Разработка методического семинара "Работа над ошибками"
методическая разработка на тему
Организация работы над ошибками - один из важных и очень сложных аспектов работы учителя начальных классов. Еще сложнее создать систему данной работы в рамках не отдельног класса, а начальной школы в целом. Данная разработка - опыт работы отдельно взятой школы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_rabota_nad_oshibkami.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ МО УНК МОУ СОШ №24
«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»
Подготовительный этап:
- постановка целей и задач семинара перед членами МО УНК;
- самоподготовка, изучение теоретических положений вопроса;
- анализ собственной деятельности по данной проблеме;
- построение модели семинара, его структуры и хода проведения.
Структура семинара:
1 блок – Практическая часть.
1). Деление членов МО на четыре группы (по количеству параллелей в начальной школе). 2).Постановка общей задачи семинара перед участниками:
«Создание программы «Система работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
3). Постановка первичной задачи для каждой параллели:
«Выявление причин низкого качества работы над ошибками в начальной школе»
Группы работают по МЕТОДУ НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП для принятия согласованных решений.
Шаги реализации метода:
- молчаливое интегрирование – 7 мин. (каждый сам составляет свой список)
- составление общего списка проблем, причин или предложений (по кругу каждый зачитывает свой список, один из группы их записывает подряд)
- обсуждение списка (очень быстро, объективно, без лирики) с целью убрать повторы, уточнить формулировки, упорядочить список, дать причинам единый номер.
- принятие согласованных решений:
У каждого набор карточек по количеству участников группы из расчета 4 карточки на человека, т.е. каждый должен выбрать 4 самых главных на его взгляд причины, в верхнем углу которой ставится № причины, а в нижнем – ее ранг (max - 4, min – 1 балл).
Каждый участник группы из общего списка выбирает актуальные на его взгляд причины, выставляет их номера в верхнем углу карточки количество баллов в нижнем углу и ранжирует от максимального до минимального количества баллов.
После этого в группе происходит подсчет голосов: ведущий называет номера, совпавшие выборы выкидываются на середину стола, считается сумма баллов совпавших выборов, составляется таблица:
№№ | перечень | Кол-во голосов | Кол-во баллов | Приоритет группы |
Примечание: в перечень вносятся все выделенные причины.
Таким образом выбираются согласованные решения, то есть те, которые набрали более 50% .
В выступлении спикеров групп должно прозвучать
- согласованные и несогласованные решения (те, которые выбраны, но в меньшинстве);
- причина разброса мнений;
- приоритеты группы по каждому из выборов, определяемые по формуле:
СУММА БАЛЛОВ / КОЛ-ВО ГОЛОСОВ.
4). Выбор спикеров, подготовка выступления групп.
5). Выбор экспертной группы. Постановка цели: проанализировать предложенные группами списки; оценить деятельность групп, глубину их исследования и понимания проблемы; полноту, объективность и структурированность предложений.
6). Выступление групп.
2 блок - Перерыв для участников, работает экспертная группа по формированию общего списка причин и формулировке дальнейших задач семинара.
3 блок – теоретическая часть. Коллективная работа.
1). Выступление спикера экспертной группы. Оценка деятельности групп, глубина исследования и объективность понимания проблемы.
2). Выступление зам. директора по УМР. Подтверждение теоретическим материалом.
3). Постановка задачи семинара по определению действенных мер, направленных на совершенствование работы над ошибками и формирование орфографической зоркости.
4 блок – Практическая работа в группах.
1). Создание программы по параллелям по вопросам:
Рассматриваемые вопросы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. Программное содержание, требующее работы над ошибками. | ||||
2. Основные формы организации работы над ошибками. | ||||
3. Наиболее эффективные приемы и средства. | ||||
4. Место работы над ошибками в уроке. | ||||
5. Диагностика успешности проводимой работы. |
2). Взаимоанализ составленных карт с целью определения преемственности и последовательности, постепенности увеличения объема и разнообразия приемов и форм.
5 блок – заключительная часть.
1). Выступление членов наблюдательной (представители кафедры русского языка и литературы среднего звена) и административной (представители школьной администрации) групп.
2). Вынесение решения.
ПРОТОКОЛ
Семинара практикума МОУ СОШ №24
«Организация эффективной работы над ошибками по русскому языку»
Присутствовали: учителя начальной школы, администрация, логопед, социальный педагог, психолог, учителя русского языка и литературы среднего звена.
Семинар состоял из отдельных блоков (сценарный ход и задачи семинара прилагаются).
В начале семинара участники были поделены на творческие группы (использован игровой прием «Собери картинку»). Кроме того, были созданы наблюдательная группа из учителей – предметников среднего звена с целью определения общих задач по формированию навыка грамотного письма и административная группа с целью оценки деятельности МО УНК по решению проблемы повышения эффективности работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.
Планируя семинар – практикум по проблеме повышения эффективности работы над ошибками, мы надеялись обратить внимание и найти ответы на следующие вопросы:
- Почему существующая форма организации работы над ошибками не дает ожидаемых результатов?
- Имеет ли смысл такая работа?
- Как организовать эту работу, чтобы повысить ее качество и результативность?
В результате групповой работы по выявлению причин недостаточной эффективности работы над ошибками, пользуясь методом номинальных групп, был сформирован общий перечень согласованных решений, т.е. выбранных большинством найденных причин:
- ограниченность во времени на уроке;
- низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
- несистемность проводимой работы;
- недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
- малый словарный запас учащихся;
- недостаточно развитый навык чтения;
- неумение выделить и определить орфограмму.
Решение:
- Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
- Принять как аксиому утверждение, что «лучший способ работы над ошибками – это ее предупреждение».
- Обязательно проводить предупредительную работу перед контрольными диктантами, изложениями и другими видами самостоятельных работ.
- Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
- Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
- На основе наработанных материалов создать монопрограмму «Работа над ошибками».
Председатель:
Секретарь:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка методической темы "Словарь фантазий как способ запоминания слов с непроверяемыми гласными".
Практическая значимость состоит в том, что "Словарик" поможет любому педагогу с минимальными затратами времени на подготовку, интересно и с пользой организоватьповседневную словарную работу, создаст о...
Дидактическая разработка памятки работы над ошибками
Как делать работу над ошибками в начальных классах...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Презентация "Разработка методических рекомендаций по реализации технологии социально-психолгической поддержки ребенка из неблагополучной семьи"
Работа содержит характеристику класса и рекомендации по работе с родителями и их детьми в начальной школе...
Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С. Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...
Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...
Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"
Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"...