Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода
презентация к уроку по теме

Выступление на кафедре педагогов начального образования

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода

Слайд 2

Цели образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

Слайд 3

Ключевые изменения в ФГОС−2: 1) на первое место выходят требования к результатам образования ; Как обучать, чтобы формировать УУД и умение учиться в целом? Ключевые изменения в ФГОС НОО нового поколения: 1) на первое место выходят требования к результатам образования ; 2) объектами итогового контроля и аттестации являются: предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам); метапредметные результаты (усвоение учащимися УУД и умения учиться); личностные результаты (система ценностей − отношение к себе, другим, к образовательному процессу и его результатам). Как научить этому педагогов всех ступеней обучения? Как оценить качество работы педагогов и качество подготовки выпускников?

Слайд 4

Изменение готовности к профессиональной деятельности учителя – это способность к: овладению новыми педагогическими технологиями, ориентированными на достижение планируемых образовательных результатов; проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде; использованию дидактического потенциала средств ИКТ.

Слайд 5

Современные виды профессиональной деятельности учителя определение и анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса; выстраивание содержательных линий изучения предмета; разработка педагогического сценария, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм; разработка учебных задач, а также подбор средств обучения для осуществления планируемой учебной деятельности и др.

Слайд 6

Портрет российского учителя: результаты международного исследования TALIS Данные последних международных исследований убедительно свидетельствуют о том, что качество работы учителя является главным, решающим фактором, определяющим успешность образовательной системы и прирост качества образовательных результатов ее обучающихся

Слайд 7

Учителю необходимо : Уметь работать в команде (индивидуальный результат сегодня недостижим) Совместно планировать образовательную деятельность Работать в виртуальной среде и открытом образовательном пространстве Уметь отслеживать и направлять развитие индивидуальных успехов обучающихся Организовывать и участвовать в проектах Давать профессиональные консультации родителям Уметь работать в поликультурной среде Интегрировать детей со специальными потребностями и др. Портрет российского учителя: результаты международного исследования TALIS

Слайд 8

Современный учитель способен : создавать условия для развития творческих способностей обучающихся ; развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний и информации ; учить их самостоятельно мыслить ; самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности ; повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования .

Слайд 9

Профессиональные задачи современного учителя разрабатывать программы учебных дисциплин в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; конструировать учебные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий; создавать и использовать контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценивать предметные и метапредметные умения обучающихся;

Слайд 10

Задания, направленные на формирование универсальных учебных действий В новогодние подарки раскладывают конфеты. Всего 199 конфет. В каждый подарок надо положить по 5 конфет. Сколько конфет останется? Обведи номер ответа: 1) 194 2) 40 3) 39 4) 4 Толя участвовал в соревнованиях по прыжкам в длину с разбега. Какой из следующих результатов мог показать Толя? Обведи номер ответа: 1) 20 см 2) 3 м 3) 8 м 4) 25 м

Слайд 11

Профессиональные задачи современного учителя разрабатывать оценочные процедуры, позволяющие диагностировать достижения обучающихся; проектировать учебный процесс в современной информационной образовательной среде, направленный на достижение планируемых образовательных результатов.

Слайд 12

Современные роли учителя исследователь воспитатель консультант организатор навигатор работы со знанием руководитель проектов специалист, способный к изменениям в своей профессиональной деятельности

Слайд 13

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Слайд 14

объяснение, наглядный показ, пошаговый диктант работа по инструкции создание ситуаций для открытия учениками нового знания и практического умения (проблемное введение нового ) Два пути в обучении Передача знаний Обучение умению добывать знания Предметные результаты Предметные , метапредметные и личностные результаты Методические подходы

Слайд 15

Цель Формирование ЗУН Основной дидактический подход Репродуктивный Содержание От готового правила, образца к упражнениям на закрепление Методика Объяснение учителя правила, способа Организационные формы Max фронтальные , min групповые Научить добывать ЗУН Продуктивный Нет готового знания предметная и иллюстративная среда вопросы для поиска ответа (правило или способ деятельности) После «открытия» упражнения на закрепление Поиск учащимися нового правила, способа Max групповые , min фронтальные Сравнение дидактических подходов

Слайд 16

Основные составляющие урока УРОК

Слайд 17

Важнейшие пути и факторы изменений Углубление понимания целей урока Совершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения Поиск гибкой и вариативной структуры и расширение типологии урока

Слайд 18

Отличия в целеполагании урока : ГОС ФГОС НОО 1 .Тема урока 1 .Тема урока 2.Цель урока 2.Цель урока 3.Задачи урока: - Образовательная задача -Развивающая задача -Воспитательная задача 3.Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: - Познавательные УУД -Коммуникативные УУД -Регулятивные УДД -Личностные УУД 4.Межпредметные связи 4.Межпредметные связи 5.Оборудование 5.Ресурсы Признаки урока, ориентированного на новый образовательный стандарт

