Доклад «Обеспечение личностного развития учащихся младших классов в результате индивидуализации учебного труда»
учебно-методический материал по теме

индивидуалбный подход к разным уруппам учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС (к) ОУ «Среднеахтубинская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 8 вида»

                                                        Доклад

«Обеспечение личностного развития учащихся младших классов в результате индивидуализации учебного труда»

Учитель начальных классов            Ястребцева Е.М.

     В последние годы образовательное пространство завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение.

     Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям  и способностям в приобретении знаний. Личностно - ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признания разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика.

     Организуя обучение и воспитание, нужно научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность. И здесь учитель должен проявлять свое педагогическое мастерство  и знание психологии, и умение находить индивидуальный подход и педагогические такты, чтобы ребенок  почувствовал что он не «изгой» в обществе, что здесь его уважают и понимают, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним на уроке, понимал что он может что-то преодолеть, чему-то научиться.

    Безусловно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности ученика в специально организованной учебной деятельности.

    Её цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность расширяла круг знаний, умений и обеспечивала в то же время личностное самоопределение учащегося, содействовала становлению человека, его неповторимой индивидуальности.

    Дифференциация обучения, о которой говорила на педсовете в прошлом учебном году Морозова Е. Н., рассматривается как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.

    Принято выделять 2  основных вида дифференцированного обучения.

1.   Внешняя дифференциация, т.е. наша специальная школа –   интернат  уже в целом  осуществляет дифференцированный процесс: она является коррекционной  школой 8 вида: здесь созданы условия обучения и воспитания( коррекционные программы, планы, образовательная среда) с учетом особенностей детского контингента.

2.  Это внутренняя дифференциация, как форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств.

     Внутренняя дифференциация есть важнейшее средство реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

    Ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Дети разные по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, умственным и физическим данным.

     Условно в научных исследованиях выделены 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала.

                     На доску вывешиваются эти IV группы.

I группа

Учащиеся наиболее успешно овладевают программнымматериалом в процессе фронтального обучения.

II группа

Учащиеся, в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминающие учебный материал, но которые без помощи сделать элементарные выводы и обобщения  не могут.

III группа

Учащиеся,    которым  характерно недостаточное  осознание вновь сообщаемого материала, испытывающие затруднение в определении главного в изучаемом, нуждающиеся в дополнительном объяснении

IV группа

Учащиеся, усваивающие учебный материал на самом низком уровне, нуждающиеся в выполнении большого количества упражнений, чтобы только если не понять, то хотя бы запомнить последовательность выполнения задания, и в постоянном контроле и подсказках педагога во время выполнения работы.    

                     I группа     II группа     -  это  I группа   

                     III группа                        -это II  группа                                                                    

                     IV группа                        -это III группа

   Я в своем классе объединила  I и   II группы, это I группа. Это сильные учащиеся, они успешно обучаются в классе. Они в основном понимают фронтальное обучение учителя, запоминают изученный материал. У них высокая активность при восприятии учебного материала ,хорошая память.

                   Это «отличники» и «хорошисты»

Вострецов  В.       Моисеенков С.

Багаева  С.             Коноплев П.

Журавлева Р.

   Ко II группе относятся учащиеся с трудом усваивающие программный материал, нуждаются в помощи учителя. Для них характерно недостаточное понимание  нового материала. Они нуждаются в дополнительном  объяснении учителя. Их отличает низкая самостоятельность, темп   усвоения материала значительно ниже, чем у детей I группы. Они пассивны на уроке, невнимательны. Эти учащиеся имеют «3» по предметам.

Журавлев С.

Саидов А.

Лежепёков Д.

К  III   группе относятся ученики, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Знания усваиваются механически, часто забываются.

Это Козяр И.

     Фролов Ю.

   

     Все учащиеся выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает разные виды помощи ребятам в разных группах.

    Распределение учеников на группы условно. Дети могут переходить из одной группы  в другую в зависимости от урока и задания.

    Так на уроках русского языка и математики

      I  группа :   Багаева С.           Моисеенков С.

                           Вострецов В.       Коноплёв П.

                           Журавлёва Р.

 

      II группа:   Лежепёков Д.

                           Журавлёв С.

                           Саидов А.

   

  III  группа  :  Козяр И., Фролов Ю.

     А  например, на уроке чтения  меняются дети

      I группа:   Вострецов В.

                         Моисеенков С.

   

     II группа:     Фролов Ю. (из 3 группы)

                            Журавлёв С.

                            Козяр И.  (из 3 группы)

  Эти  дети легко пересказывают прочитанное , дают объяснение новым непонятным словам.

 

   III  группа:  Коноплев П. (из I группы) , он пересказывает и даёт объяснение новым словам после детей I и II  группы.

 

  В таких условиях только индивидуальный подход, дифференцированное обучение могут дать положительный результат.

     Индивидуальное обучение  осуществляется в различных формах и с помощью различных учебных средств и на различных уровнях.

  Непременным условием организации учебного подхода к учащимся является знание учителем уровня знаний, умений и навыков у каждого ученика.

