"Роль инструментального музицирования в музыкально-творческом развитии учащихся младших классов"
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Бейникова Елена Владимировна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_instrumentalnogo_muzitsirovaniya.docx24.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

В МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

Бейникова Елена Владимировна,

музыкальный руководитель МБДОУ «ДС «Дельфин», г. Муравленко ЯНАО

Социальные и идеологические преобразования, происходящие в России, вызывают необходимость воспитания творчески мыслящего поколения с высоким уровнем культуры, способного самостоятельно принимать нестандартные решения, переосмысления сложившейся системы музыкального воспитания.

Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной практической разработанностью механизмов развития детского творческого мышления, стимулирует рост интереса к проблеме творческого развития детей в процессе музыкальной деятельности, поскольку деятельностное освоение музыки наиболее продуктивно в работе с младшими школьниками. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы творческой личности, определяющие перспективы ее развития и жизнедеятельности в будущем.

Актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка в школьном возрасте.

Различные аспекты творческого развития детей рассматривались в исследованиях специалистов различных областей: философов, психологов, педагогов. За рубежом проблемой творчества занимались М.В. Вундт, Дж. Гилфорд, Н.С. Лейтес, Е. Торренс, Г.К. Юнг и др. В отечественной психологии детское творчество изучали А.В. Бакушинский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Давыдов, В.А. Деркунская, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др. Развитию творчества детей в разных видах музыкальной деятельности посвящены труды Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, Г.И. Колесниковой, Т.С. Комаровой, Е.И. Николаевой, Н.А. Терентьевой, Б.Л. Яворского и др.

В связи с кардинальным обновлением отечественной концепции музыкального образования, осуществленным Д.Б. Кабалевским, проблема творческого развития школьников зазвучала сегодня с новой силой. Идеи Д.Б. Кабалевского получили развитие в программах и учебно-методических комплектах по музыке для общеобразовательных школ (JI.В. Школяр, В.А. Школяр, В.О. Усачева; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак). Все названные программы отражают очевидное стремление авторов к творческому развитию школьников на уроках музыки.

В исторической ретроспективе идеи творческого развития учащихся получили убедительную разработку в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.В. Асафьева, Э. Жака-Далькроза, 3. Кодаи, К. Орфа, Б.Л. Яворского и др. Особое место принадлежит трудам ученых, посвятивших свою деятельность младшим школьникам и раскрывших развивающие возможности начального музыкального образования: П.П. Блонского, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, JI.В. Горюновой, Н.А. Метлова, В.Н. Шацкой и др.

В ряде фундаментальных исследований и методических работ раскрывается специфика творческого развития детей в процессе музицирования. Этой проблеме посвящены работы JI.A. Баренбойма, Н.А. Ветлугиной, Н.М. Гольденберга, Д.В. Зариня, И.Г Лаптева, А.А. Пиличяускаса, С.А. Смирновой, Г.М. Цыпина и др.

Творческое развитие личности младшего школьника происходит в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности, среди которых все большее признание на уроках музыки в общеобразовательной школе получает инструментальное музицирование.

В литературе по педагогической психологии мы находим положения, которые свидетельствуют о достаточно широких творческих возможностях знакомства с инструментами в музыкальном развитии детей. Музыкальные способности, в первую очередь у учащихся со слабо развитыми данными, могут формироваться путем усвоения навыков игры на элементарных музыкальных инструментах, творческого применения усвоенных навыков в процессе инструментального музицирования.

«Психологические данные говорят о том, – писал Б.М. Теплов, – что ... раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую, а не только, «воспринимающую» деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для общего художественного развития, вполне отвечает его потребностям и возможностям».

То есть данные общей и музыкальной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что творчество является важным условием активизации музыкального развития. Весьма существенным средством формирования музыкально-творческих навыков и различных музыкальных способностей у всех без исключения детей младшего школьного возраста может служить инструментальное музицирование.

Игра на простейших музыкальных инструментах особенно эффективна на начальных этапах музыкального воспитания, так как способствует формированию музыкально-слуховых представлений, раскрытию эмоциональной сущности ритма.

