Главные вкладки

    Диагностика УУД третьеклассников, конец учебного года
    учебно-методический материал (3 класс) по теме

    Пасынок Юлия Юрьевна

    Представлен материал для проведения диагностики УУД третьеклассников в конце учебного года, а также таблицы для анализа (классным руководителям и администрации).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diagnostika_uud_3_klass_konets_goda.rar103.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИАГНОСТИКА УУД

    Личностные УУД

    Методика «Какой Я?»

    (модификация методики О.С.Богдановой)

    Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).

    Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:

        А                                                  Б

    аккуратный                            драчливый

    вежливый                               злой

    честный                                  ленивый

    добрый                                   упрямый

    любознательный                   невнимательный

    отзывчивый                           неаккуратный

    справедливый                       грубый

    трудолюбивый                      жадный

    старательный                        завистливый

    верный                                   нечестный

    Обработка данных.  Учитель определяет самооценку каждого ребенка (завышенная, адекватная, заниженная) по формуле:

    К1 =

    КА

    ,

    10

    где КА – количество слов, выбранных ребенком из столбика А.

    К2 =

    КБ

    ,

    10

    где КБ – количество слов, выбранных ребенком из столбика Б.

    Если    К1  0,6, К2  0,3, то самооценка завышена,

                 К1  0,3, К2  0,6, то самооценка занижена,

                 К1 К2  0,4 – 0,6, то самооценка адекватна.

    «Анкета  "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой

    Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся

             Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)

    Возрастная группа: ступень предшкольного образования (6,5 – 7 лет), начальная школа (10,5 – 11 лет).

    Форма оценивания: индивидуальная беседа (6,5 – 7 лет); фронтальный письменный опрос (10,5 – 11 лет).

    Вопросы анкеты:

    1.Тебе нравится в школе?

     - не очень

     - нравится

     - не нравится

    2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

     -чаще хочется остаться дома

     -бывает по-разному

     -иду с радостью

    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

     - не знаю

     - остался бы дома

     - пошел бы в школу

    4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

     - не нравится

     - бывают по-разному

     - нравится

    5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

     - хотел бы

     - не хотел бы

     - не знаю

    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

     - не знаю

     - не хотел бы

     - хотел бы

    7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

     - часто

     - редко

     - не рассказываю

    8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

     - точно не знаю

     - хотел бы

     - не хотел бы

    9. У тебя в классе много друзей?

     - мало

     - много

     - нет друзей

    10. Тебе нравятся твои одноклассники?

     - да

     - не очень

     - нет

             Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ.

    № вопроса

    Оценка за 1 ответ        

    Оценка за 2 ответ        

    Оценка за 3 ответ

    1

    1

    3

    0

    2

    0

    1

    3

    3

    1

    0

    3

    4

    3

    1

    0

    5

    0

    3

    1

    6

    1

    3

    0

    7

    3

    1

    0

    8

    1

    0

    3

    9

    1

    3

    0

    10

    3

    1

    0

    Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

    -ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

     -нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

     -ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

    Уровни сформированности школьной мотивации:

    25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

    20-24 балла  - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

    15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

    10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

    Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе,  школьная дезадаптация.  Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

    Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»,

    адаптированная Н.В. Кулешовой

    Цель: выявить нравственные представления учеников.

    Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

    Инструкция: ответьте на вопросы:

    1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

    А    Нравиться

    Б     Не очень нравиться

    В     Не нравиться

    2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

    А    Сделаю замечание и помогу убрать

    Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

    В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

    3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

    А    Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую

    Б     Незнаю

    В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

    4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

    А    Извинюсь и уберу за собой

    Б     Незнаю

    В     Ничего делать не буду, есть же уборщица

    5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

    А    Нет

    Б     Иногда

          В     Да

    6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

    А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

    Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

          В     Сделаю вид, что не заметил

    7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

    А    Часто

    Б     Иногда

    В     Почти никогда

    8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

    А    Часто

    Б     Иногда

    В     Почти никогда

    Обработка данных:

    За первый ответ (А) – 2 балла,

    За второй ответ (Б) – 1 балл,

    За третий ответ (В) – 0 баллов.

    Интерпретация:

    Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

    Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

    Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.

    Регулятивные УУД

    Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

    Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля.

    Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование).

    Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

    Инструкция: Прочитай текст, проверь его, исправь ошибки.

    Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.

    Уровни сформированности внимания:

    0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень внимания.

    3-4 – средний уровень внимания;

    Более 5 – низкий уровень внимания.

    Текст

    Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

    «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина)

    Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

    Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

    1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

    а) да;    б) иногда;      в) никогда.

    1. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

    а) никогда не обижаю;  б) иногда обижаю;  в) часто обижаю.

    1. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

    а) да;     б) иногда;      в) никогда.

    1. Как ты относишься к делам класса?

    а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

    б) заставляю себя его выполнить;

    в) не всегда довожу начатое дело до конца.

    1. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

    а) да,     б) не всегда,       в) нет.

    1. Сочувствуешь ли ты другим людям?

    а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

    б) иногда сочувствую, иногда нет;

    в) никогда не сочувствую.

    Обработка данных.

    Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

    Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

    Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):                                                                                                    

    Таблица 6

    п/п

    Ф.И.

    Учащегося

    Наличие устой-

    чивых качеств

    Уровень развития качеств

    личности

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Познавательные УУД

    Задание «Найди четвертое»

    Цель: Исследование способности к умозаключению.

    Инструкция. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с третьим, как второе с первым?

    Например:

    песня: композитор = самолет: ?

    а) аэродром б) горючее в) конструктор г)летчик д) истребитель

    Функциональные отношения (песню сочинил композитор): ответ – конструктор (конструктор сделал самолет)

    Время -15 минут, предлагается 10 заданий

    школа: обучение = больница: ?

    а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

    песня: глухой = картина: ?

    а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой

    нож: сталь = стул: ?

    а) вилка б) дерево в) стул г) пища д) скатерть

    паровоз: вагоны = конь: ?

    а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня

    лес: деревья = библиотека: ?

    а) город б) здание в) библиотекарь г) книги д) театр

    бежать: стоять = кричать: ?

    а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать

    утро: ночь = зима: ?

    а) мороз б) осень в) день г) январь д) сани

    волк: пасть = птица: ?

    а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

    слагаемое: сумма = множители: ?

    а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) деление

    роза: цветок = кислород: ?

    а) газ б) дыхание в) горение г) прозрачный д) мак

    Оценка результатов:

    4 балла - 8 - 10 правильных ответов, помощь взрослого не требуется.

    3 балла - 5 - 7 правильных ответов, использует помощь взрослого.

    2 балла - 2 - 4 правильных ответов, помощь использует частично.

           1 балл - задание недоступно.

    Уровни:

    высокий – 4 балла,

    средний – 3 балла,

    низкий – 1 – 2 балла

    Коммуникативные УУД

    Задание «Дорога к дому»

    (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)

    Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

    Оцениваемые универсальные учебные действия:  коммуникативно-речевые действия.

    Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. а), другому — карточку с ориентирами-точками (рис. б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.

    Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. в).

    Критерии оценивания:

    — продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

    — способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

    — умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

    — способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

    — эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

    Уровни оценивания:

    1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

    2.  Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

    3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

    «Решение ситуаций» 

    (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля).

    Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).

    Детям предлагается ситуация:

    • Одноклассник назвал тебя обидным словом. Как ты поступишь в данной ситуации? Напиши.

    Учащимся, которые затрудняются с ответом, учитель может дать устный комментарий к возможному варианту ответа: заплакать, толкнуть, обозвать, пойти жаловаться, обидеться, промолчать и другие.

    Обработка данных: позволяет выявить детей с устойчивой агрессивностью в поведении в конфликтных ситуациях.

    Тип реакции на фрустрацию определяется следующим образом:

    а) активно-агрессивный (решения «кричать», «обзывать», «злиться», «бить» и тому подобные),

    б) пассивно-страдательный («плакать», обидеться», «надуться» и тому подобные),

    в) нейтральный, индифферентный («не сказать ничего», «ни сделать ничего», «пожать плечами» и тому подобные),

    г) активно-положительный.


    ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ

    1 критерий – Эффективность учебной деятельности.

    1 шкала – Учебная активность.

    5 б.

    Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

    4 б.

    На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередует.

    3 б.

    Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

    2 б.

    Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

    1 б.

    Пассивен на уроке, дает отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто отвлекается, переписывает готовое с доски.

    0 б.

    Учебная активность отсутствует.

     2 шкала – Усвоение знаний (успеваемость).

    5 б.

    Правильное безошибочное выполнение заданий.        

    4 б.

    Небольшие помарки, единичные ошибки.

    3 б.

    Редкие ошибки, связанные с пропуском букв и их заменой.

    2 б.

    Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.

    1 б.

    Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачеркиваний.

    0 б.

    Плохое усвоение программного материала по всем предметам: грубые ошибки, большое их количество.

    2 критерий – Усвоение школьных норм поведения.

    3 шкала – Поведение на уроке.

    5 б.

    Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

    4 б.

    Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время отвлекается от урока.

    3 б.

    Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

    2 б.

    Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

    1 б.

    Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

    0 б.

    Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

    4 шкала – Поведение на перемене.

    5 б.

    Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

    4 б.

    Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.

    3 б.

    Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

    2 б.

    Не может найти себе занятие, переходит от одной группы к другой.

    1 б.

    Пассивный, движения скованные, избегает других.

    0 б.

    Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит на них, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой)

    3 критерий – Успешность социальных контактов.

    5 шкала – Взаимоотношения с одноклассниками.

    5 б.

    Общительный, легко контактирует с детьми.

    4 б.

    Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

    3 б.

    Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами.

    2 б.

    Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ним в контакт.

    1 б.

    Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему).

    0 б.

    Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает, и другие дети его не любят.

    6 шкала – Отношение к учителю.

    5 б.

    Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним.

    4 б.

    Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

    3 б.

    Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам.

    2 б.

    Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним.

    1 б.

    Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, говорит тихо, запинается.

    0 б.

    Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании.

    4 критерий – Эмоциональное благополучие.

    7 шкала – Эмоциональное благополучие.

    5 б.

    Хорошее настроение, часто смеется, улыбается.

    4 б.

    Спокойное эмоциональное состояние.

    3 б.

    Эпизодически проявляет снижение настроения.

    2 б.

    Отрицательные эмоции:

    а) тревожность, огорчение, иногда страх;

    б) обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос.

    1 б.

    Депрессивное настроение, плач без всяких причин.

    0 б.

    Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика УУД первоклассников, конец учебного года

    Представлен материал для проведения диагностики УУД и комплексной интегрированной работы первоклассников в конце учебного года, а также таблицы для анализа (классным руководителям и администрации)....

    Диагностика УУД второклассников конец учебного года.

    Представлен материал для проведения диагностики УУД и комплексной интегрированной работы второклассников в конце учебного года, а также таблицы для анализа (классным руководителям и администрации)....

    Контрольная работа по математике для 1 класса на конец учебного года.

    Контрольная работа по математике для 1 класса на конец учебного года....

    Анкета для родителей первоклассников на конец учебного года

    Анкета для родителей первоклассников на конец учебного года....

    Стандартизированная работа по русскому языку 1 класс (конец учебного года)

    Стандартизированная письменная работа по русскому языку 1 класс (конец учебного года) состоит из двух частей 1 часть -диктант, 2 часть- работа тестового характера.   Во 2 части задания  пред...

    Стандартизированная работа по литературному чтению 1 класс (конец учебного года)

    Стандартизированная письменная  работа по  литературному чтению 1 класс (конец учебного года). Работа состоит из двух вариантов, содержит базовый и повышенный уровень. Школа  росс...

    Стандартизированная письменная работа по изобразительному искусству 1 класс (конец учебного года)

    Стандартизированная письменная работа по   изобразительному искусству 1 класс (конец учебного года). В работе представлены задания базового и повышенного уровня. Таблица для анализа работы и...