Главные вкладки

    Педагогическая диагностика готовности детей к школе
    опыты и эксперименты (1 класс) по теме

    Шурыгина Марина Сергеевна

    Я представила этапы педагогической диагностики готовности детей к  школе (1 класс).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шурыгина Марина Сергеевна

    Учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №23 г. Мурманск

    «Педагогическая диагностика готовности детей к школе»        

    В настоящее время система образования столкнулась с проблемой, что  качество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт.

            По данным различных исследований, затруднения в обучении,по  тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов. Таким образом, учитель должен помочь в профилактике, диагностике, коррекции трудностей в обучении через  проектирование хода индивидуального развития каждого ребёнка. Средством определения возможностей ребёнка  являются мониторинговые исследования, особенно на этапе освоения новых программ, курсов и методических комплектов.

            Сейчас я представлю вашему вниманию свой опыт работы по организации и проведения ПД в 1 классе.

    Каждый учитель знает, что начало учебного года – ответственный момент. А у первого класса особая роль в системе начального обучения. Ребёнок не столько проходит программу, сколько готовится стать настоящим учеником. Перед учителем встают вопросы: как будут дети себя  чувствовать в школе, как будут  учиться,  какими они будут – равнодушными и безразличными или проявляющими интерес к знаниям, как построить процесс обучения так, чтобы  заинтересовать каждого ученика. Реализовать эти задачи поможет П.Д, которую необходимо  проводить с 1 класса, чтобы построить педагогический процесс,  учитывая индивидуальные  особенности каждого ученика, независимо от выбранных программ и  курсов.

              Первым этапом моей работы было изучение состояния здоровья детей. Я увидела, что детей с 1 группой здоровья-1человек, со 2 группой- 19 человек, с 3группой- 8 человек. Исходя из этих данных были введены дополнительные уроки здоровья, музыкальные физминутки, прогулки на свежем воздухе( режим ДОУ )

            Далее я изучила семью каждого  ребёнка, обследовала социально- бытовые условия проживания, данные занесла в социальные карты.

                            

            Сегодня очень важно знать мнение родителей о своих детях. Я провела анкетирование родителей, где они указали круг интересов, уровень развития, уровень отношения своих детей. Эта информация помогла мне грамотно построить взаимоотношения с родителями.

            Изучив учебно- методическую литературу я определила этапы, цели, направления, содержание ПД.

            ПД состоит из трёх этапов, каждый этап из трёх блоков.

    I этап –Педагогическая  диагностика готовности детей к школе (сентябрь)

    Цель – определить предпосылки к овладению грамотой и математикой, наметить пути работы учителя.

    Блоки

     1 Математическая готовность.

                   Цель- проверить количественный счёт предметов, умение записывать знакомые цифры, умение срисовывать , сохранить форму, размер, расположение геом. Фигур, умение ориентироваться в пространстве: лево, право, верх, низ.

    Я   провела  тест, состоящий из 5 заданий.        

     

            

              2.Речевая  готовность.                                                                                                          

    Цель - проверить уровень речевого развития ребёнка.

    Я проверила - владение навыком чтения, владение устной речью, владение звуковым анализом слов.

                 3.Развитие сенсомоторной координации и пространственной ориентации.

                Цель: определить уровень зрительного анализа, пространственной ориентации,  внимания, умение выделять закономерности в чередовании линий, сформированность мышц руки, умение действовать по инструкции.

    Виды работ:

    -работа на нелинованном листе  

             -работа на клетчатом листе

             -графический диктант

    Закончился I этап ПД. Результаты я  занесла в индивидуальные и общие  карты развития учеников, определила группы с хорошим,  средним, низким уровнем подготовки к школе.

     Составила общую диаграмму диагностики и увидела:

    1) учащихся  с высоким уровнем подготовки к школе – нет,

    2) с хорошим уровнем- 5 человек,

    3) со средним уровнем- 14 человек

    4) с низким уровнем- 9 человек.

                    

    Выявила общие и  индивидуальные  проблемы I этапа в  классе, составила план коррекционной работы с учётом обозначенных проблем.

    Общие проблемы (для всего класса)

                  1.Плохое владение звуковым анализом слов.

                  2.Несформированность мышц тонкой моторики руки.

                  3.Трудности  ориентации в пространстве

                  Например ( моторика)

    1. уроки труда, ИЗО, физкультуры, физминутки;
    2. штриховки, графические диктанты, обведение по образцу, по трафаретам;
    3. консультирование родителей( нанизывание бус, шнуровка, расстёгивание и застёгивание пуговиц, работа с конструкторами, мозаикой, вышивание, лепка…)

       Мной продуман и план развивающего обучения детей с хорошим уровнем подготовки к школе. Например: творческие работы, логические задания, задания повышенной трудности, задания на формирование самостоятельности.

