Как лучше организовать обучение одаренных детей?
статья (4 класс) по теме

Перова Лидия Николаевна

   В основе работы с одаренными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которую широко можно применять на разных этапах учебного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_organizovat_obuchenie_odarennykh_detey.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Как лучше организовать обучение одаренных детей?

Л. Н. ПЕРОВА,

учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 2 п. Добринка Липецкой области

   Тема одаренных и талантливых детей – одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала страны. В психологии выделяют три категории одаренных людей: а) с высокими показателями по уровню общей одаренности; б) достигшие успехов в каких-либо областях деятельности; в) хорошо обучающиеся в школе, способные дети.

   Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они не требуют особого подхода на уроке. Известно, что в практической педагогике бытует мнение: учителям сложнее всего работать с трудными и слабоуспевающими детьми. Поэтому в недалеком прошлом способные ученики оказывались как бы вне поля зрения учителей: ребенок, легко усваивающий программу, редко привлекал к себе внимание и уж тем более не вызывал у них озабоченности и тревоги.

   В основе работы с одаренными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которую широко можно применять на разных этапах учебного процесса. С этой целью класс делится на группы по результатам диагностических заданий.  Первая группа – это ученики с высокими учебными способностями, вторая – со средними, третья – с низкими. Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся  из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

   Вот пример разноуровневого задания, которое можно предложить ученикам с целью проверки знаний по теме «Решение примеров на порядок действий» в 4 классе.

   Задание. Вычисли значение выражения 7800 – (398 + 507) ∙ 6.

   Инструкция для учеников первой группы.

   Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.

   Инструкция для учеников второй группы.

   Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.

   Инструкция для учеников третьей группы.

   Вычисли значение выражения.

   Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие их способностям, и пытаются выполнять задание более сильных учеников.

   Развитие математических способностей учащихся происходит в процессе решения задач, в том числе и нестандартных арифметических, что способствует развитию мышления младших школьников, его гибкости и вариативности. Поэтому включаю их в уроки математики, предлагаю для самостоятельной работы, больше всего использую во внеурочной деятельности. Однако работа с ними не всегда дает положительные результаты: ученики испытывают трудности при решении задач повышенной сложности, не справляются с олимпиадными заданиями. Часто учащиеся не знают, с чего начать их решение, не могут выработать план действий. Для обучения решению нестандартных арифметических задач использую рекомендации, сформулированные в материалах статьи Е. Е. Останкиной, опубликованные в журнале «Начальная школа» №7, 2004 г. Рекомендации по решению нестандартных задач объединены в памятке.

Памятка по решению нестандартных

арифметических задач

   Если тебе трудно решать задачу, то попробуй:

   1) сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть, нужно сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задачи;

   2) ввести вспомогательный элемент;

   3) использовать для решения задачи способ подбора;

   4) переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала понятной, знакомой;

   5) разделить условие или вопрос задачи на части и решать по частям;

   6) начать решение задачи с конца.

  Для работы с одаренными детьми использую материалы пособий с нестандартными и занимательными заданиями, соответствующие возрастным особенностям детей и требованиям программы, использую передовой опыт  других педагогов.

  Одной из форм внеурочной деятельности, способствующей формированию познавательного интереса, является предметная олимпиада, которая  прививает любовь к предмету, учит самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить, помогает выявить не только уровень обученности учащихся, но и их начитанность, кругозор, общий культурный уровень.

   Одаренного ребенка не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Не следует приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его быть как все. Желательно усиливать в нем стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоменеджмент учителя или как лучше организовать свою работу.

Самоменеджмент - это использование испытанных методов  работы в повседневной практике для того , чтобы оптимально ......

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (из опыта работы)

В статье раскрываются такие понятия, как одаренный ребенок,  что такое исследовательское обучение. Представлен опыт работы в рамках внеурочной деятельности, на примере клуба "Юный исследоват...

Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе

Статья по теме "проблемы обучения одаренных детей в начальной школе"...

Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Данная презентация содержит информацию о проблемах одаренности детей...

Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей

Педагогические технологии на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения одаренных детей...

Какими способами организуется обучение исследованию младших школьников ?

Сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информа...

Новые технологии и лучшие традиции обучения: серия пособий для дошкольников

В начале февраля в легендарной серии обучающих пособий для развития ребенка и подготовки к школе выйдут новые книги. Проверенная на практике и показавшая свою эффективность методика, умело сочетающая ...