Главные вкладки

    Статья "Летние задания по окружающему миру"
    статья по окружающему миру по теме

    Статья для журнала "Первоклассные родители" №3, 2010

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Чарнецкая Жанна Николаевна

    Учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Эксперт государственной службы лицензирования и аттестации. Педагогический стаж работы – 24 года. С 2005 года работает заместителем директора по УВР школы первой ступени обучения, учителем окружающего мира ГОУ СОШ                     с углублённым изучением английского языка №1234 Центрального округа города Москвы; неоднократно награждалась грамотами окружного управления образования и Департамента образования города Москвы.

    Преподавание осуществляет по программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России».

     

    Окружающий мир

            Пройдет еще немного времени, и наступит долгожданное лето. Лето  - это не только прекрасное время для отдыха.  Это еще и пора, когда у детей появляется много свободного времени, а у родителей  проблем, как и чем, занять детей, как оторвать их от непрерывного просмотра телепередач и от компьютерных игр, что сделать, чтобы за лето они не забыли все то, что узнали в течение учебного года.

            За время  работы  в школе мне пришлось наблюдать, как по-разному  родители решали эту проблему.  Одни  летом  пытаются ликвидировать все пробелы, которые образовались в течение учебного года,  заставляют детей ежедневно  на протяжении  многих  часов учиться, оставляют домашние задания, которые ребенок обязан выполнить в течение дня, настаивают на том, чтобы сын или дочь изучили летом материалы следующего года. Другие – за то,  чтобы дети близко не подходили к учебникам, ничего не читали, не занимались никакой умственной деятельностью.

            Необходимо не забывать о том, что интеллектуальные тренировки и богатое информативное поле  необходимы детям  и вне школы, независимо      от времени года. В летних занятиях есть свои плюсы, ведь занятия дома  действительно дают шанс подучить то, что было плохо усвоено в прошлом году, а значит, у детей появляется реальная возможность начать новый учебный год более уверенными в своих силах.

            Часто детям задания на лето кажутся тяжелой и несправедливой повинностью, ведь они устали и так хотят отдохнуть. Очень важно суметь убедить ребёнка в том, что выполнение заданий принесут пользу, что                  в следующем году будет меньше сложностей, так как  он сможет лучше учиться.  Конечно, главное, не превратить летние каникулы в ежедневную пытку, а учебу -  в непосильный  труд,  не отбить у детей охоту учиться.  Хотелось бы, чтобы мы не забывали о том, что во всем хорошо соблюдать меру. Старайтесь не перегружать ребёнка занятиями, ведь в каникулы дети всё-таки должны отдыхать. Получать знания, закреплять изученное, расширять кругозор,  развиваться можно не только сидя за партой, выполняя письменные задания, воспринимая учебу как наказание. Можно и необходимо учиться, получая удовольствие от самого процесса обучения, особенно летом. Ребенку должно быть интересно то, чем он занимается. Тем более, если речь идет           о таком  увлекательном и важном  предмете, как окружающий мир.  

            Летом у  взрослых и детей появляется больше возможностей общаться     с природой, её растительным и животным миром. Кому-то удается  осуществить поездку на море, кто-то отправится на дачу, понаблюдает              за жизнью домашних животных, кто-то побывает в лесу, в поле, на лугу, познакомится с особенностями  природы своего края, других регионов России или даже других стран. Дети смогут узнать, как живут люди в других городах, познакомиться с особенностями государственного  устройства  разных стран,    с их достопримечательностями, лучше узнать свой город, страну. Летом, если есть такая возможность,  хорошо бы посетить места, где вы с ребенком никогда не бывали раньше. Важно дать шанс детям  использовать летние каникулы     для  знакомства с жизнью растений и животных в природе.  

            Находясь в непосредственной близости с живыми организмами, дети проверяют и закрепляют знания, полученные в школе.   Летние задания должны быть направлены на развитие ребенка, на формирование умения наблюдать, анализировать увиденное, делать выводы. Необходимо помочь ребенку организовать самостоятельную, исследовательскую деятельность.   

            Можно продолжить наблюдение за погодой, анализируя облачность, силу ветра, осадки, температуру воздуха в тени и на солнце; сравнивая погодные условия в разные летние месяцы.

            Дети с интересом наблюдают за ростом и развитием растений, за  жизнью животных, например, в  муравейнике, увлеченно следят за тем, как паук плетет паутину и ловит мелких насекомых.

            Можно отправиться в путешествие и проверить на практике умение ориентироваться  на местности при помощи компаса и по народным приметам, проанализировать насколько точно совпадают народные приметы и показания прибора.

            Летом можно заняться сбором иллюстративных материалов (фотографий, зарисовок), мини-описаний   для создания творческих работ,     для работы над проектами «Этот удивительный мир природы. Растения», «Этот удивительный мир природы. Животные», «Растения – это вкусно и полезно», «Наши  целители – растения»,  «Эти забавные животные», «Домашние животные», «Насекомые-опылители», «Этот загадочный мир моря» и т.д.         

            Маленькие исследователи очень любят опыты, эксперименты, немаловажную роль   в обучении имеет игра. Можно поиграть в игру «Угадай растение по листьям», «Угадай животное по описанию» и найти отгадку            в природе.

            Очень интересно наблюдать в естественных условиях за жизнью насекомых-вредителей и насекомых, которые являются биологическими средствами борьбы с ними (божьи коровки, златоглазки, мухи-журчалки и        т. д.). Изучите   с ребенком важнейших вредителей сада и огорода (колорадский жук - наносит вред картофелю; майский жук - личинка вредит корням многих садовых и огородных растений; клоп-черепашка - хлебным злакам; саранча – поедает разные растения; капустная белянка (капустница), яблонная плодожорка, хлопковая моль, виноградная тля-филлоксера и многие другие.). Можно  подсчитать, сколько тлей уничтожает личинка божьей коровки или златоглазка за определенный период.  

            Дети с удовольствием наблюдают,  как растут и развиваются растения, какие изменения происходят с ними в течение лета, как  происходит чудо - из  семечка рождается новое растение, появляется росток,  а бутоны превращаются в прекрасные цветы, а затем на их месте созревают плоды  с семенами, как  усами размножается земляника.  

            Очень интересно находить живые организмы и объекты неживой природы, описанные и проиллюстрированные в атласах, справочниках, например,  в атласе-определителе  А.А.Плешакова «От земли до неба»,               в естественных условиях, сравнивать  их, записывать свои впечатления            об увиденном.

             Можно провести серьезное исследование: понаблюдать за   активностью насекомых-обитателей луга в разное время суток и при разных погодных условиях;  посмотреть, когда появляются  на цветущем лугу первые насекомые, а затем отметить их массовое появление; проанализировать, с чем связано уменьшение их численности,  и что влияет на прекращение  их  активности, понаблюдать за ними    в солнечную и пасмурную погоду.  

            А если получится побывать на море, понаблюдать за его живыми организмами, а затем сравнить их жизнь с обитанием жителей пресного водоема, наблюдения могут оказаться очень интересными.

            Нельзя забывать и о непрерывности  экологического  воспитания и образования. Необходимо помочь ребенку правильно вести себя в природе, напоминать, что человек – часть природы и в ответе за неё. И именно  поэтому юный любитель природы не может оставить мусор в лесу после пикника, или непотушенный костер, не должен трогать диких животных и тем более не забирать их из родного дома, не должен кричать в лесу, распугивая его обитателей,  сбивать ненужные ему грибы, рвать дикорастущие растения. И тогда природа наградит его своими дарами, порадует красотой, поможет разгадать многие тайны, сделать важные открытия.

            Такие летние домашние задания пригодятся всем, они повышают интерес учащихся к природе  вообще, и к живой природе в частности, помогают закреплять знания,  а организовать их абсолютно несложно. 

            Летом можно также  познакомиться,  или продолжить знакомство,                 с содержанием книги  А.А.Плешакова  «Зеленые страницы»,   которая помогает мысленно встретиться с неповторимым миром живой природы и пособием «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», читая которое,  можно научиться   как стать добрым Великаном, другом всему живому.  Да    и другие    произведения о природе,  таких авторов, как В.В. Бианки, М.М.Пришвин, Н.И. Сладков и другие,  доставят немало приятных минут и дадут пищу для размышлений о природе.

            Для того чтобы лучше ориентироваться, какие задания дать ребенку определенного возраста,  необходимо знать какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок в конце каждого года обучения.

    К концу 1 класса учащиеся должны знать:

    1. домашний адрес, имя и отчество родителей;
    2. режим дня; правила личной гигиены; правила поведения в школе, на улице,

        в природе; основные формы приветствия, прось бы, благодарности,    

        извинения, прощания;

    1. основные признаки времен года;
    2. группы растений и животных без обязательного указания от личительных  

         признаков групп (деревья, кустарники, травы; насеко мые, рыбы, птицы,  

         звери);

    1. о значении природы для человека;
    2. об  особенностях труда людей  наиболее распространенных профессий.

    К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

    1. различать  природные   и   неприродные   (созданные  руками человека)  

        объекты;

    1. применять правила личной гигиены, поведения в школе, на улице, в природе;
    2. использовать  основные   формы   приветствия, просьбы и т. д. в отношениях    

         с другими людьми;

    1.  различать изученные растения, животных (по нескольку представителей    

         каждой из перечисленных выше групп);

    1.  вести наблюдения в природе под руководством учителя;
    2.  объяснять, какое значение имеет окружающая природа людей;
    3.  подкармливать птиц в простейших кормушках, ухаживать за комнатными  

         растениями  и  некоторыми  животными  из  живого уголка.

    К концу 2 класса учащиеся должны знать:

    1.  стороны горизонта, устройство и назначение компаса;
    2.  о некоторых особенностях природы родного края;
    3. изменени ях в природе и труде людей в разные времена года;
    4. особенностях  охраны здоровья в разные времена года;
    5. о живой и неживой природе;
    6. дикорастущих и культурных растениях;
    7. диких и домашних животных;
    8. о некоторых охраняемых растениях и животных родного края, всей страны;
    9.  правила поведения в  природе;
    10. составные части народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство,    

         строительство, транспорт;

    1.  о некоторых особенностях хозяйства края;
    2. правила поведения на улицах и дорогах, в общественных местах.

    К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

    1.  определять стороны горизонта с помощью компаса;
    2. различать объекты живой и неживой природы;
    3. дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных;
    4. распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей  

         из каждой группы);

    1. проводить эпизодические самостоятельные наблю дения в природе;
    2. применять правила поведения в природе;
    3. ухаживать за комнатными растениями, животными из живо го уголка;
    4.  применять правила личной и общественной гигиены, прави ла поведения        

         на улицах и дорогах, в общественных местах;

    1.  приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы,

         Санкт- Петербурга.

     К концу 3 класса учащиеся должны знать:

    1. человек – часть природы и общества;
    2. что такое тела, вещества, частицы;
    3. компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные иско паемые, их                

         основные свойства;

    1. компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы,

         микроорганизмы;

    1. группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; их  

        отличительные признаки; что такое растениеводство;

    1. группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмы кающиеся, птицы,  

        звери; их отличительные признаки; что такое животноводство;

    1. съедобные и несъедобные грибы;
    2. некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой  

         природы, внутри живой природы (между растени ями и животными;

         между различными животными);

    — о взаимосвязи природы и человека: значение природы для человека,

         отрицательное воздействие людей на природу, охрана при роды; правила  

         поведения в природе;

    — о строении тела человека, его важнейших органах и их функ циях; о личной

         гигиене, основы здорового образа жизни;

    1. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные      

        знаки; правила противопожарной безопасности; основы экологической

        безопасности;

    1. потребности людей; товары и услуги;
    2. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского      

        хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного

       бюджета;

    1. некоторые города России, их главные достопримечательности; страны,    

        граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их  

        столицы (с опорой на карту).

    К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

    — распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;  

         различать наиболее распространенные в данной местности растения,

         животных; съедобные и несъедобные грибы;

    1. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и  

        практические работы, фиксировать их результаты;

    1. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между  

        человеком и природой;

    1. выполнять  правила личного поведения в природе, обосновывать их    

        необходимость;  выполнять посильную работу по охране природы;

    1.  выполнять правила личной гигиены и безопасности; оказывать первую  

         помощь при небольших повреждениях кожи;

    1. обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
    2. владеть элементарными приемами чтения карты;
    3. приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной  

        Европы и их столиц.

    К концу 4 класса учащиеся должны знать:

    1.  Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи, времен  

         года;

    1. способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, геогра фическая  

        карта;

    1. что изучают история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет

         в истории; особенности исторической карты;

    1. некоторые современные экологические проблемы;
    2. природные зоны России,
    3. особенности природы родного края: поверхность, важнейшие полезные

        ископаемые, водоемы, природные сообщества; об охране природы края;

    1. исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние

        века, Новое время, Новейшее время;

    1. важнейшие события и великих людей отечественной истории;
    2. государственную символику и государственные праздники современной

        России; что такое Конституция; основные права ребенка.

    К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

    1.   распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;        
    2.   различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и  

        животных, которые наиболее характерны для леса, лу га, водоема края;  

        основные сельскохозяйственные растения, а так же сельскохозяйственных

        животных края;

    1. проводить наблюдения природных тел и явлений;
    2. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку  

        деятельности людей с точки зрения ее экологической допу стимости,

        определять возможные причины  отрицательных  изменений в приро де,  

        предлагать простейшие прогнозы воз можных  последствий  воздействия

        человека на природу, определять необходимые   меры охраны природы и

       варианты личного участия в сохранении природного окружения;

    1. приводить примеры животных Красной книги России и международной  

        Красной книги;

    1. соотносить год с веком, определять последовательность исторических  

        событий;

    1. приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале

        отечественной истории;

    1. приводить примеры народов России;
    2. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных ис точниках

        сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения,

        рассказа;

    1. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать

        содержание иллюстрации;

    1. владеть элементарными приемами чтения географической и исторической

       карты.

            Выпускники начальной школы должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

            Желаю вам хорошо отдохнуть летом, приятных каникул, только положительных эмоций при общении с детьми и природой, радости совместных открытий.

    Список литературы:

    1. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Часть 1.(А.А.Плешаков «Окружающий мир»)», - М., «Просвещение», 2009 г. – 158 с.
    2. А.А.Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики» - М., «Просвещение», 2009 г. – 160 с.
    3. А.А.Плешаков «От земли до неба»: атлас-определитель», - М., «Просвещение», 2009 г. –222 с.
    4. А.А.Плешаков «Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов» - М., «Просвещение», 2009 г. –223 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"

    Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....

    Олимпиадные задания по окружающему миру

    Олимиадные задания по окружающему миру для 4 класса...

    Олимпиадные задания по окружающему миру

    Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс...

    Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

    Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

    Тестовое задание по окружающему миру по теме "Тундра"

    Тестовое задание по окружающему миру по теме "Тундра". Представлено в одном варианте, включает 9 вопросов по изученой теме.Можно использовать, как проверку домашнего задания....

    Олимпиадные задания по окружающему миру. 3 класс.

    Материал для проведения школьной олимпиады....

    Олимпиадные задания по окружающему миру 2 класс

    Олимпиадные задания по окружающему миру  (природоведение и ОБЖ) 2 класс (школьный тур)...