Совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов через самообразовательную деятельность
материал по теме

Башкатова Елена Львовна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление34 КБ
Office presentation icon презентация1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов через самообразовательную деятельность

  1. слайд

Начальное образование – самый важный этап в достижении цели образования человека, т.к. оно включает в себя основы знаний по всем образовательным циклам. Именно на этом этапе создаются условия с самых ранних лет выявить признаки одаренности, заложить основы мировоззрения, развить возможности и способности человека. Учитель начальных классов формирует у младших школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя различные педагогические и психологические средства. Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного отношения к учению. В повышении качества и эффективности начального образования огромное значение имеют личные качества  и профессиональное мастерство педагога. Современный учитель должен быть ищущим, творческим, деятельным только тогда его ученики будут больше  знать и уметь.

2 слайд

 Автор многих методических пособий для педагогов Владимир Михайлович Лизинский высказал непреложную истину «Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная  деятельность.

  1. слайд

Эта деятельность предполагает:

  • изучение современных психологических методик;
  • постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
  • изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

  1. слайд

Воспитать  человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только учителя,  обладающие высоким профессионализмом. На это развитие  и направлена деятельность предметной кафедры учителей начальной школы. Цель работы нашей кафедры – это совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства. Каждый учитель нашей кафедры работает над своей методической темой и в своей деятельности ориентируется на освоение новых приемов  и методов повышения качества обучения.

Ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Уделяется внимание формированию у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. Учителя  кафедры занимаются организацией самообразовательной деятельности по алгоритму, который представлен на слайде: (не читать)
1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;
2. Разработка плана по самообразованию;
3. Определение источников информации;
4. Изучение теоретических источников;
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, внеклассных мероприятий, дня открытых дверей);
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;
7. Подготовка отчета по теме самообразования;
8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

Вопросы результативности самообразовательной деятельности рассматриваются на заседаниях кафедры, где заслушиваются отчеты педагогов , осуществляется презентация наработанных  материалов.

В ходе подготовки к педсовету мной и зам. д. Лапиной Л.Н. был проведен анализ работы учителей начальной школы над темами самообразования. Каждый учитель предоставил мини-отчет своей работы.      Далее показан  позитивный педагогический опыта наших коллег, который был приобретен в ходе работы над темами самообразования. Это творческие отчеты педагогов, презентация продуктивной самообразовательной практики.

5 слайд

Почему педагоги выбрали эти темы?

 Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий», обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.   Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования.    Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Исходя из этих требований,  учителя нашей кафедры выбирали темы по самообразованию.

6 слайд

Назаренко Наталья Валерьевна 1а

Актуальность выбора темы  обусловлена тем, что именно в младшем школьном  возрасте закладываются культурологические основы нравственного воспитания. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит будущее нашей страны. Преследуемая цель - определение путей оптимизации нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

7 слайд

Кудина Марина Владимировна. 1б

В своей работе с детьми М.В. уделяет большое внимание формированию адекватной самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

8 Слайд

Балакина Ольга Юрьевна 1г

О.Ю. часто использует на своих уроках групповые и парные формы работы, т.к. это дает возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить и человеческие, и деловые коммуникативные отношения.

9 Слайд

Шапкина Татьяна Анатольевна 2а

Работая над развитием позновательных способностей очень важно применять индивидуальный подход к ребенку, который создаст благоприятные возможности для развития мотивации и позволит правильно использовать способности каждого ребенка.

10 Слайд

Сальц Дарья Алексеевна 2б

Внеурочная деятельность – это не добавка к общему образованию. Школа вне уроков должна стать миром творчества, проявлением и раскрытием каждым ребенком своих интересов, увлечений. Именно во внеурочной деятельности ребенок раскрывается как личность.

11 Слайд

Лаптинова Алена Владимировна.2г

У А.В. сложный класс, поэтому свою методическую тему она связала со здоровьесбережением. Наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.

12 Слайд

Гришаева Светлана Евгеньевна 3в

Работая над своей методической темой, С.Е. пришла к выводу, что

обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

13 слайд

Молибога Елена Викторовна 3б

В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ), да и использование тестирования в начальной школе является актуальной темой (диагностика).

14 слайд

Руднева Ольга Александровна 4в

Башкатова Елена Львовна 4г

Хромова Наталья Николаевна 3а

Комарова Ирина Александровна 2в

С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Главным  в  практической  деятельности учителя  становится  понимание  роли  применения  ИКТ  в  учебной деятельности. Поэтому многие учителя решили работать над темой, связанной с ИКТ. Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. На помощь пришли компьютерные технологии.

Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро  реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и  находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении. Этого можно достичь при помощи ИКТ.

                                                                         15 слайд

По результатам мини-отчетов можно сделать следующие выводы:

1. Анализ  работы над темами  самообразовательной деятельности учителей  показывает, что  выбранные темы  актуальны. Они выбираются с учетом их научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов, их уровня профессионального мастерства, стажа.

2. У большинства педагогов сделаны практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактических материалов,  внеклассных мероприятий, классных часов и презентаций).

3. Выстраивается работа по взаимопосещению уроков и внеклассных мероприятий.

К сожалению не  предоставили отчетный материал Тимошина Еатерина……, Зараева Екатерина, Бандюкова Анна Ивановна.

Но, не смотря на это, большинство учителей  понимают значимость и необходимость профессионального совершенствования, самообразования. Это свидетельствует о высоком уровне педагогического мышления  учителей, т.к. самообразование является одной из форм познавательной активности, сознательного саморазвития.


16 слайд

Современный учитель — это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, так  как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.

Рекомендации.

Для повышения профессионального мастерства всем педагогам начальной школы

1)необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по самообразованию;

2)регулярно анализировать результативность своей работы по самообразованию на заседаниях  предметной кафедры учителей начальной школы;

3) продолжать взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий у своих коллег.


17 слайд

Работа над самообразовательной деятельностью, конечно, способствует профессиональному совершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Индивидуальный план повышения педагогического мастерства учителя начальных классоф

Изучить нормативно-правовую документацию и литературу по ФГОС. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификацион...

Индивидуальный план повышения педагогического мастерства учителя начальных классов

Изучить нормативно-правовую документацию и литературу по ФГОС. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификацион...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года- 2020» в номинации «Педагогический дебют», учителя начальных классов Шакирзяновой Р.Н.

Конспект открытого урока участника муниципального этапа конкурса профессионального мастерства "Учитель года 2020" в номинации "Педагогический дебют"...

Педагогическое мастерство учителя начальных классов

Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу э...