В детском возрасте формирование музыкального слуха поддается интенсивному воздействию, звуковысотные и иные соотношения могут быть восприняты детьми в процессе собственного исполнения. Поэтому не случаен интерес школьной музыкальной педагогики к обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Коллективное инструментальное музицирование как вид музыкального исполнительства является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли. Данный вид деятельности самым естественным образом развивает музыкальные способности и исполнительские возможности детей, приобщая их к совместному музицированию, вызывая радость коллективного творчества. При этом важно эмоциональное отношение ребят к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приемов игры.

Достаточно убедительно о значимости инструментального музицирования младших школьников писал Ю.В. Юзбашян: «Инструментальное музицирование в начальной школе имеет огромное значение, способствуя активному развитию музыкальных способностей, закрепляя уже имеющиеся слуховые представления, прививая также исполнительские навыки. Коллективное музицирование в классе, хоровое пение в сопровождении инструментального ансамбля расширяет музыкальный кругозор и поле музыкальной деятельности ребят».

Основная направленность этого вида музыкальной деятельности в начальной школе выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах (по указанию учителя) мелодию произведения, «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки. Отличительной особенностью этого занятия является то, что оно приемлемо для всех детей без исключения. Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном инструментальном музицировании. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности. Игра на детских музыкальных инструментах активизирует музыкально-слуховые представления, а также чувство ансамбля: дети учатся подбирать по слуху, импровизировать, находить собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, подбирать аккомпанемент к песням, играть несложные пьесы.

Младших школьников, прежде всего, знакомят с различными видами инструментов, исполняют на них мелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящая у металлофона, звонкая у тарелочки, нежная у треугольника, звучная у аккордеона, гремящая у барабана и т.д.).

Обучение игре на детских инструментах включает в себя три этапа:

1 этап – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их; знакомятся с приемами игры;

2 этап – подбирают попевки по слуху;

3 этап – исполняют их по своему желанию.

Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры. Совместной игре в детском оркестре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком отдельно и игра небольшими группами – по 3 человека. Сначала с ними выучиваются партии, затем проводятся сводные репетиции всем составом детского оркестра.

Однако главным в работе с детьми при усвоении навыков игры на инструментах должно быть не навязывание готовых ритмических рецептов, а создание педагогом поисковой ситуации, стимулирующей возникновение у детей «собственных» инструментально-ритмических вариантов.

Игра на музыкальных инструментах младших школьников развивает творческие способности учащихся. При этом решаются следующие конкретные задачи:

- образовательные: формируются навыки исполнительских приемов на простейших музыкальных инструментах;

- воспитательные: пробуждается интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре, воспитывается чувство единения;

- развивающие: развиваются музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух).

Успешному разрешению этих педагогических задач способствует высокое качество изготовления инструментов (их прочность и общий эстетический вид), качество частотной характеристики (в том числе возможность настройки), разнообразие инструментария и достаточное его количество.

Важнейшим педагогическим условием организации музицирования учащихся на инструментах детского оркестра является хорошее знание педагогом индивидуальных характеристик и технических возможностей музыкальных инструментов, а также владение исполнительскими приемами, специфическими для каждого инструмента (например, мягкое движение кисти при игре молоточком на металлофоне, энергичное движение кистей рук при игре на трещотке, игра правой рукой на гуслях при одновременном приглушении звуков по необходимости левой рукой и т.д.).

При выполнении учебно-воспитательных задач решающее значение принадлежит репертуару, методам работы. Главная особенность музыкального материала – его универсальность. Она проявляется в том, что одни и те же произведения служат основой формирования ряда представлений, умений, навыков, чувств. Кроме того, музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения учеников и учителя и предназначен для формирования творческих действий учащихся. По его образцу они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса, кроме того, для всех это – хорошая подготовка к освоению более сложных инструментов.

Обучая младших школьников игре на инструментах, уже с первых занятий можно давать учащимся художественно-поисковые задания и активно формировать у всех музыкально-творческое мышление. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, так как качество их зависит от музыкального опыта школьников и со временем становится более высоким. Для учителя должно быть важно то, что в процессе этой деятельности у младших школьников формируются музыкальные творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на коор...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"

Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....

Мастер-класс "Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.

Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде....