Краткое описание слайдов
Слайд1 Воспитание в школе – это не специальные разовые мероприятия. Воспитание должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей.
Мне хотелось бы обратить внимание на внеурочную деятельность и на те технологии, которые возможно использовать во внеурочной деят-ти. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации.
слайд 2 Виды и направления :
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деят-ти: спортивно-оздоровительное, худ – эстет., научно-познават., военно-патриотическое, проектная работа. Виды и направления внеур. деят-ти связаны между собой. Н- р спортивно-оздоров., познават.
Слайд 3 Все результаты внеурочной деятельности можно разделить на 3 уровня:
Каждому уровню результатов внеур. деят-ти соответствует своя образовательная форма. Например, в такой форме, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками жизненного сюжета. Но поскольку в этической беседе основной канал общения педагог-дети, то общение детей друг с другом ограничено.Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты, тематический диспут.
Участвуя в дебатах уч-ся имеет возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положит. и отриц. моменты, сравнить свое отношение к проблеме. Однако дебаты, будучи игровой формой коммуникации, не ставят ребенка перед необходимостью отвечать за свои слова, перейти от слов к делу. Вот такая необходимость диктуется другой формой – проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказывают только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в поддержке детских мнений. Дискуссия выводит учеников на ту грань, когда за словами Я считаю, идут слова я готов это сделать.
Познавательная деят-ть.Слайд4
Может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, библиотечных вечеров, олимпиад, викторин, экскурсий. 1 уровень результатов достигается в том случае, если объектом исследования детей станет социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества.
В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно достижение результатов и 2 уровня . Для этого в содержание познавательной деятельности должно быть внесена ценностная составляющая. Надо инициировать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им её обсуждать, высказывать свое мнение, отношение к ней, позицию.
Значит, возможен и поиск и представление информации. Как раз при обсуждениях эффективны внутригрупповые дискуссии. Благодаря дискуссиям школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать точку зрения других, соотносить их со своей собственной.
Для младшей школы:
• Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на даче?
• Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске?
• Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям?
• Компьютерные игры – увлекательное занятие: почему же мама недовольна?
• Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?
Для основной школы:
• Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?
• Может ли наука быть безнравственной?
• Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей?
• Реформы Петра1 – шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной?
• Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении?
Достижение результатов 3 уровня возможно только при условии взаимодействия школьника с социальными субьектами в открытой общественности. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций. Например, заседания кружка любителей литературы, организуемые для дд, дома пристарелых, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия. Или, например, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала в кружке, передача их в дар ученикам, учителю. Индивидуальное шефство над слабоуспев. младшим учеником. Т.Е. дети, занимающиеся этим, ориентированы на исследование окружающего мира.
Примерные темы исследовательских работ:
• Как улучшить качество питьевой воды в школе?
• Исчезающие биологические виды нашего региона: стратегии спасения.
• Способы решения конфликтов и преодоление агрессии в школе и семье.
• Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья.
• Отношение к старикам жителей микрорайона.
Проблемно-ценностное общение. Слайд7
1 уровень – этическая беседа – это не лекция, а обращенное к слушателям ,развернутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое эмоциями и переживаниями, нацеленное на получение обратной связи от слушателей. В рамках этической беседы основной канал педагог-дети. Не предполагает активной коммуникации между собой. 2 уровень – дебаты. Слайд 8 Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую, которую в реальности не разделяет. Именно здесь заложен потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая ученику изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, он может прийти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную окажется перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время перед участниками дебатов не стоит задача перехода к действию, и определенная несерьезность происходящего ощущается практически всеми. Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта форма призвана содействовать достижению результатов 3 уровня – получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.
Социальное творчество. 9 Соц. творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающей в окружающем социуме. Такая деят-ть сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогов, общественностью.
1уровень- социальная проба, участие школьников в социальных делах, организованных взрослыми. 2 уровень – КТд. Известно понятие всем, но ктд – это не жесткая организационная форма, которая направлена на определенную деятельность – пользу, радость людям.
Грамотным результатом КТД явл-ся позитивная активность школьников не зрительская, а деятельностная, сопровождающая чувством коллективного авторства( мы сделали, мы провели)
1шаг – кл.рук. придумывает и организовывает интересные дела для ребят, формируя мнение о том, что внеучебная жизнь класса чрезвычайно привлекательна. Формирует привычку, что в классе должно происходить что-то интересное.
2 шаг .педагог сначала просит помочь, а затем после проведенного детьми мероприятия, обязательно хвалит и конечно, детям нравится и они «выстраиваются в очередь»
3 шаг – на след год уже ребята сам-но могут запланировать внутриклассные дела на год.
4 шаг – после планирования -Дела, наиболее интересные для ребят возможно предложить организовать детям сам-но. Учитель предл. И свою помощь.
5 –учит. Помощь, но в основном дети берут обязанность рукоодителя.
Социально-образов. Проект – слайд 10черты проекта
1-помощи инвалидам, сбор средств для сирот , т.е волонтерская деят-ть, но дети должны осмыслять ситуации, а не просто знать, что это полезное дело и что его надо сделать.
Примеры проектов : снижение грамотности свестников- опрос, влияние на ситуацию(выпуск журнала) – нет рез, дополнител. Исследование – интерактивные дискуссии и игры.
2-обязательно востребованный конечный продукт
3. реализуется вне школы,является сферой чьей-то профессиональной компетенции интересов и действий. Н-р Экологический проект – связан с интересами производственно-организационных структур.
5- различные виды партнерства. от привлечение специалистов- консультантов до создания совместного проекта.
6 –Н-р Я водитель, пешеход. Школьники, ознакомившись с данными ГИБДД , касающимися травматизма на дорогах, выявляют наиболее опасные участки, проводят опрос населения, собирают подписи жильцов, устанавливает ГИБДД светофор.