     В коррекционной школе учитель имеет возможность получить данные психологического обследования каждого ученика класса и дополнить их своими наблюдениями. В результате этого строятся педагогические характеристики учащихся,отражающие состояние их речи, внимания ,памяти, общей работоспособности.

     По этим признакам происходит условное деление класса, что при обучении разным учебным предметам  педагог дозирует нагрузку, наглядность, опоры.

   Это позволяет активизировать деятельность каждого ученика, создаёт  благоприятные условия, учитывающие учебные возможности  ученика.      

Работая над одним и тем же материалом  в разном темпе и с разной нагрузкой, все учащиеся в итоге осваивают учебный материал.

   Учитель  должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его  к усвоению нового  материала, помочь ему усвоить и применить на практике.

    Успех в обучении не может быть достигнут без учёта имеющихся у ребят специфических психофизических нарушений, проявление которых затрудняет овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения.

    Эти нарушения усугубляют трудности обучения, увеличивают неравномерность продвижения детей.

    На успешность обучения влияют нарушения

а) фонетико- фонематического восприятия

б) зрительно - пространственной ориентировки

в) двигательной сферы

 

г) работоспособности

    Ученики  с фонетико - фонематическим  восприятием  не овладевают навыками фонематически правильного письма.

У меня это  Журавлёв С. , Саидов А.. Для них характерны ошибки

- перестановка слогов   двор –довр

- добавление букв          Александор

                                           Кораболь

- слитное   написание слов, вследствие недостаточного  расчленения воспринимаемого потока на составные части

                                           Подстол

                                           С- мотри

                                           Помоскве

     У другой части ребят нарушено  произношение, что создаёт для них затруднения в уточнении фонематического состава слова.

   Это     Коноплёв П.

               СаидовА.

               Лежепёков Д.  

    Эти дети пишут так , как слышат.. Они не могут контролировать своё письмо из-за дефектности  произношения.Для них характерны ошибки на дифференциацию близких и сложных по артикуляции согласных  

                              давно –  тавно

                              козлик - кослик

                              уснула -  узнула

                              победа  - попеда  

  В различении твёрдых и мягких согласных  

                               любит – лубит

                                нёс  –  нос

                                блёски - блоски    

     Учащиеся с  двигательными нарушениями на уроках  русского языка и математики с трудом усваивают технику письма букв и цифр.

       Это             Козяр И.

                          Саидов А.  

Эти  дети имеют своеобразный подчерк  (сильный нажим, неровные буквы.)

      Саидов Артур тратит много времени на то , чтобы подготовиться к работе и начать писать. Козяр Игорь ждёт пока учитель подойдёт к нему  и покажет что делать, Эти ученики выполнить задание такого объёма, которое даётся остальным   детям не могут. При списывании текста им даю задание списать два предложения вместо четырёх остальным.

    В их работах встречается целый комплекс ошибок:

         - пропуск букв  выпал – в  пал, месяц - месц

         - письмо предложений с маленькой буквы

         -добавление  букв  упражонение

        - нет точки в конце  предложения

      Характерно,  что для таких детей значительную трудность представляет не только письмо по слуху , но и списывание.

      Несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственной ориентации весьма характерно проявляются на каждом  из уроков.  Это Козяр Игорь.

      В тетрадях эти дети не видят строки, не понимают её значения. У Игоря все работы начинаются  с середины  строки, при списывании начинает переносить слово с начала строки, не дописав  предложения продолжает писать новое.

    В тетрадях по математики у него полная неразбериха. Понятие «столбик»   практически отсутствует. Пока стою рядом и  каждый раз спрашиваю «где будешь писать» записывает примеры правильно, но как только я  отошла пишет где захочет.

    Нарушение работоспособности могут быть вызваны как социальными , так и биологическими факторами.

    В первую очередь на работоспособность влияет состояние  нейродинамики у школьников, нарушение баланса между возбуждением и торможением.

Такие дети расторможены, отвлекаемы, отличаются дезорганизованным поведением. Они склонны к аффектным вспышкам, могут разорвать или перечеркнуть выполненное задание.  К этой категории относятся Журавлёв С. , Лежепёков Д.

    При выполнении  заданий по русскому они допускают большое количество ошибок, все они разнохарактерные:

                     

                          пропуск

                          замена

                          слияние нескольких слов в одно

                           перестановка букв…

   

     На уроках труда и изобразительного искусства они  не дослушивают объяснение учителя, начинают выполнять задание не дослушав задачу, порядок действий.  Естественно у них не получается и они начинают всё рвать и метать. Для того,  чтобы этого не было на доску вывешиваю план выполнения  работы:

  1. Сделать набросок.
  2. Взять ластик (оставить только контур)
  3. Каждому элементу подобрать цвет.
  4. Раскрасить.

   И только после этого у них получается работа не хуже других, похожая на образец. И оценка за такую работу уже не  «3», а «4» или «5».

     У младших школьников часто встречается астенический синдром. Эти ученики быстро утомляются и прекращают работу. Если они пересиливают себя и продолжают выполнять задание, то количество ошибок катастрофически  возрастает. Ярким примером является Козяр Игорь.

