Главные вкладки

    Разработка методического семинара "Работа над ошибками"
    методическая разработка на тему

    Гарькавая Елена Юрьевна

    Организация работы над ошибками - один из важных и очень сложных аспектов работы учителя начальных классов. Еще сложнее создать систему данной работы в рамках не отдельног класса, а начальной школы в целом. Данная разработка - опыт работы отдельно взятой школы в этом направлении.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_rabota_nad_oshibkami.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24

     «Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

    Подготовительный этап:

    • постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
    • самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
    • анализ собственной деятельности по данной проблеме;
    • построение модели семинара, его структуры и хода проведения.

    Структура семинара:

    1 блок – Практическая часть.

    1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей   задачи семинара перед участниками:

    «Создание программы  «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

    3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:

    «Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»

    Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП  для принятия согласованных решений.

     

    Шаги реализации метода:

    • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
    • составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
    • обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.

         -     принятие согласованных решений:

    У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max - 4, min – 1 балл).

    Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует  от максимального до минимального количества баллов.

     После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:

    №№

    перечень

    Кол-во голосов

    Кол-во баллов

    Приоритет группы

    Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.

    Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .

    В выступлении спикеров групп должно прозвучать

     - согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);

    - причина разброса мнений;

     - приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:

    СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

    4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.

    5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и  понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.

    6). Выступление групп.

    2 блок  - Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.

    3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.

    1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.

    2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.

    3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер,  направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.

    4 блок – Практическая работа  в группах.

    1). Создание программы по параллелям по вопросам:

    Рассматриваемые

    вопросы

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    1. Программное содержание, требующее работы над ошибками.

    2. Основные формы организации работы над ошибками.

    3. Наиболее эффективные приемы и средства.

    4. Место работы над ошибками в уроке.

    5. Диагностика успешности проводимой работы.

    2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.

    5 блок – заключительная часть.

    1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.

    2).  Вынесение решения.

    ПРОТОКОЛ

    Семинара практикума МОУ СОШ №24  

    «Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

    Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.

    Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).

    В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена  с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

    Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:

    1. Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
    2.  Имеет ли смысл такая работа?
    3. Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?

    В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:

    - ограниченность во времени на уроке;

    - низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;

    - несистемность проводимой работы;

    - недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;

    - малый словарный запас учащихся;

    - недостаточно развитый навык чтения;

    - неумение выделить и определить орфограмму.

    Решение:

    1. Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
    2. Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
    3. Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
    4. Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
    5. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
    6. На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».

    Председатель:

    Секретарь:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактическая разработка памятки работы над ошибками

    Как делать работу над ошибками в начальных классах...

    Учебно-методическое пособие по русскому языку "Работа над ошибками". Памятка для ученика начальной школы.

    Работа над ошибками- важнейшее звено в системе обучения. Приёмы работы с "Памяткой" на уроках русского языка. Памятка для учащихся....

    Учебно - методический комплект по Обучению грамоте на тему: "Работа над ошибками. Урок закрепления изученного" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по Обучению грамоте на тему: "Работа над ошибками. Урок закрепления изученного" 1 класс (конспект + презентация)...

    Разработка урока с презентацией на тему "Работа над ошибками. Правописание непроизносимой согласной"

    Разработка урока по русскому языку для 3 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является способствоание формированию умений и навыков правильного написания непроизносимых согласных, исправлению ...

    Учебно - методическое пособие. Памятка работы над ошибками для учащихся начальной школы.

    Учебно - методическое пособие. Памятка работы над ошибками для учащихся начальной школы....

    Методическое пособие по русскому языку в помощь ученикам и их родителям. 2 – 4 класс Работа над ошибками

    Методическое пособие по русскому языку в помощь ученикам и их родителям.2 – 4 классРабота над ошибками...

    Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

    Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...