Разработка методического семинара "Работа над ошибками"
методическая разработка на тему

Гарькавая Елена Юрьевна

Организация работы над ошибками - один из важных и очень сложных аспектов работы учителя начальных классов. Еще сложнее создать систему данной работы в рамках не отдельног класса, а начальной школы в целом. Данная разработка - опыт работы отдельно взятой школы в этом направлении.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_rabota_nad_oshibkami.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24

 «Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

Подготовительный этап:

  • постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
  • самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
  • анализ собственной деятельности по данной проблеме;
  • построение модели семинара, его структуры и хода проведения.

Структура семинара:

1 блок – Практическая часть.

1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей   задачи семинара перед участниками:

«Создание программы  «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:

«Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»

Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП  для принятия согласованных решений.

 

Шаги реализации метода:

  • молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
  • составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
  • обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.

     -     принятие согласованных решений:

У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max - 4, min – 1 балл).

Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует  от максимального до минимального количества баллов.

 После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:

№№

перечень

Кол-во голосов

Кол-во баллов

Приоритет группы

Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.

Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .

В выступлении спикеров групп должно прозвучать

 - согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);

- причина разброса мнений;

 - приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:

СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.

4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.

5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и  понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.

6). Выступление групп.

2 блок  - Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.

3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.

1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.

2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.

3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер,  направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.

4 блок – Практическая работа  в группах.

1). Создание программы по параллелям по вопросам:

Рассматриваемые

вопросы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Программное содержание, требующее работы над ошибками.

2. Основные формы организации работы над ошибками.

3. Наиболее эффективные приемы и средства.

4. Место работы над ошибками в уроке.

5. Диагностика успешности проводимой работы.

2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.

5 блок – заключительная часть.

1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.

2).  Вынесение решения.

ПРОТОКОЛ

Семинара практикума МОУ СОШ №24  

«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»

Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.

Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).

В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена  с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:

  1. Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
  2.  Имеет ли смысл такая работа?
  3. Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?

В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:

- ограниченность во времени на уроке;

- низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;

- несистемность проводимой работы;

- недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;

- малый словарный запас учащихся;

- недостаточно развитый навык чтения;

- неумение выделить и определить орфограмму.

Решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
  2. Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
  3. Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
  4. Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
  5. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
  6. На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».

Председатель:

Секретарь:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка методической темы "Словарь фантазий как способ запоминания слов с непроверяемыми гласными".

Практическая значимость состоит в том, что "Словарик" поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку, интересно и с пользой организоватьповседневную словарную работу, создаст о...

Дидактическая разработка памятки работы над ошибками

Как делать работу над ошибками в начальных классах...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Презентация "Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социально-психолгической поддержки ребенка из неблагополучной семьи"

Работа содержит характеристику класса и рекомендации по работе с родителями и их детьми в начальной школе...

Разработка методического мероприятия "Предметная неделя в начальной школе"

План проведения "Предметной недели в начальной школе"...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...

Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".

         В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...