Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения
статья на тему

Метапредметный подход в начальной школе

как инновационный процесс обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod_v_nachalnoy_shkole.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход в начальной школе

как инновационный процесс обучения

Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в  воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов  зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.

– Мы все с вами  учителя-практики, и каждый в своей области новатор. Сегодня  я  предлагаю вам окунуться в поиск нового знания для решения загадки будущего.  

– Перед вами на столе лежит обычный  детский пластилин, с которым дети на уроках очень любят работать. Сегодня  я предлагаю вам из кусочка пластилина  изготовить  героя сказки «Колобок». (Время работы 3-5 минут). 

– Итак, вы создали замечательных колобков из пластилина, и мне хочется узнать Ваши мысли, которые возникали в процессе лепки?

– Что помогло вам выполнить задание? (Творческий подход, связь с жизненным опытом, связь с разными предметами и представлениями, и т.д., метапредметный поход)

– В первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина»,  и мы можем из  них что-то  «лепить».   Помогает в этой деятельности мне метапредметный подход в обучении.

Я согласна со словами  известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»

      Меня часто, как и других  учителей,  волнует вопрос «Как сформировать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире?»

Передо мной обозначаются проблемы:

1. Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении.

2. Как  сохранить  и  укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности.

3. Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний,   а   прежде   всего приобретение   каждым   учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Для себя я определяю  цели работы:  

1. Вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

2.   Формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

3.    Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Решение этих проблем и достижение поставленных целей возможно, осуществить именно в начальной школе, применяя метапредметный подход в  обучении.

Во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут прейти к целостному обучению.

Во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщенно, если этому их учить.

Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Федеральный государственный образовательный стандарт  чётко определил приоритетные направления развития образования. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это  средство достижения метапредметного результата.

В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д.

           Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Юрия Вячеславовича Громыко и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

          “Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.

Главной целью метапредметного подхода в обучении  является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности,  и повышение качества образования.

Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметный подход в обучении  способствует  уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом.  При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

         Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани.

         Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности.

         Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

        Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.

          Существуют различные виды метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» 

     В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

       В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать

        Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.

        На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания  деятельностных процедур достижения цели.

       Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у школьников базовых способностей:

  • Мышление
  • Воображение
  • Целеполагание
  • Понимание
  • Действие

Я согласна с Бернардом Шоу, который высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!”

         Для того чтобы эта деятельность была эффективнее,  я постоянно ищу эффективные методы и формы обучения. В своей практике применяю элементы проблемности, поиска, исследования.

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы в условиях модернизации образования мною подобран оптимальный комплекс образовательных педагогических технологий.

  1. Групповые технологии обучения 

         Здесь  применяю такие  формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Для успешной работы  для себя выделяю, по крайней мере,  три  группы учащихся:

1-я группа – ученики с высокими учебными способностями.  

(Дети ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применить знания в независимой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач)

2-я  группа – учащиеся со средними способностями.

(Эта группа выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.)

3-я группа – учащиеся  с низкими учебными способностями.

(Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового материала на уроке).

 Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, развивает самоуверенность.

2. Проблемное обучение  на уроке осуществляю через решение проблемных задач, логических заданий, в которых  сочетаются систематическая, групповая и самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

  1. Мощнейшим средством перепрограммирования общества сегодня

становятся информационно-коммуникативные технологии. 

        Используя возможности мобильного класса, вместе с учениками  на уроках мы  работаем в  программе «Академия младшего школьника» и «Фантазёры». Используем возможности Интерактивной доски и выхода в сеть Интернет.

  1. Технологии проектирования.

        Позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

   5. Технология «Диалога культур»

 Это технология представляет собой диалог, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. С моей точки зрения, учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, т.е. реализует программу. Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит учащихся на уровень проблемы, окончательного решения которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает способом познания, Организованный (и состоявшийся) диалог позволяет учителю приблизиться к решению задач современного школьного образования: как обучающих и развивающих,  так и воспитательных. 

Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, среди которых можно назвать следующие:

  • способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
  • навыки структуризации и классификации поступающей информации;
  • приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

     Совместную деятельность учителя и ученика в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.

Таким образом, растущему человеку нужны не «основы наук», а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.

Наша школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому для меня  важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

- И вы,  наверное, со мной согласитесь, что “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь”.

- Посмотрите на вашего сказочного героя, которого вы смогли сделать. У вас получилось, так как вы верили в успех, а будущее принадлежит тому, кто верит в успех.    И я желаю вам успехов!

Список  использованной литературы

1. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М., 1998.

2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

3. Громыко Ю. В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М.: Пушкинский институт, 2001.

4. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся младших классов. — М., 2001.

5. Мыследеятельностная педагогика в начальной школе: метапредметы. — М., 2004.

6. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 4 классов. — М., 2005.

7. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в начальной школе

Статья дает представление о необходимости и значении введения в начальной школе метапредметного подхода в обучении, а так же позволяет увидеть основные отличия метапредметного подхода в обучении от тр...

Метапредметный подход в начальной школе

Внедрение ФГС сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, ко...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении начальных классов...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении в начальной школе...

Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.

Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

ЭТА РАБОТА ПОЗНАКОМИТ С НЕКОТОРЫМИ АСПЕКТАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ,С ВИДАМИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ЗАТРУДНЯЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛАБОЙ НЕРВНО...