"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"
статья на тему

Зубкова Ольга Николаевна

Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_roditeley_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

 О.Н . Зубкова,

 учитель начальных классов ГБОУ СОШ №318

 с углублённым изучением  итальянского языка.

Санкт-Петербург

Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов.

Гражданская позиция является показателем сформированности гражданственности, характеризует деятельную сторону личности и определяется тем вкладом, который человек вносит в жизнь общества.

Формирование гражданской позиции, базирующейся на таких нравственных качествах, как доброта, ответственность, чувство долга, личное достоинство, справедливость, напрямую связано с семейным воспитанием.

Сейчас эта работа особенно актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания гражданственности зачастую вызывают лишь недоумение.

Знания младших школьников о нравственных нормах, разрознены и неполны, иногда отсутствуют. Пробелы в родительском воспитании быстро восполняются легкодоступными носителями информации часто сомнительного содержания.

Подрываются моральные устои, складывавшиеся  в нашей стране столетиями. Это способствует формированию пассивности, «пофигизм» входит в моду.

В таких условиях я ставлю задачу активизировать родителей так, чтобы своим примером они пробуждали у детей желание интересно жить, и, следовательно, становиться настоящими гражданами своего класса, школы, страны.

Очень важно, чтобы у учителя было как можно больше союзников в лице родителей, поэтому на одном из первых собраний в первом классе я обязательно говорю им, что школа – это не только уроки, рассказываю об интересных мероприятиях, прошедших в выпущенных мною классах. Объясняю, что у детей ещё очень бедный опыт построения отношений, и от наших совместных действий будет зависеть, насколько мы обогатим его.

Родители соглашаются с тем, что всем детям подружиться невозможно, главное – построить и сохранить нормальные человеческие взаимоотношения, основанные на уважении друг к другу.

И родителей, и детей я знакомлю с простыми правилами детского общежития, которые сформулировал для своего сына С. Соловейчик. Конечно же, они дополняются моими комментариями, как применить эти правила в нужный момент, и рассказом об очень мудрой и полезной книге «Педагогика для всех». Работа с этими правилами продолжается в течение длительного времени на классных часах.

 На этом же собрании я предлагаю познакомиться с соседом по парте и обменяться телефонами, убеждаю, как полезно жить в ладу с соседом, как важно проявить внимание, если сосед заболеет. Для родителей это является первым шагом навстречу друг другу!

 По живой реакции родителей  вижу тех, кто уже готов помогать. И не сомневаюсь, что помощников будет больше.

На этом же собрании  обсуждаем и договариваемся, как будем жить. Обязательно создаём группу ВКонтакте. Мы выкладываем туда фото и видеоотчёты, добавляем интересные ссылки, обсуждаем дела.  После каждого мероприятия я обязательно благодарю каждого персонально за помощь в работе.

 Хочу кратко рассказать  о некоторых наших делах, где родители проявляли себя более активно.

С ребятами, которые учатся сейчас в 9 классе, мы в течение трёх лет издавали журнал «Большая перемена». Идея была моя, но развивали её родители, которые помогли создать макет, сами подготовили и презентовали первый номер, а затем помогали детям стать «журналистами».

Журнал стал интерактивным проектом, т.к. в нём публиковалось множество конкурсов:

«Загадки-отгадки», конкурс на лучший рассказ или сказочную историю, конкурс на лучший рисунок или фотоработу.

Девчонки так увлеклись, что сделали номер журнала о моде совершенно самостоятельно.

До сих пор эти ребята, заходя ко мне, просят посмотреть выпуски журнала.

 Дважды у нас  прошёл конкурс «Минута славы» - тогда он был на пике популярности. Родители помогали готовить номера, входили в состав жюри.

Большую активность дети и родители проявили в проведении «Кулинарного шоу», в заключительной конкурсной части которого можно было анонимно представить на дегустацию блюдо, изготовленное своими руками.

Очень активно проявили себя родители предыдущего выпуска. После проведения в 1 классе праздника «Посвящение в ученики»  и Новогоднего утренника, где родители готовили сладкий стол, я предложила провести «Масленицу».  Заранее приготовила сценарий и обратилась за помощью к родителям. Они готовили костюмы для детей и для себя, разыгрывали кукольный спектакль, пели песню про блины и, конечно же, напекли их столько, что досталось на пробу даже другим классам!