Слайд 19

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой время этап цель требования рекомендации 2 мин Организационный этап Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Слайд 20

Тема : Цель: Задачи : обучающие (предметные ) 1. Научить 2. Совершенствовать развивающие (метапредметные ) - воспитательные (личностные ) - Диагностика результатов урока (итог урока) Разметка деталей по шаблону приемам разметки деталей по шаблону умение резать ножницами, аккуратно наклеивать, подбирать цвет Координация, внимательность, терпение… Уверенность в себе, уважение к чужому труду… Что нового узнали, чему научились Рассмотреть приемы разметки деталей по шаблону Технологическая карта урока (урок технологии)

Слайд 21

Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование универсальных умений. Контроль Сообщение темы и цели Актуализация знаний Проблемное объяснение Закрепление Контроль Структура традиционного метода обучения:

Слайд 22

Умение ... Умение учиться, самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Умение грамотно ставить перед собой цель, принимать решение Умение грамотно фиксировать свои затруднения, выявлять их причину. Умение планировать свою деятельность, определять сроки, способы и средства ее реализации. Умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность. Умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими ее участниками. Умение объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Метапредметные умения

Слайд 23

трудности и находки Осознание и понимание; Нет требований по ступеням (классам); Нет примеров формирования УУД по предметам; Контроль и оценивание уровня сформированности УУД; Совмещение авторской программы по предмету и развитие УУД. Новый подход к построению урока; Обучение применению знаний; Формирование конкретных действий; Разработана технологическая карта построения урока с указанием деятельности учащихся и формированием УУД. У У Д

Слайд 24

УУД и учебные предметы Русский язык * * * Личностные УУД Окружающий мир * * * * Литературное чтение * * * * Регулятивные УУД Технология * Иностранный язык * Познавательные УУД Искусство * * Математика * Коммуникативные УУД Физическая культура * *

Слайд 25

Этапы урока Критерии оценки эффективности урока Оценка Этап актуализации обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока (знания и умения из других предметных областей, обобщенные способы деятельности, личный жизненный опыт); оригинальность используемых педагогом приемов актуализации; активность ученической позиции (связана с формой организации деятельности: фронтальная + индивидуальный опрос, коллективная дискуссия, работа в малых группах) 10 бал. Этап проблематизации наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока); четкость обозначения обучающимися границы своего «знания» - «незнания»; активность ученической позиции 10 бал. Анализ урока с позиции формирования УУД

Слайд 26

«Движение» Что можно делать? Передвигаться согласно ПДД . Слушать музыку. Наблюдать за природой. Фотографировать пейзажи за окном. Спать. Наблюдать за разметкой дороги. Универсальные действия: планировать (маршрут движения) (р) контролировать (график движения и отдыха) (р) вступать в диалог (с представителем ГИБДД и другими участниками движения), задавать вопросы и отвечать на них (к) видеть проблему (на дороге) и намечать пути её решения (п) Как себя вести? Быть вежливым по отношению к другим участникам движения. Не выбрасывать мусор в окно. Не мыть машину в реке. Чему можно научиться? Определять свое местоположение, пользуясь навигатором. Понимать значение дорожных знаков и читать карту. Оказывать первую помощь пострадавшим.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Слайд 2

Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования

Слайд 3

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Это - совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания .

Слайд 4

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Формировать, давать знания Развивать умения Целью школы становятся не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком сохранять и укреплять своё здоровье В информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться!

Слайд 5

Так учили Так будут учить Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1. Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал». 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1 .Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике). 4. Ученики делают вывод по теме. Меняется и роль родителей

Слайд 6

Так учили Так будут учить Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике! Нужно учиться выбирать главное и интересное! «Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки». Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике. Роль родителей

Слайд 7

Так учили Так будут учить Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. Роль родителей

Слайд 8

Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Так учили Так будут учить Роль родителей

Слайд 9

Слайд 10

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. В контексте изучения всех предметов будут использоваться различные источники информации, в том числе, в Интернете.

Слайд 11

Что такое обучение деятельностью? В 1-ом классе реализуется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это, например, проекты: «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое.

Слайд 12

Что такое интегрированный подход к обучению? Интегрированный подход к обучению предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится проект, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Слайд 13

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности ? Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность) Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые исследования и выполнение проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Структура урока введения нового знания в рамках системно-деятельностного подхода"

В данной статье описана структура введения новых знаний в рамках системно- деятельностного подхода. К статье прилагается презентация....

Формирование УУД на уроке открытия новых знаний в технологии деятельностного подхода

Предложена поэтапная схема урока "открытия новых знаний"...

Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть ор...