянах ребята проверяют верность своих предположений.

    Как окончательное осмысление, понимание происходящего предлагается текст, предположительно о славянах. Соотнеся его с использованными картами, ученики доказывают, что в тексте речь ведется вовсе не о славянах. Вот теперь – понимание достигнуто. Оказалось, карту можно читать как интересную книгу.

    Основное, что требует данная технология – это организация учебной деятельности учащихся, которая возникает, если учителю удастся сценировать ситуацию учения-обучения, т.е. подвести ребят к постановке учебной задачи, что является основным для запуска их деятельности.

            Ситуация учения-обучения – это ситуация, когда возникает разрыв между тем, что имеешь в своем багаже и тем, что необходимо иметь для того, чтобы выполнить задачу, иными словами, в ситуации, которая предложена ученикам, они  не могут  действовать имеющимся способом, им нужно искать новый способ, и овладеть им.

    На уроке, проведенном в метапредметной технологии, дети освоили новый способ действия и усвоили программный материал о жизни восточных славян в древности.

    Нельзя сказать, что это абсолютно новый подход или он никогда не использовался учителями.

    Рассмотрим другой пример.

    Математика. 2класс. «Порядок действий. Скобки»

    Детям предлагается найти значение выражения  7-2+3. Учащиеся называют ответ 8.

    У: - Можно ли получить ответ 2?

    Д: - Можно, если нарушить порядок действий и сначала найти значение суммы.  

    У: - Чтобы показать, что действия надо делать не в том порядке, в каком они записаны, в математике существуют скобки.  И выражение должно быть записано так: 7-(2+3)

    Далее дети читают параграф и выполняют тренировочные упражнения.

    В данном фрагменте урока при традиционном подходе мы видим использование частично-поискового метода, когда детям предлагается найти, каким способом можно получить другое значение выражения.

    Что можно изменить, что бы внести элементы метапредметного подхода?

    Детям предлагается рассмотреть выражение 7-2+3=2

    У: - Как можно найти значение выражения?

    Д: - Выполнить действия по порядку. – Проверить с использованием счетного материала.

    У: - Можем ли мы известными нам способами получить такой ответ?

    Учитель показывает ученикам, что имеющихся знаний не хватает, т.е. создает ситуацию учения-обучения.

    У: - Проведем исследование. Попробуем изменить алгоритм  и выполнить вычисления в другом порядке.

    Д: - Получаем ответ 2.

    У: - Как показать, что надо изменить порядок действий? (Уч-ся предлагают свои варианты.)

    Выдвижение гипотезы.

    Учащимся предъявляются выражения со скобками:

    10-(3+6)=1

    30+4+1=35

    11-(4+5)=2

    10-3+6=13

    11-4+5=12

    19-8-7=4

    19-(8-7)=18

    16-9-2=5

    - Рассмотрите выражения и выберите (подчеркните, прочитайте, назовите номера…) те, которые будут верными, если нарушить порядок действий. - Что необычного увидели?

    Д: - Скобки.

    Учащиеся под руководством учителя формулируют вывод о роли скобок в числовых выражениях и правило выполнения действий в выражениях со скобками.

    В данном случае результатом освоения становиться и алгоритм выполнения действий и методы исследования и наблюдения, приемы сравнения и анализа  математических выражений  с новыми для учащихся знаками.

    Учитель должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

    Естественно, что данные примеры уроков относятся к разным этапам развития метапредметных универсальных учебных действий.  Учащиеся проходят путь от выполнения учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия до применения способа действия в контексте учебной задачи(цели) в течение всего периода обучения в начальной школе.

    Впервые объектом оценки становятся  сложный комплекс показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка.

    Для изучения процесса развития нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, позволять отделять знание или не знание фактической информации от владения или не владения, так сказать,  «способом обращения» с этим знанием (УУД), в третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

    Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

    Авторский коллектив: Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. предлагают два комплекта, цель которых предоставить  возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

    Началом системной диагностической работы учителя является программа «Школьный старт», далее осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе единой «линейки» показателей. Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя.

    Данные пособия формулируют задачи мониторинга, периодичность проведения, рекомендации по обработке, показатели и модули для мониторинга каждого из показателей.

    В заключение хочется сказать, что на сегодняшний день создаются условия и возможности  для реализации метапредметного подхода, значение которого в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления, культуру формирования целостного мировоззрения и осваивать универсальные принципы  и стратегии познания. Именно учитель начальных классов способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

    ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ.

    1. Акопова Э.С., Лопатина В.И. «Материнская школа»: Проблемы дошкольного воспитания в столице/ Россия 2010. Столичное образование, №4, - М., 1994
    2. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий   http://www.zankov.ru/ 
    3. Васина И. В. Метапредметный подход   в образовании   Мастер – класс учителя физики высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №1»    г. Изобильного 2011 г.
      http://900igr.net/prezentatsii/pedagogika/Metapredmetnyj-urok/Metapredmetnyj-urok.html
    4. Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.
    5. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
    6. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007
    7. Моргунова Г. Н., Выступление «Метапредметный подход »Алтайский край, с. Волчиха, МКОУ «Волчихинская Средняя школа №1» http://u4eba.net/
    8. http://www.proshkolu.ru/

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метапредметная олимпиада в начальной школе

    В данной работе я рассуждаю о том, почему мы стали проводить метапредметные олимпиады. Ниже привожу содержание работы.Содержание:ВведениеПочему олимпиада в начальной школе метапредметная?Методические ...

    Метапредметный подход в начальной школе

    Внедрение ФГС сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, ко...

    Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

    В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

    Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

    Метапредметный подход в обучении начальных классов...

    Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

    Метапредметный подход в обучении в начальной школе...

    Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения

    Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения...