Личностно-ориентированный подход в ходе реализации программы Школа 2100
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Бережнова Любовь Ивановна

В данном методическом материале Вы найдёте обоснование применения личностно-ориентированного подхода в УМК Школа 2100. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannye_printsipy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 1сл.     Добрый день, уважаемые коллеги!

     В своём выступлении мне хочется рассказать о продуктивных средствах осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании в ходе реализации программы «Школа 2100». Говорить о принципах развивающего образования невозможно без погружения в тему. Поэтому несколько слов о самой программе.

 2 сл.  Образовательная система «Школа-2100»  опирается на развивающую парадигму, которую обозначают также как «вариативную», «гуманистическую» или «личностно-ориентированную».

 3 сл. В связи с этим стоит проанализировать  личностно-ориентированные принципы, изначально заложенные в программу.

*  Принцип адаптивности:

  Не ребёнок для школы, а школа для ребёнка! Школа должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли место и дети, по тем или иным причинам оказавшиеся позади основной массы сверстников, и одарённые дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.

*  Принцип развития:

  Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, мышление, свою деятельность и особенности, но именно личность.

*   Принцип психологической комфортности:

 Это, в первую очередь, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы. И, в-трерьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперёд.

4 сл.       Основной целью программы «Школа -2100» определена следующая: «Создание целостной картины мира у детей».

        Главная задача: формирование функционально-грамотной личности.

        ФГЛ-личность, личность, способная использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком! С этой точки зрения учащийся не может быть объектом процессов обучения и воспитания, поэтому в основе построения программ по разным предметам и учебников заложены субъектно – субъектные отношения между учителем и учениками.

5 сл.       Основной принцип программы - принцип «минимакса»:

верхняя граница или верхний уровень стандарта – это то содержание, которое школа должна предложить учащимся, нижняя граница-то, что учащийся, как минимум, должен усвоить.

6 сл.    Авторский коллектив программы считает, что только при опоре на этот принцип школа станет действительно адаптивной школой «для всех». Ученик, по той или иной причине неуспевающий, слабый, ограничится минимумом. Ученик сильный возьмёт всё, что ему дадут, и пойдёт выше. Все остальные разместятся в промежутке между минимумом и максимумом в соответствии со своими индивидуальными возможностями, способностями, предпочтениями. И каждый ученик получит чёткую перспективу для своего личностного и познавательного развития.

           Развивающему обучению чужд свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем. Работая по программе «Школа-2100», учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они самостоятельно «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Роль учителя более сводится к «режиссированию» этой активной познавательной деятельности учащихся.

7 сл.  Учителю, работающему по программе «Школа 2100», необходимо освоить следующие ключевые технологии:

   -Технология проблемного диалога, предполагающая вместо объяснения темы обучение детей  самостоятельному решению проблемы и открытию новых знаний (необходимо изучить теорию ведения проблемного диалога Елены Леонидовны Мельниковой)

-Технология продуктивного чтения, единая для всех уроков технология чтения текса, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности (включает в себя 3 этапа работы с тестом)

-Технология оценивания учебных успехов, предполагающую вместо контроля за учениками с помощью отметок обучение самостоятельно оценивать свои достижения (проводить адекватную самооценку)

8 сл.  Учебники программы «Школа-2100» - единый комплект учебников, который создан в особом психологическом пространстве. Почти все-учебники-тетради, рассчитаны только на один учебный год. Дети выступают в роли «соавторов». По страницам книг дети путешествуют с помощью «сквозных» героев: «сверстников Миши и Лены, Илюши и Анюты, Катюши Персиковой, Вовы Колесникова и Пети Зайцева», «младшего домового Афанасия», мальчика Риторика. Такой приём увлекает детей, помогает более внимательно изучать программный материал. Учебники не содержат механических, тренировочных упражнений. Согласно принципу «минимакса» учебники программы «Школа-2100» содержат избыточный материал, которые ребята (сильные ученики) могут усвоить; и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в стандарт и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики.

          Таким образом, из всего сказанного, следует, что программа «Школа-2100» в своей основе базируется на личностно-ориентированных принципах обучения: принципе адаптивности, принципе развития, принципе психологической комфортности.

   9 сл.  Я работаю по образовательной развивающей программе «Школа-2100» тринадцатый  год, сделала уже 3 выпуска, на практике убедилась, что эта программа целостна по содержанию, направлена на развивающее личностно-ориентированное образование младших школьников.

     В этом учебном году я набрала 1 класс. В моём 1-Б  обучаются дети с разным уровнем подготовки к школе и разным уровнем развития мыслительных процессов (есть очень способные, средний уровень, слабые ученики). В связи с этим хочу рассказать, как программа «Школа 2100» позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении в период обучения грамоте.

Цели уроков обучения грамоте:

-Формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали (с учётом индивидуальных особенностей ребёнка) и совершенствование навыка у читающих детей.

-Развитие интереса к чтению и желания читать.

-Формирование у детей универсальных учебных действий.

-Предварительное знакомство детей с русским языком как предметом изучения, значительное обогащение их словарного запаса.

10 сл. Обучение грамоте – интегрированный курс, осуществляется по учебнику  «Букварь» (авторский коллектив Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина)  и прописям «Мои волшебные пальчики»  автора О. В. Прониной) и обеспечивает пропедевтику изучения русского языка.  

    Букварь – это учебник для первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития умения читать и писать. Он помогает начинающему овладеть навыком чтения, а читающему – усовершенствовать этот навык, получить необходимые знания, научиться понимать прочитанное, проводить слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов, чтобы научиться правильно их писать. Многолетний опыт работы по этому учебнику показал, что его можно с успехом использовать и в классах, где все дети уже читают, и в классах, где не читают, и в «смешанных» классах. На личном опыте могу констатировать факт, что к окнцу работы по «Букварю» дети достигают нормативной скорости чтения вслух: 30-40 слов в минуту и осваивают способ чтения – плавное, целыми словами (многосложные трудные слова – по слогам). Причём, те кто пришёл в школу нечитающим по правильности и плавности чтения часто превосходят одноклассников, которые умели читать. Так как навык чтения закладывался у них правильно.

11 сл. Страницы учебника имеют свои особенности оформления. Каждый разворот – урок –представляет собой коробку с кубиками (у каждого ребёнка наверняка есть дома похожая коробка с кубиками, на гранях которых рисунки и буквы). Кубики с буквами лежат по алфавиту, но пока дети ещё не начали знакомиться с буквами, на каждой верхней грани кубика-рисунок, соответствующий букве. Как только буква изучена – она «открывается» и уже постоянно присутствует на каждом развороте. Так постепенно складывается весь алфавит, который дети запоминают задолго до того, как «пройдены» все буквы. Сверху на кубики накладывается «второй этаж» - листки с буквами,  слогами, словами, текстами. Рисунки и иллюстрации к текстам даны также на кубиках.

12 сл. В Букваре 2 раздела: добуквенный (Говорим, рассказываем)-подготовка к чтению, развитие умения слышать слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах отражают тему беседы («Календарь и календарные праздники», «Природа вокруг нас»), побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям, на уроке по теме «Театр» есть возможность провести инсценировку (мы с детьми инсценировали сказку «Репка»). Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, выделять звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения и звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог, ударение, гласные звуки.

13 сл. 2 раздел – букварный (Учим буквы-учимся читать). В букваре предложена особая последовательность введения букв. Она определяется необходимостью более быстрого перехода от чтения слогов к чтению слов, частотностью употребления этих букв в словах, особенностями начертания букв, возможностью сразу составлять и читать слоги и простые одно- и двусложные слова. Так, например, на первых 2-х уроках букварного периода дети знакомятся сразу с 5 буквами: г,п,т,р,и. Из них складываются слоги и слова: пир, тир, тигр, гири, грипп, три. 14 сл. А при изучении на следующем уроке буквы о количество слов увеличивается и ребята могут читать уже целые слова (достаточно много). На данный момент мы выучили 12 букв, но из этих букв составлены уже небольшие тексты, что исключает рутинную работу на уроке, предполагающую чтение слогов и обеспечивает интерес детей к чтению (в том числе и у читающих детей).

15 сл. При изучении каждой новой буквы после выделения звуков ребята выполняют очень интересную и важную работу со схемой - «человечком», или «звуковичком».  Если буква обозначает гласный звук, у звуковичка оба башмачка красные.   Можно запомнить так: звук гласный – цвет красный.

Звуковичкам - согласным нужно сначала дорисовать головной убор (если согласный звонкий, то шапочку-звоночек, а если глухой – шляпу), Если буква обозначает всегда твердый согласный звук, у звуковичка оба башмачка синие. Подсказка такая: синий и твердый, как лед зимой.

Если буква обозначает всегда мягкий согласный звук, у звуковичка оба башмачка зеленые.   Можно запомнить так: зеленый и мягкий, как травка весной.

Если буква может обозначать как твердый согласный, так и мягкий согласный звуки, у звуковичка один башмак синий (твердый вариант звучания),  а другой зеленый (мягкий вариант звучания). Если буква обозначает йотированный гласный звук  башмачки красный и зеленый.

 Дети выполняют эту работу прямо в учебнике (принцип программы – дети-соавторы). Звуковички могут «дружить» (гласные или согласные), (звонкие согласные или глухие согласные). Работа со звуковичками развивает фонематический слух, позволяет ребёнку не только «услышать» звук, и «зафиксировать» это «слышание» (я бы даже сказала «пощупать» его), но и помогает учителю продуктивно организовать повторение на следующем уроке. Кроме того, такой приём обеспечивает в дальнейшем возможность правильно выполнять звукобуквенный разбор слов на уроках русского языка). В букваре много внимания уделяется составлению схем слов. Поэтому цвета башмачков «человечков» используются для обозначения гласных и согласных звуков.

16 сл.   Для развития личного интереса к чтению авторы используют разные виды заданий: составление слов, 17 сл. печатание слогов, составление предложений .

18 сл. Проводится на уроке большая словарная работа, позволяющая расширить словарный запас детей. Предусмотрена пропедевтическая работа. Без введения понятий дети знакомятся с предлогами, местоимениями, наречиями, материал позволяет проводить первые наблюдения над

19 сл. составом слова, изучать орфографические правила.

20 сл.  Левая страница каждого разворота – прежде всего для тех, кто учится читать. Правая страница – текст для читающих детей, который, как правило, тематически связан по содержанию с предыдущей страницей. Это текст набран полужирным шрифтом. Однако в каждом из текстов для читающих детей есть такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто учится читать. Эти слова напечатаны светлым шрифтом. Постепенно, от страницы к странице, слов, которые могут прочитать все дети, становится всё больше и больше, и в конце «Букваря» все слова и тексты на обеих страницах по виду уже не отличаются. Это значит, что весь класс научился читать. Такая особенность оформления страниц принципиальна важна: она позволяет ребёнку каждый день видеть своё продвижение вперёд, осознавать собственный успех и перспективу своей работы.

  Оформление правой страницы помогает применять технологию продуктивного чтения. Прочитав заглавие текста и рассмотрев картинку, ребята делают предположение, о чём будет этот текст. Далее осуществляется работа с текстом во время чтения а после чтения (формируется навык правильной читательской деятельности). 21 сл. Это же принцип соблюдается и на левой странице, где печатаются тексты для обучающихся чтению. Тексты правой страницы очень разнообразны по жанру: 22 сл. рассказы, сказки, стихи, тексты-рассуждения, познавательной направленности. Таким образом решается вопрос привития интереса к чтению. Как выясняется на родительских собраниях, тексты интересны даже родителям.

23 сл. Для развития умений различения и начертания печатных букв русского алфавита используется «Тетрадь для печатания». В тетради предложена работа по обведению по контуру и самостоятельному печатанию заглавных и строчных букв, по чтению и печатанию слогов, слов, предложений. Материал заданий соотнесён с основной темой урока чтения и письма. На некоторых страницах тетради оставлены свободные клеточки. В них учитель может предложить детям дополнительные задания по печатанию. В конце каждого урока на полях дан пустой кружок, с помощью которого каждый первоклассник может оценить свою работу (солнышко, плюсик, или на более поздних этапах работы закрашивает кружок определённым цветом). (То есть начинает вырабатываться навык адекватной самооценки).

 24 сл. Одна и та же последовательность изучения печатных букв в «Букваре» и письменных в прописях даёт возможность проводить комбинированные уроки чтения и письма. Это даёт возможность детям усваивать параллельно печатный и письменный образ буквы, видеть логику своей учебной деятельности. Проведение комбинированных уроков позволяет обеспечить комплексное развитие умений всех видов речевой деятельности и избежать дублирования материала.

   Прописи «Мои волшебные пальчики» - тетрадь из 5 частей. Каждая часть имеет свои особенности. Сегодня не все первоклассники проходят системную подготовку к обучению письму, у многих слабо развита мелкая моторика руки. Прописи составлены таким образом, чтобы результативно обучать всех детей, реализуя принцип комфортности, чтобы каждый ребёнок был успешен.

25 сл.  1 тетрадь прописей соотносится с добуквенным периодом в «Букваре». Поэтому в ней детям предлагаются 2 вида упражнений: обведение по контуру рисунков, содержащих наиболее частотные элементы букв, штриховка в разных направлениях.  

2 и все следующие тетради содержат упражнения, позволяющие научиться писать все буквы алфавита.26 сл. На левом развороте прописей есть небольшой рисунок, который содержит элементы букв. Эти элементы нужно обвести, таким образом, осуществляется подготовка руки к письму. При обучении написанию новой буквы на странице есть «табло» с элементами этой буквы. Показана последовательность написания (навигатор). После обведения новой буквы даётся система развивающихся упражнений. Любому написанию предшествует анализ: какие элементы букв или буквы находятся на строке, какова закономерность их расположения. Следуя принципу мини-макса, авторы располагают на страницах прописей заведомо избыточный материал. Это означает, что не нужно стремиться во что бы то ни стало написать все строчки. При подготовке к уроку учителю необходимо определить объём работы для своего класса.

27 сл.  Работа в прописях даёт большие возможности для организации орфографической пропедевтики, в том числе для развития умения видеть в словах «опасные» места, находить их по определенным признакам. При анализе и написании таких слов предусмотрена графическая работа. В прописи №2 начинается работа со «словарными» словами. Здесь же вводится новый вид работы – списывание с печатного образца письменными буквами.

 Умение списывать отдельные предложения и текст развивается в 3 части. Предлагается вариативность работы: весь текст списывать не нужно. После анализа текста можно предложить детям списать определённое предложение (2 или 5). Это может быть предложение с определённым количеством слов.

  В 5 части в работе с текстом отрабатывается новое умение: давать письменные ответы на вопросы к тексту либо на вопросы, содержащиеся в самом тексте.

  Задания в прописях составлены таким образом, что предполагается не механическая работа по обведению и письму, а развивающая аналитическая работа.

Такой приём позволит ребёнку овладеть навыком письма и подготовит его к выполнению итоговой комплексной работы(показ), а также проверке техники чтения (читательский дневник), которая предполагает не только выполнение нормы чтения но и выполнение упражнений по проверке понимания прочитанного.

28 сл.  Для отработки навыков письма подготовлена Тетрадь для письменных упражнений. Работа в данной тетради вариативна:

-тренировка в написании изученных элементов букв и самих букв сразу после ознакомления с ними

-тренировка в написании изученных элементов букв и самих букв в группе схожих букв для развития умений и коррекции ошибок зрительного характера, когда одна буква уподобляется другой, имеющей схожие элементы. Такая работа способствует лучшему запоминанию изученных букв и слогов, увеличивает скорость письма

-работа с тетрадью после изучения всех букв для тренировки графических написаний для выработки навыка и скорости письма.

В своей работе я использую тетрадь в первых 2 вариантах.

    Говоря о продуктивных средствах осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, нельзя не остановиться на работе с 29 сл. еженедельником первоклассника. Он создан как помощник в саморазвитии школьника. Работа с дневником начинается также в период обучения грамоте. Какое отношение имеет дневник школьника к саморазвитию ребенка? Самое прямое, если это не обычный дневник  для отметок и записей домашнего задания, а разработанный авторским коллективом «Школы 2100» специально для этой образовательной системы. Осваивая на протяжении нескольких лет личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, я столкнулась с

очень многими трудностями и проблемами. Большая часть из них – организационные. Меня волновали вопросы, как отследить продвижение ученика в режиме саморазвития, как научить самоорганизации, развить умения ставить перед собой задачу, планировать деятельность, как научить самоанализу и рефлексии. Ограниченное время урока не позволяло уделять этим важным задачам должного внимания. Работа с дневником будет более эффективной и понятной детям, если он будет использоваться с первого класса. Послушайте обращение авторов программы к первокласснику:

  У тебя появилось важное дело – учёба, значит ты деловой человек. А чтобы добиться успеха, нужно знать и выполнять некоторые правила делового человека. Далее даются рекомендации о том, как деловой человек дорожит временем, планирует свой день, готовиться к завтрашнему рабочему дню, анализирует прожитый день.

  Ученики 1 класса в своём большинстве не умеют писать, поэтому авторы предлагают другую форму заполнения дневника.(вариативную, ребёнок вместе с родителями выбирает оптимальный вариант этой работы)

30 сл.   Далее даются практические рекомендации родителям о том, как научить ребёнка вести дневник и собирать портфель. Это важно, ведь мы с вами не раз слышали от детей: «А мне мама не положила!».

   Есть в дневнике страничка «Что я хочу рассказать о себе», сведения о школьных учителях, расписании уроков, занятий и звонков. На родительском собрании родители заполняют страничку Мой класс. 31 сл. Далее в дневнике ребятам предлагается задание: «Выбираем правила нашей жизни». Эту работу мы выполняли на уроке окружающего мира при изучении темы «Я-школьник» и на классном часе. 32 сл. Далее идут непосредственно страницы дневника, где ребёнок может проводить самооценку после каждого урока и в конце учебного дня. В начале каждого урока мы ставим цель,

проговариваем ее. Спрашиваю у детей, что важно для них. С помощью условных обозначений дети начали оценивать свои успехи и свое отношение к уроку, работаем в дневнике цветными карандашами. Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Желтый цвет – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне собой доволен! Зеленый цвет – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!

33 сл. В конце еженедельника есть страницы, позволяющие сделать вывод, чему же я научился в 1 классе (оценить УУД). Ребёнок может рассказать о своих успехах в этом году в школе и вне школы. (Причём на этой странице могут оставить свои записи и учителя, и родители).

 Есть в дневнике и инструкция для учителя, использующего технологию оценивания образовательных достижений: развиваем у ребёнка умения самооценки.  

  Впереди у нас большая работа по организации учебной деятельности, а помощником в этом сложном процессе будет «Дневник школьника».

Уважаемые коллеги! В своём выступлении я рассказала лишь о некоторых продуктивных способах осуществления  личностно ориентированного подхода в период  обучения грамоте по программе «Школа 2100», который базируется на принципах адаптивности, развития и психологической комфортности.

34 сл. Подводя итог всему сказанному, хочу сказать молодым специалистам и учителям, выбирающим программу для работы, что работать учителю по программе «Школа 2100» интересно, увлекательно, но одновременно сложно. Важно изучить особенности программы, технологии. Я, как учитель, увлечена работой по этой программе, с интересом готовлюсь к каждому уроку. Отмечаю, что логичность и стройность построения программы помогает мыслить логично и глубоко не только учащимся, но и учителю.

35 сл. Мы с вами однажды стали учителями, и в наших руках оказалось самое дорогое творение природы – ребенок. Природа долго и кропотливо создавала это чудо из основ, незначительных по величине, но мощных по своему качеству. Единственное, в чем дети нуждаются – это в вере в них. Вера учителя  может поднять их на высоты, которые трудно представить. Поэтому вместо семени нельзя сажать растения, а вместо черенков деревья. Не нарушая принцип природосообразности, стараюсь учить со страстью, с преданностью и со стальной ориентацией на успех.

36 сл. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»

Выступление на педагогическом совете....

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»

 Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Основные задачи обучения: • Обучение деятельности; • Формирование лично...

Технологическая карта урока русского языка на основе системно-деятельностного подхода по программе «Школа 2100»

Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.Тип урока: ЗакреплениеКласс: 3...

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества. Методическое описание.

Портрет в техниках живописи и графики как эффективное средство взаимодействия "дети-детям" в ходе реализации программы наставничества в дополнительном образовании. Методическое описание иллю...

Доклад "Компетентностный подход как ресурс повышения качества образования при реализации программы "Школа Россия"

Выступление на заседании районного методического объединения начальных классов...

Групповая форма работы в ходе реализации программы наставничества "ученик-ученик"

Методическое описание раскрывает особенности и преимущества такой формы реализации наставничества как "группа наставников - группа наставляемых"....