Дифференцированные задания по окружающему миру.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Воскресенска Московской области.
Выступление на ШМО
начальных классов по теме:
«Дифференцированные задания
по
Фатеева И.Н.
учитель начальных классов
Март
2010г.
Поворот школ в России к учащемуся вызвал большой интерес педагогического общества к идеям личностно - ориентированного образования, которое в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности. Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно - ориентированное образование.
Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Применение
дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.
Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности ученика, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию. Для организации дифференцированного обучения я в своём классе на протяжении многих лет использую групповую форму. В группы детей формирую по способу обученности.
Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное, поэтому на своих уроках, вводя элементы дифференциации, я придерживаюсь в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы. Я исходила из того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.
Тема урока: «Когда ты станешь взрослым?» (1 класс)
Цель: - расширить знания учащихся о профессиях;
- установить связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
Задачи: - закрепить представления детей о времени, об изменении, происходящих с человеком и окружающим миром;
- познакомить с новыми профессиями;
- воспитывать чувство ответственности за окружающую среду и способствовать развитию бережного отношения к ней;
- задуматься об экологических последствиях собственных поступков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация усвоений знаний у учащихся:
- Кто в дни болезни
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней. (Доктор)
- Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель)
- Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? ( Повар)
- Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (Шофёр, водитель)
- Что общего у этих слов?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с профессиями, узнаем новые профессии. А ещё нам предстоит выяснить, от чего зависит окружающий мир в будущем.
3. Проверка домашнего задания по теме: «Дни недели. Времена года».
- Каждый ученик получает заранее приготовленный листок – карточку, на котором будет выполняться работа.
Фамилия, имя ____________________________________
1.Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
А) понедельник,
Б) четверг,
В) суббота
2. Сколько дней в недели?
А) 5 дней;
Б) 6 дней;
В) 7 дней.
3. Какой месяц в году последний?
А) ноябрь;
Б) декабрь;
В) январь
.4. Какого осеннего месяца не хватает: октябрь, сентябрь?
А) август;
Б) ноябрь;
В) декабрь.
( Учитель читает задание, ученики следят за учителем и обводят букву, под которой верный ответ кружком. Учитель собирает работы для проверки).
4. Изучение нового материала:
- Посмотрите на фотографию, когда вы были маленькими. Когда вы были такими маленькими? ( В прошлом).
- Кто вы сейчас? (Ученики 1 класса).
- Когда вы станете взрослыми? ( В будущем).
А) – Работа по учебнику: с. 20 – 21.
- Откройте учебники на с. 20 и прочитаем текст.
- А кем бы вы хотели стать в будущем? ( Ученикам предлагается представить себя взрослыми и рассказать какими они будут).
- Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.
- Ребята, как вы думаете, какая профессия всех главней. Важней? (Ответы детей).
Б) – Чтение стихотворения учителем Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла».
( Картинки на доске).
- Люди, каких профессий здесь нарисованы?
Вывод: Все профессии важны, все профессии нужны.
В) - Первичное закрепление материала:
( Класс делю на 3 группы с относительно одинаковым уровнем умственного развития. Каждой группе учащихся даю дифференцированное задание.)
1 группа: Дети с очень низким уровнем усвоения знаний получают следующее задание.
- Посмотрите на рисунки на с.20
- Люди, каких профессий здесь нарисованы? ( Учитель, художник, повар, врач, водитель, шофёр).
2 группа: Дети с низким уровнем усвоения знаний получают листок – карточку с заданием.
- Закончите предложение. Найдите нужное слово и соедините его стрелочкой.
Тракторист водит _______ . маляр
Стены выкрасил ________ . шахтёр
В шахте трудится _______ . тракторист
3 группа: Дети со средним уровнем усвоения знаний работают с тестами:
1. В каком возрасте человека можно назвать взрослым?
А) в 8 лет
Б) в 14 лет
В) в 25 лет
2. Кто готовит пищу?
А) продавец
Б) врач
В) повар
3. Кто доставляет людей к месту работы?
А) строитель
Б) инженер
В) шофёр
5. Физкультминутка.
Г) – Теоретическое углубление знаний.
- Знакомство с другими профессиями.
- Отгадайте загадки, узнайте профессию:
Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Ножницы, шампунь, расческа -
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей! (Парикмахер)
По квартирам и домам.
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята? (Почтальон)
Ходят шумно поезда.
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их ... (машинисты)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз –
И помнит вас. (Фотограф)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр)
С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик)
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
- Ребята, какая профессия всех главней, важней?
Вывод: Все профессии важны, все профессии нужны.
6. Беседа по теме: «Как изменится окружающий мир?»
- Ребята, в будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым, выберет профессию. А как вы думаете, изменится ли окружающий нас мир к тому времени?
(Ответы учеников).
- Работа с рисунками в учебнике по с. 21
- Перед вами 2 картинки
- Сравните их.
- Что у них общего?
- Чем они отличаются?
- Каким изображен город на 1 рисунке? (Красивый, с деревьями, с зелеными насаждениями, чистый, ухоженный, прибранный)
- Каким изображен город на 2 рисунке? (Грязный, задымленный, засоренный)
- Что изменилось в городе? (Срубили деревья, не убирали мусор, трубы дымят.)
ВЫВОД: Город один, а выглядит на рисунках по – разному.
- В каком городе вы бы хотели жить? (В чистом)
- Почему? (Для здоровья человека)
- Как вы думаете, от кого зависит, каким станет наш мир в будущем? (От нас)
ВЫВОД: Наше будущее, наше благополучие зависит от отношения людей в целом, от каждого человека в частности, от нас с вами. - А что мы с вами можем сделать, чтобы мир стал лучше, чище? (Ответы детей)
ВЫВОД: Каждый человек ответственный за будущее окружающего мира. Мы должны беречь мир, в котором живем.
7. Закрепление изученного материала.
Задания выполняют по группам с относительно одинаковым уровнем умственного развития. Каждой группе учащихся даю дифференцированное задание.
1 группа: Дети с очень низким уровнем усвоения знаний получают следующее задание.
- У детей листочки с рисунками.
- Предлагаю вам попробовать себя в роли художника. Раскрасьте рисунки.
2 группа: Дети с низким уровнем усвоения знаний получают задание в тетради на с. 34
- Какие поступки могут привести к такой природе, которая изображена на первом рисунке?
- Соедините зелёными стрелками.
- Какие поступки могут привести к такой природе, которая изображена на втором рисунке?
- Соедините красными стрелками.
3 группа: Дети со средним уровнем усвоения знаний получают листок – карточку.
- Отгадывают загадки и записывают, людям какой профессии нужен этот предмет:
- Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в снег бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи. Нужны лыжнику).
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней.
Чем у волков и медведей.
(Расчёска. Нужна парикмахеру).
- Костыль кривой
Так и рвётся в бой. (Клюшка. Нужна хоккеисту).
8. Итог урока:
- Подведем итог нашей работы.
- Сегодня мы рассуждали по теме “Когда ты станешь взрослым?»
- О каких новых профессиях вы узнали на уроке?
- Каким бы вы хотели видеть окружающий мир, когда станете взрослыми?
Ответы детей:
- Когда вырастем, должны выбрать себе профессию.
- Каждый человек отвечает за состояние окружающего мира.
- Узнали о том, как нужно себя вести, чтобы мир стал лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"
Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....
Статья "Летние задания по окружающему миру"
Статья для журнала "Первоклассные родители" №3, 2010...
Олимпиадные задания по окружающему миру
Олимиадные задания по окружающему миру для 4 класса...
Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.
Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...
Дифференцированные карточки по окружающему миру "Природные сообщества"
Дифференцированные карточки по окружающему миру "Природные сообщества"...
Программно-методическое сопровождение по окружающему миру (УМК «Перспектива»): «Сборник дидактических карточек для индивидуального (дифференцированного) опроса по окружающему миру для учеников 3-ого класса по учебнику Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окру
Дидактические карточки дляя ндивидуального опроса по окружающему миру по УМК "Перспектива" для параллели 3 классов...
Тестовые задания по окружающему миру+олимпиадные задания
Тестовые вопросы по теме: «Луг, лес, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Имеются олимпиадные задания....