Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»
статья (1 класс) по теме

Бессонова Ольга Викторовна

Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и  дополняет учебную деятельность младшего школьника. На занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, правилам работы в группе, рассуждают о том, что значит учиться, и применяют эти знания на предметных уроках.   Учащиеся выясняют вместе со сказочными героями, где скрывается причина затруднения и как найти выход из него, почему ученик должен все задания выполнять сам. Они учатся оценивать не только самостоятельно выполненное задание, но и работу одноклассников. Ещё на первом занятии дети знакомятся со Смайликом, который помогает открывать новые знания. Представлен фрагмент занятия по теме: «Личностные качества ученика. Активность»,  в котором раскрывается понятие  - активность и почему так важно быть активным на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_u_mladshikh_shkolnikov_umeniya_uchitsya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников умения учиться

через надпредметный курс «Мир деятельности»

         Надпредметный курс «Мир деятельности», автором которого является Петерсон Л.Г., направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и  дополняет учебную деятельность младшего школьника. Назван курс  надпредметным, потому что на таких занятиях ребята учатся правилам работы на уроке, правилам работы в группе, рассуждают о том, что значит учиться, и применяют эти знания на предметных уроках. Учащиеся выясняют вместе со сказочными героями, где скрывается причина затруднения на уроках, и как найти выход из затруднения, почему ученик должен все задания выполнять сам. Они учатся оценивать не только самостоятельно выполненное задание, но и работу одноклассников. Ещё на первом занятии дети знакомятся со Смайликом, который помогает открывать новые знания. Итог каждого занятия – лесенка успеха, по которой ребятам нравится «шагать». С помощью лесенки успеха первоклассники могут оценить своё знание и умение его применять. Включение данного курса в учебный план школы возможно в рамках внеурочной деятельности.

         На примере фрагмента занятия по теме: «Личностные качества ученика. Активность» раскрывается понятие  - активность и почему так важно быть активным на уроке.

Тема: Личностные качества ученика. Активность.

Цели:

  1. сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности»;
  2. показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.

   

Основные структурные элементы урока:

  1. Новое знание, которое открывают для себя ученики: активность – качество личности, которое помогает ученику успешно учиться.
  2. Задание на пробное действие: кратко ответить на вопрос «Как учится активный ученик?»
  3. Фиксация, поиск причины затруднения: «Я не могу ответить на вопрос «Как учится активный ученик?» или «Я не могу обосновать правильность своего ответа»
  4. Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксировано основное правило активности в учении.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

  • На самом первом уроке наш друг Смайлик светился о радости, как солнышко. На его лучах были написаны качества личности, которые помогают в учёбе. Но вот что произошло сегодня: вдруг надписи на лучиках исчезли. Как вы думаете, почему? (Мы ещё не говорили о качествах, которые нам помогут нам учиться)
  • Чтобы успешно учиться, надо обладать многими важными качествами. Мы не будем торопиться, сегодня мы сможем открыть только одно качество и заполнить один лучик.
  • Какие два шага надо сделать, чтобы узнать что-то новое? (надо понять, что я не знаю, и самому найти способ)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

  • Вспомним, учиться в школе, что это значит?
  • Я хочу познакомить вас с двумя друзьями. Они помогут нам сегодня на уроке. Одного друга зовут Ох, другого – Ах. 
  • Начинается день, и над домиками друзей поднимается солнышко. Ох и Ах просыпаются… Делают уборку…Складывают поленницу
  • Что можете сказать об этих героях, какими качествами они обладают? (Ах весёлый, всё время работает, не сидит на месте. Ох грустный, скучает, делает всё с неохотой)
  • Чьи качества вам больше нравятся?
  • Людей, которые поступают так же, как Ах, называют активными. Итак, о каком качестве мы сегодня будем говорить?
  •  Давайте попробуем ответить на вопрос Смайлика: активный это какой? (такой как Ах)
  • Как вы думаете, важно ли обладать этим качеством ученику? Почему?  (Чтобы получить хороший результат)

Задание на пробное действие

  • Сейчас я предложу новое задание, которое заставит вас задуматься
  • Подумайте над вопросом «Как учится активный ученик?», а теперь закройте глазки и ещё подумайте. Не открывая глаза, поднимите руку те, кто знает, как учится активный ученик.