      Во время урока устраиваю кратковременный перерыв в работе с переключением на другой вид деятельности. Какое то время он просто полежит на парте отдохнёт, а затем предлагаю закончить начатое задание.

     Важным моментом в проведении личностно ориентированного рока является мотивация ученической деятельности. Ученики должны чётко понимать для чего они изучают тот или иной материал ясно представлять значимость и результат своей работы на уроке.

    При помощи наводящих вопросов подвожу к формулировке целей и задач урока. Так после  объявления темы урока спрашиваю:

         -  о чём, по- вашему , пойдёт речь на уроке?

        - где могут пригодиться эти знания?

 

     Вопросы  могут быть разными, но результат будет таков,  что дети проявят к нему особый интерес , станут работать более вдумчиво и внимательно.

     Огромные возможности для развития познавательной активности, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе технология сотрудничества.

     Эта групповая работа создаёт атмосферу взаимопомощи. Ученики  «примеряют» к себе различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, экспертов, что помогает им самим лучше развивать речь, учиться выбирать главное, правильно формулировать мысли  т.д .Обучая других- обучаются сами.

    Часто использую работу в парах, которая даёт возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера. В результате такой работы меняется характер взаимоотношений между детьми, исчезает безразличие (даже Козяр И. находит ошибки у Журавлёва С.)

      Индивидуальный подход необходим нашим детям независимо от успехов в учёбе.  Исходя из особенностей каждой группы применяю различные карточки с заданиями разных уровней.

   Так, на уроке русского языка  при выполнении упражнения на согласование слов по вопросам

I  группе даю задание  вписать слова:

Ухаживали  (за кем?)

Кормили  (кого?)

II группе  изменить слова

Ухаживали  (за кем?)  лосёнок.

Кормили  (чем?)  молоко.

III группе  дописать окончания

Ухаживали   (за кем?)  за  лосёнк…

Кормили (чем?) молок…

  Или по математике при работе по  теме « Решение примеров» на доске записаны примеры

                       42+7                          60+37

                       56-30                         30-8

                        39-15                         50-24

                                

                     

I группе     задание - решить и дополнить до 50.

II группе  -     решить с обратным действием.

III группе –    решить 1 столбик.

    Принцип наглядности - один из самых известных принципов обучения, использующийся с давних времён. Для развития творческих потенциальных возможностей детей использую таблицы,  схемы.  Они на доске и каждого ребёнка.

(Карочки)

     Дети I группы   ими  практически не пользуются, взглянув на доску выполняют задание и используют их для самоконтроля.

     А вот ребятам II и III  группы такие схемы,  таблицы, карточки помогают запомнить, рассуждать. Они не нервничают, а спокойно работают, упорно и последовательно достигают положительных результатов.

   Особое внимание в условиях личностно-ориентированного урока обращаю на домашнее задание.

 

Так по русском языку детям

 I группы   даю задание   списать всё упражнение, подчеркнуть орфограммы, и в одном из предложений подчеркнуть главные слова.

  II группе – списать три предложения.

  III группе –только списать.

  По чтению

 

  I группе – прочитать, подробно пересказать I и II часть.

  II группе – прочитать II часть и пересказать.

 III группе-  прочитать , повторить пересказ за детьми I группы.

    В итоге ребята I и II группы радуются, что получают хорошие оценки, что вселяет в них уверенность в своих силах и создаёт ситуацию успеха для них.

    За полтора года обучения при осуществлении индивидуального подхода в системе добилась определённых результатов.

   В результате индивидуальной работы по чтению Коноплёв Паша , который не понимал прочитанного и не мог пересказать, стал постепенно овладевать навыками пересказа( с помощью наводящих вопросов и плана).

  По математике лучше стал решать  примеры Саидов А., а у Игоря  в тетради иногда можно увидеть столбики примеров.

  ПО русскому языку Лежепёков Д. , который пришёл в класс в этом учебном году усвоил работу по звуко-буквенному анализу слова, с помощью карточки –помощницы он самостоятельно выполняет эту работу, тоесть он уже анализирует,  обобщает, делает элементарные выводы.

  Общеучебные навыки (память, речь, внимание, моторика) стали заметно  лучше  у Саидова А., Козяр И., Фролова Ю..

  Однако проблемы в моём классе существуют, хотя полная успеваемость, а качество знаний 60%.  Есть в классе и сквернословие, и неумение дослушать учителя до конца. Есть ученики с одной тройкой по предмету (Журавлёв С. по русскому языку, Лежепёков Д. по трудам), С ними необходимо продолжить индивидуальную работу для достижения положительных результатов. А у Моисеенкова Саши одна четвёрка по русскому языку, с ним работать для достижения более высоких результатов.

  Ещё полгода и ребята перейдут в пятый  класс  и основная масса пойдёт с хорошими знаниями, примерным и хорошим поведением.

   В заключении хочу сказать, что индивидуальный подход к учащимся позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, вселяет уверенность в своих силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 2 класса (2013-2014)

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 2 класса (2013-2014)...

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)...

Доклад на тему: Привлечение учащихся младших классов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями

Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами о...

Мастер-класс "Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.

Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде....