Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.
статья по теме

Козлова Ирина Викторовна

Что такое школьная дезадоптация. Этапы развития адаптационных нарушений. Значение индивидуализации обучения для предотвращения дезадоптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                    Козлова  Ирина Викторовна

                                                                                    ГБОУ СОШ №1367,  Москва

           Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

    Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический  прогресс, предъявляют все более высокие требования к обучению и воспитанию  каждого человека, к его образованию.

    Особенно актуально сейчас формирование у всех творческого подхода, активной  жизненной позиции в труде, учении. Воспитание активной жизненной позиции учащихся органически связано с формированием  их мышления, развитием и совершенствованием всех качеств ума.

    Важная роль в современной школе отводится начальной ступени обучения, где закладывается фундамент школьной успешности, формируется стереотип учебной деятельности, воспитывается  отношение к учебному труду.

    Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения очень давняя традиция. Под индивидуализацией обучения следует понимать взаимосвязанный комплекс  организационно-педагогических и методических мероприятий, направленный на создание условий для оптимального обучения и  развития каждого школьника с  учетом его учебных возможностей, индивидуальных склонностей и интересов. В педагогической теории существует принцип индивидуального подхода, однако его реализация в разное время осуществлялась разной мере и различными приемами.

    Большую  общественную тревогу вызывает сегодня положение в школе детей, которые едва переступив школьный порог, попадают в категорию «отстающих». Отставание детей в учении уже на начальных этапах – это формирование на основе нарастающего опыта учебных неудач отрицательного отношения ребенка к школе, ущербной самооценки, что станет в дальнейшем причиной педагогической запущенности, одним из решающих источников, трудновоспитуемости, правонарушений несовершеннолетних, школьной дезадаптации.

   Школьная дезадаптация-  это нарушение гармонических отношений между ребенком и школьной средой, при котором школьник находится в затруднительном положении.

    Рассмотрим механизм развития адаптационных нарушений.

    Человек – это биопсихосоциальое существо,  включающее в себя следующие уровни: биологический, физиологический, психологический, социальный. Все они находятся в гармоничном единстве, изменения же какого либо из уровней вносят дисбаланс во всю систему.

    На первом этапе развития адаптационных нарушений ребенок испытывает состояние дискомфорта, тревожности, что приводит к возникновению адаптационного напряжения во всех системах и функциях организма, возникает напряжение в системах личностно - значимых отношений, возникают трудности в учении. Первопричиной всех этих негативных изменений являются школьные требования, которые конкретный ребенок не в состоянии выполнить.

    Далее (на втором этапе) возникают у учащихся пробелы в знаниях, формируются смысловые барьеры, отчуждение, что в свою очередь ведет к утрате школьной мотивации и возникновению адаптационного перенапряжения.

    К третьему этапу адаптационных нарушений в организме начинают формироваться психозащитные реакции, адаптационное перенапряжение приводит к срыву адаптационных механизмов и появлению паталогических реакций. Пробелы перерастают в отставание в учебе, а отчуждение – в конфликты, правда, пока эпизодические.

    Отставание в учебе, как известно, приводит к неуспеваемости, в отношениях «учитель-ученик» ситуация систематических конфликтов, в результате к четвертому этапу развития адаптационных нарушений у учащихся формируются способы протеста. А на физиологическом уровне проявляется закрепление патологических реакций (чаще всего страдает самая слабая система организма).

    К пятому этапу болезнь переходит в стадию своего развития, у ребенка возникает внутренний конфликт, депрессия, приводящая к отказу от учебной деятельности и разрыву личностно-значимых отношений «учитель-ученик».

     Но ничто в психике человека не остается неподвижным, все всегда может измениться – лишь бы были благоприятные условия. Ребенка нужно поддержать, создать субъективный успех.

     Каждый ребенок – это особый мир.  «Не  снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» - девиз педагогической деятельности Януша Корчака. Следовательно, весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом знания их возрастных и индивидуальных особенностей, выявленных путем систематических наблюдений, тестов.

    Одним из резервов, позволяющих поднять работу школы  на новый качественный уровень, остается индивидуализация обучения.

    Индивидуализация процесса обучения в «Педагогической энциклопедии» определяется как «организация учебного процесса,  при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные  различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

    Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая  из них касается отбора форм,  методов и приемов обучения. Вторая – создания учебных планов, программ, учебной литературы. Третья – формированию различных типов классов, школ.

    В условиях классно-урочной системы, когда в классе обучаются дети с разными способностями, интересами, психическим и физическим развитием, требование индивидуализации может быть обеспечено в том случае, когда учитель чередует коллективную работу с групповой и индивидуальной.

 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников

В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...

индивидуальный подход в обучении младших школьников

индивидуальный подход в обучении младших школьников...

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников

Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении младших школьников...

Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников на основе ИКТ

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои   индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества....

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в системе профилактики школьной дезадаптации.

Как осуществлять индивидуальный подход в работе с младшими школьниками....

Индивидуальный подход к обучению младших школьников в личностно-ориентированной системе образования

Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Каменский, отмечая в своем фундаментальном труде "Великая дидактика", что ученики различаются своими сп...