Работа с моделями. Деятельностный подход.
методическая разработка по теме

Шатилова Светлана Викторовна

 

Овладение учащимися приёмом моделирования, как способом последовательности логически обоснованных мыслительных операций построения учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon modelirovanie_3.zip2.97 МБ

Подписи к слайдам:

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории МБОУ НОШ имени А.С. Пушкина Шатиловой Светланы Викторовны
– создать условия для и формирования универсальных учебных действий, как основы образовательного и воспитательного процесса младшего школьника.
Цель:
«Деятельностный подходв обучении младших школьников.Работа с моделями».
Тема:
Овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции;производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
Развитие самостоятельности при усвоении новых знаний умений и компетентностей.
Формирование готовности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
Овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу; определять учебные операции;производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
Овладение приёмом моделирования, как способом последовательности логически обоснованных мыслительных операций построения учебной деятельности.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение; дифференцированное и индивидуальное обучение; критическое мышление;проблемно-поисковое и коммуникативное;имитационное моделирование и игровое обучение; здоровьесберегающее обучение.
Методы и приёмы обучения. Словесные (рассказ, беседа, эвристическая и сообщающая беседы); Наглядные (сравнение, сопоставление, демонстрация). Практические (творческие и практические работы). Проблемного изложения материала. Частично-поисковые.
Моделирование обучения - это последовательность мыслительных операций и логическое построение, которое раскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.
Классификация моделей
Моделирование выделяется в качестве самостоятельного средства обучения, значительно облегчающего и ускоряющего процесс приобретения учащимися прочных систематических знаний.
Моделировать обложку, содер-жание…Характеризовать текст... Конструировать монологическое высказывание... Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты...Составлять план текста..
Исследовать связи жизнедеятельности растений, живот-ных и времени года... Группировать объекты живой природы по отличительным признакам... Сравнивать и деревья, кустар-ники, травы... Характеризовать природные сооб-щества...
Моделировать звуковой состав слова. Группировать слова по месту и типу орфограммы... Оценивать уместность упот-ребления... Трансформировать текст... Обосновывать целесообразность выбора языковых средств...
Задача учителя – научить школьников построению моделей, изучению объектов и явлений с помощью моделирования.
Уроки русского языка
Уроки окружающегомира
Уроки математики
Уроки литературногочтения
Сравнивать разные способы вычислений... Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие... Прогнозировать результат вычис-ления... Объяснять (обосновывать) ход решения задачи...
Уроки литературного чтения
Моделирование обложки книгиЦель: создать условия для формирования у учащихся представления о теме, жанре, названии и авторской принадлежности изучаемого произведения.
Схема последовательности событий, смысловых частей произведенияЦель: создать условия для полноценного восприятия произведения, композиции текста, сюжета и взаимоотношений между героями.
Схема интонационного рисункаЦель: создать условия для формирования у учащихся навыка осознанного, выразительного чтения, умения передавать отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию.
Уроки русского языка
Тема: «Разделительный мягкий и твёрдый знак»Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о правописании разделительных Ъ и Ь знаков.
Первый этап - учащимся предлагаются слова для анализа. В процессе исследования выстраивается определённая модель алгоритма действий.Второй этап - происходит углубление понятий и обобщение материала. Сознательное ориентирование учащихся в схеме, владение доказательствами с использованием схем, дополнение и исправление ошибок в схеме, разнообразные виды работ со схемами, самостоятельное выполнение заданий по теме.Третий этап – это работа на основе приобретенных знаний и умений, схемы уходят, формируется навык беглого действия.
1)
1.
2.
Объяснение нового материала строится с опорой на раннее изученный. Работая с задачей на разностное сравнение ребята дают ответ, что красных шаров больше. На слайде появляется новый вопрос, вызывающий проблему. В ходе исследовательской деятельности (работа в группах с фишками, игра с учениками «живые модели») ребята находят ответ на вопрос «Сколько раз маленькое число помещается в большом?», самостоятельно выстраивают алгоритм действий.
Уроки математики
Тема: «Решение задач на кратное сравнение»Цель: создать условия для формирования у учащихся умения решать задачи определенного вида.
Тема: «Сложение и вычитание вида 26 + 2, 26 + 10»Цель: создать условия для формирования у учащихся вычислительных навыков.
Ребята учатся моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком. Условие выполнения: горизонтальные – десятки, вертикальные – единицы; появление палочек – знак «+», зачёркивание – «-»
Уроки окружающего мира
Изучая тему, знания об отрицательном воздействии человека на природу систематизируются в процессе построения модели «Влияние человека на природу». На этом этапе заполняется левая половина схемы; стрелки желательно использовать красного цвета, служащего сигналом опасности. А затем целесообразно закончить построение модели, показав в правой части способы охраны природы (включая и некоторые правила личного поведения).Стрелки в этой части модели лучше сделать зелёного цвета.
Тема: «Природа и человек»Цель: создать условия для развития экологической культуры у младших школьников.
Тема: «Цепи питания»Цель: создать условия для формирования представления о классификации животных по способу их питания.
Растительноядные
Насекомоядные
Хищные
Всеядные
белка
синица
волк
медведь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»

ОбычаПрезентация педагогического опыта.                -Великий сиракузский гений...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Модель урока на основе коммуникативно – деятельностного подхода.

В помощь учителям предлагаю найденную мною и,на мой взгляд , самую удачную модель урока на основе технологии коммуникативно-деятельностного подхода....

Модель урока на основе коммуникативно – деятельностного подхода.

В помощь учителям предлагаю найденную мною и,на мой взгляд , самую удачную модель урока на основе технологии коммуникативно-деятельностного подхода....

Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода

Выступление на кафедре педагогов начального образования...

Инновационные модели оценки образовательных достижений учащихся в реализации системно-деятельностного подхода ( методические рекомендации)

Методические рекомендации для учителей  начальных классов по использованию инновационных моделей оценки УУД....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....


 

Комментарии

Спасибо за материал! Из всего выше прочитанного можно сделать следующий вывод: деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.