3. Выявление причины затруднения

  • Откройте глаза, посмотрите друг на друга. Что увидели? (кто-то поднял руку, а кто-то нет) Значит возникло затруднение, разберёмся, в чём оно (не можем ответить, так как не знаем как учится активный ученик…)
  • Если возникло затруднение, мы должны остановиться и подумать, потому что учение без затруднений не бывает.
  • А кто сможет объяснить, как учится активный ученик?

4. Построение и реализация построенного проекта:

  • Вам помогут наши друзья Ох и Ах.
  • Поработаем в группах: на столах лежат картинки с нашими героями и карточки со словами. Подберите нужные слова для наших героев:
  • Проверим, как вы распределили карточки
  • Можно ли сказать, что они действуют, как настоящие ученики? (да, они делают всё сами)
  • Чем же отличается работа Аха от работы Оха?
  • Что из всего этого вам будет мешать в учёбе? Какие карточки хочется убрать?
  • Как же должен учиться активный ученик, чтобы у него был хороший результат? (Он на всех уроках учиться с желанием, выполняет все задания сам). 
  • Прочитайте эталон, выделив последнюю строчку (вторую, третью)
  • Что вы можете посоветовать Оху? Себе?
  • Смотрите, на лучике появилось слово, как вы думаете, почему? (Мы нашли ответ на вопрос «Как учится активный ученик?»)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.
  • Весёлый Ах придумал для вас задание. Если сказочный персонаж на уроке поступает как активный ученик, то его изображение надо соединить с зелёным кружком, а если нет – то красным (ситуации зачитываются, работа в группах)

Буратино: У него не получалось выполнить задание, и он совсем расстроился, но потом решил, что добьётся своего. У него было желание учиться. Он перестал расстраиваться, вспомнил правило и сам всё сделал.

Пятачок: Решил только лёгкие задания, потому что боялся ошибиться. Он стеснялся поднимать руку и не отвечал на вопросы учителя на уроке.

Красная Шапочка: Работала на уроке с желанием и интересом и смогла выполнить все задания.

Винни-Пух: Не отвлекаясь, весь урок разговаривал с соседом и смог ответить на все его вопросы.

Пиноккио: У него не получалось написать букву, но было желание выполнить задание. Он задал учителю вопрос, понял ошибку и завершил задание.

  • Проверим ваши предположения

     7.   Включение в систему знаний

  • Сможет ли активность пригодиться в жизни? Приведите примеры.
  • Для чего вам надо знать об этих качествах? (Чтобы быть успешными учениками)

     8.   Рефлексия деятельности на уроке

  • О каком качестве вы сегодня узнали?
  • Как учится активный ученик?
  • На лесенке успеха мы сегодня заполним только с левой стороны, где написано «Знаю».
  • Если вы не поняли и не запомнили названия нового качества ученика, не поняли задание в группе, нарисуйте человечка на нижней ступеньке.
  • Если запомнили название нового качества, но при выполнении задания в группе, делали ошибки, нарисуйте человечка на 2-ой ступеньке.
  • Если вы не уверены в своих знаниях, но в заданиях выполняли без ошибок, нарисуйте человечка на 3-ей ступеньке.
  • Если вы можете рассказать о новом знании, правильно выполнили все задания урока, нарисуйте человечка на верхней ступеньке.
  • Кто хотел бы рассказать, на какой ступеньке разместил человечка и почему?

       

   

          По возможности необходимо выслушать разные мнения. Если в классе есть ребёнок, который сознается, что нарисовал на нижней ступеньке, его необходимо похвалить за смелость и честность, за хорошую работу, старание.

  • Вы ещё только учитесь стать настоящими учениками, и я уверена, что постепенно все ими станете.

          На протяжении следующей недели необходимо включать эталон «Активность» на разных этапах предметных уроков. В конце недели или в начале следующего занятия по курсу «Мир деятельности» учащиеся работают с лесенкой успеха, с правой стороной «Умею». Таким образом, подводятся итоги по теме «Активность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться

В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...

Формирование у младших школьников умения оценивать свои возможности в учебной деятельности.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оценочную деятельность, существенным расширением круга...