Элементы дифференцированного подхода к учащимся в начальной школе в процессе обучения.
статья (1 класс) на тему

Беленькая Татьяна Яковлевна

Эта статья поможет обратить внимание на вопросы дифференцированного подхода в обучении, особенно со слабоуспевающими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы дифференцированного  подхода к учащимся

                в начальной школе в процессе обучения.

Учитель начальных классов: Беленькая Т.Я.

Индивидуализация обучения  вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.

25-30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учёта их интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Ученики одного класса, выполняя  одно и то же  задание, могут потратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста  гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить  к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких  учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение  и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт урок, ориентируясь на «среднего» ученика. Это служит привыканием выполнения с лёгкостью учебных заданий, первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это снова ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может  быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Дифференцированный индивидуальный подход можно осуществлять на разных предметах. Этот подход можно использовать на всех этапах урока. Например, при проверке домашнего задания  рекомендую спрашивать детей по желанию. Это мотивирует ребёнка на хороший ответ,  и обыденный этап становится  выполнением работы с охотой. Ребёнку хочется поделиться своими знаниями с товарищами и учителем.

Учащиеся, которым требуется время на подготовку к ответу при пересказах, выступлениях или чтении наизусть на литературном чтении и окружающем мире при этом способе всегда имеют эту возможность.

В программе «Школа России» существуют темы «Наши проекты», которые дают возможность дифференцированно работать с каждым учащимся.

На уроках литературного чтения со слабоуспевающими учащимися необходимо проводить:

1. Упражнения на развитие словесно-логической памяти. Улучшается  быстрота запоминания текста, последовательность воспроизведения.

2. Упражнения на развитие мышления. Предложить 3-4 картинки, связанные по смыслу, расположить в нужной последовательности. Ребёнок составляет и  завершает рассказ. Необходимо обращать внимание на чёткость произношения, развитие словарного запаса и грамматическое построение предложений.

3. Коллективное составление плана к произведению или составление плана сильными учениками.

4. Хорошо использовать приёмы мнемотехники.

На уроках математики с 1 по 4 класс постоянно используется дидактический материал, в котором предусмотрены работы двух уровней. Первый вариант -  менее сложный, чем второй. Иногда можно предлагать учащимся самим выбирать уровень сложности выполняемых заданий. Контрольные работы должны включать обязательную и дополнительную часть.

Многие дети испытывают трудности при решении задач. Хорошо использовать приём решения задач по карточкам разного цвета (синие, зелёные, жёлтые, красные). Сначала ученику даётся синяя карточка. Выполнив правильно задание, ученик получает карточку другого цвета (зелёную). Выполнение задания позволяет ребёнку подняться на следующую ступеньку сложности. Что позволяет подтянуться особенно слабоуспевающему ученику.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения необходим. Это способствует подготовке слабоуспевающих учеников  к восприятию нового материала, вовремя восполняются  пробелы в знаниях. Шире используются познавательные возможности учеников, особенно сильных. Данная деятельность направлена на постоянное поддержание интереса к предмету и служит положительной мотивацией успешности любого ученика, независимо от его способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках в начальной школе

Презентация одной из современных технологий....

Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....

Задачи и составные части словарной работы на уроках в начальной школе в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху

Задачи и составные части словарной работы на уроках в начальной школе в процессе обучения детей с ОВЗ по слуху...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения

В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....

Применение разных способов дифференцированного подхода на уроках в начальной школе.

Данный материал был подготовлен мною для выступления на заседании Школы молодого учителя. В нём рассматриваются способы дифференцированного подхода к обучению учащихся начальной школы на разныых этапа...

Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...