       Таким образом, коррекционно – развивающая работа осуществляется через уроки, внеклассную работу, часы школьного компонента, индивидуальное консультирование родителей

            Параллельно свои диагностики провели логопед  и психолог школы.

                                    

             Все полученные результаты педагога, психолога и логопеда показали, что необходима слаженная коррекционная работа всех специалистов со всем классом, с группами учащихся и индивидуальная работа с отдельными учениками.

            I этап ПД показал уровень подготовки к школе каждого ученика и всего класса.

     

             В  декабре месяце я провела  II этап П. Д.-Промежуточная диагностика.

    Цель - увидеть динамику развития учащихся, наметить пути изменения коррекционной работы учителя.

    II этап  состоит из тех же самых блоков. Даны похожие задания, но в усложнённом варианте, добавлены новые задания.    

                                               

        Также все данные занесла в индивидуальные  и общие карты развития учащихся. Определила детей с хорошим, средним и низким уровнем развития.

    Составила  общую диаграмму:

    1. учащихся с высоким уровнем – нет
    2. с хорошим уровнем -22 человека
    3. со средним уровнем- 7 человек
    4. с низким уровнем- нет

       Проанализировав результаты  педагогической диагностики, результаты работы психолога и логопеда я сделала  вывод о целесообразности проводимой нами коррекционно – развивающей  работы. Она построена правильно и дала эффективный результат , видно продвижение учащихся и динамика их развития.

                                   ДИАГРАММЫ в сравнении

    Но в то же   время, у нас ещё продолжает вызывать тревогу группа детей, у которых плохо сформированы  мышцы руки, что негативно сказывается  на письме учащихся.

      Следовательно, необходимо внести изменения в коррекционно - развивающую работу и больше внимания уделить  на индивидуализацию этих занятий.

                                     Например:  штриховки, графические диктанты, работа с трафаретом, срисовывание по образцу  и  другие.  

                    По результатам II этапа  П Д  увеличилось  количество детей  с хорошим уровнем развития  и, поэтому работа с этими детьми была построена с учётом развития учащихся:

                    - организация дифференцированного обучения;

                    - парная, групповая работа,

                    - система творческих заданий,

                    - даём  больше заданий на развитие самостоятельности.

     Я увидела, что за три месяца мои учащиеся подросли, повзрослели. Их стали интересовать разные предметы, они стали более общительными, более любознательными, заинтересованными в обучении.

    Март – апрель – это время III этапа  П. Д -  Итоговая диагностика.

                      Цель – подвести итог работы за год,  увидеть успехи каждого ученика,  проверить усвоение элементов стандарта  за 1 класс.

          III этап состоит из тех же блоков, но я  включила  параллельно диагностическим тестовым работам с изменённым и усложнённым вариантом,   диагностические итоговые работы по математике и русскому языку.

     Изучила данные обследования психолога- у учащихся улучшилась память, внимание, повысилась умственная работоспособность, повысился интеллект.

    Изучила данные обследования логопеда- из 15 человек практически у всех детей исправилось звукопроизношение.

            Изучила и проанализировала данные  III этапа ПД. Результаты занесла в общие и индивидуальные карты развития.

    Составила  общую диаграмму диагностики:

    1. учащихся с высоким уровнем- нет,
    2. с хорошим уровнем -21 человек
    3. со средним уровнем – 6 человек
    4. с низким уровнем- 1 человек.

     Подвела итоги П Д за 1 класс и своей работы и наметила  пути работы на новый учебный год. Все учащиеся справились с элементами стандарта и показали хорошие результаты качества знаний по предметам га конец 1 класса.

             Проведенная ПД помогла увидеть уровень детей, поступивших в 1 класс, построить процесс обучения так, чтобы предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, личный опыт реализовать себя в учебной деятельности, а мне подобрать методы и приёмы, чтобы научить каждого и заинтересовать процессом обучения.

            Во 2-4  классах я продолжаю заниматься мониторинговыми исследованиями,  изучая усвоения детьми элементов стандарта по русскому языку, по математике , проверяя навыки чтения.

            Сегодня я  уверена в том, что если учитель занимается мониторинговыми исследованиями, то он вовремя и правильно может определить причины трудностей в обучении,  сможет спланировать, скорректировать свою деятельность и оказать помощь каждому ребёнку.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностика готовности детей к школе

    Особенности подготовки детей к школе...

    Педагогическая диагностика готовности ребенка к школе

    Презентация к родительскому собранию по результатам проведения диагностики в 1 классе МБОУ СОШ с. Куймань 2012 г....

    Педагогическая диагностика готовности детей к школе

    Педагогическая диагностика  готовности детей к обучению в школе  и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...

    Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

    Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

    Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

    Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

    Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА

    В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на пер­вый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...