Почувствовав такой потенциал, на следующий год я предложила провести осенний праздник, который мы назвали «Осень-шоу». Дети по желанию разделились на группы «Деревья и кусты», «Цветы», «Грибы», «Овощи-фрукты». Каждая группа должна была себя презентовать, т.е. обозначить свою принадлежность к группе эмблемой или костюмом, затем либо спеть, либо представить свою группу в танце или провести викторину по своей теме и т.д.

Так, группа «Деревья и кусты» рассказали про калину, спели песню «Калинка-малинка»  и даже сплясали.

Группа «Цветы» рассказала  легенду о гладиолусе и станцевала  «Вальс цветов».

Группа «Грибы» провела викторину  и конкурс по быстрому сбору грибов.

Активнее всех проявила себя группа «Овощи-фрукты». Они рассказали про появление на Руси картофеля, провели несколько весёлых эстафет и прочитали сказку «Репка» в стиле «рэп». Сюрпризом для детей стало выступление родителей – исполнение песни «Картошка» под гитару. Пели  экспромтом: текст песни я раздала всем присутствующим перед праздником.   Праздник закончился чаепитием с пирогами с брусникой. Понятно, что мне одной было не по силам  подготовить все выступления. Родители сами подбирали материал для выступления, репетировали со своими группами, проявляли инициативу. Одна мама привезла с дачи яблоки, другая после загадки про морковь – всех желающих угостила морковкой, третья сочинила сказку в стиле «рэп», бабушки принесли варенье для конкурса-дегустации. Родители с удовольствием приходили на наши праздники, иногда даже всей семьёй, не оставались в стороне даже бабушки с дедушками.

У нас были выезды в Павловск, Гатчину, Лисино-Корпус с культурной программой и пикником. Причём последнюю поездку смогли организовать уже без моего участия после выпускного в 4 классе, что меня очень порадовало. Я поняла, что мой труд приносит первые плоды: и детям, и родителям нравится быть вместе, они активны и способны к самоорганизации.

Сейчас у меня первоклассники. И я надеюсь, что всё получится! Создана инициативная группа, которая организовала поездки в Эрмитаж по абонементу, составлен и выполняется план посещения музеев Санкт-Петербурга.   Окончание года отметим спектаклем с участием всех детей, где без помощи родителей никак не обойтись!

Несомненную помощь в формировании гражданской позиции младшего школьника оказывает ведение портфолио, которое предполагает  совместную работу детей и родителей над некоторыми разделами.  Например, заполнение страниц в разделе «Я и моя семья» является толчком к поиску информации о членах семьи и составлению своей родословной и вызывает живой интерес не только у детей, но и у родителей. Собранный материал может стать основой проектов «Семейная реликвия», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Формирование гражданской позиции у младших школьников в условиях реализации стандартов нового поколения будет проходить успешно, если  мы осознаем, что дети, которые сейчас в наших руках, через 20-30 лет будут управлять нашим государством. Значит, в их руки мы передадим своё будущее.И если мы сможем убедительно донести эту мысль до родителей наших учеников, то приобретём в их лице верных помощников в воспитании достойных граждан нашей страны.

 Список литературы.

  1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста. /С.А. Алиева // Начальная школа,-2007, №9. – с. 17-20
  2. Брагина М. Г. Формирование гражданственности у младших школьников в условиях апробации стандартов нового поколения. Дипломная работа. [Электронный ресурс]  режим доступа http //  www.bibliofond.ru
  3. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл., Мн.: Книжный Дом. 2003, - 1280 с.
  4. Соловейчик С.А. Педагогика для всех. Книга для будущих родителей. – 2-е изд.- М: Детская литература: 1989 г.-367 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки

  Российской федерации – М. Просвещение, 2010, 31 с.- (Стандарты второго поколения)

   

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся младших классов" Учитель начальных классов: Годилова Л.Н.

О развитии самостоятельности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности....

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на коор...

Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .

Работая классным руководителем  в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...

Формирование активной гражданской позиции

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод. Тр...

Формирование активной гражданской позиции у младших школьников

Основной задачей современного воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять н...

Волонтёрский проект «Твори добро», направленный на повышение социально активной гражданской позиции детей младшего школьного возраста

Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические д...

«Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся младших классов».

Учитель, начиная с первых классов, должен помочь ученику раскрыться, дать почувствовать свою ценность. Он должен быть творческой личностью, стремиться сделать ученика заинтересованным единомышленником...