Формирование активной гражданской позиции у младших школьников
методическая разработка на тему

Жилкина Татьяна  Эдуардовна
Основной задачей современного воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. В данной работе рассмотрены направления воспитательной деятельности школы, реализуемые в целостной воспитательной системе и способствующие формированию гражданской позиции школьника. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование активной гражданской позиции у  младших школьников

                                                                                                                                                 

 Основной задачей современного воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Все направления воспитательной деятельности нашей школы, реализуемые в целостной воспитательной системе,  способствуют формированию гражданской позиции школьника. Вот некоторые из этих направлений:

1.Воспитание Человека Культуры 

В целях привития детям норм поведения культурного человека я провожу классные часы на темы «Я и мои друзья», «Сестрички-привычки», «Духовная красота человека», мы посещаем представления в театре Музкомедии, во Дворце пионеров и школьников. Личный пример педагога и содержание образования (окружающий мир, литература, музыка) также способствует формированию этого аспекта личности ученика. На этих уроках мы изучаем гимн России, семейные реликвии, родословную семьи, государственные символы(герб, флаг, гимн), знакомимся с Конституцией РФ, с правами и обязанностями ребёнка, а также даём оценку поступкам героев произведений.

2.Воспитание чувства принадлежности к школе, ее традициям, истории современности.

Дети моего класса принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, где необходимо защищать честь своей школы (например, региональная конференция «Юные тимирязевцы», участие в Параде цветов ко Дню Города). Это и подготовка таких общешкольных мероприятий как ярмарка «Россия. Ставрополье. Пятигорск», школьные линейки «1 сентября», «Последний звонок», где тоже принимают участие младшие школьники.

3.Направление "Профессия". Это направление реализуется не только классным руководителем, но и психологом школы и зам.дир. по ВР.

С детьми мы проводим экскурсии на предприятия «Холод», в зеленстрой, на хлебзавод, организуем встречи с людьми интересных профессий.

 С родителями проводятся анкетирования, и родительские собрания, направленные помочь детям и их родителям в определении будущей профессии ребенка.

4.Работа в направлении "Интеллект" в школе ведется уже на протяжении многих лет.

 Проводятся  предметные недели и мини-погружения на классных часах и уроках, учебные декады, школьные олимпиады, ведется дополнительная работа с одаренными и неуспевающими учащимися, работает Малая академия наук.

5.Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество.                         

Мы проводим с детьми мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины,   уроки  Мужества, классные часы к Дням Воинской славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, поздравление ветеранов войны и труда. Дети  собирают материал о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомятся  с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Мы празднуем памятные даты, параллель 3-х классов проводит ежегодно школьное мероприятие ко Дню Победы. Также  проводятся выставки рисунков и поделок, викторины, просмотры видеофильмов, конкурсы военно-патриотической песни.

Ежегодно наши четвероклассники участвуют в городской  военно-спортивной игре «Зарничка». Традиционно ко Дню защитника отечества проводится конкурс «А ну-ка, парни!», а также семейный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».

6.В рамках патриотического воспитания ведется историко-краеведческая работа.

 В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей, в музей Боевой Славы на посту №1, где дети знакомятся с историей родного города, с историей легендарных жителей  города Пятигорска, организуются встречи с интересными пятигорчанами, например, композитором, П.П.Кухновым.

7.Направление "Нравственность и эстетика" включает в себя как воспитательную среду (оформление интерьера учебных кабинетов и рекреаций) так и психологическую атмосферу на уроках и в самой школе.

В школе проводится много творческих конкурсов, праздников, в которых учащиеся активно принимают участие под руководством классного руководителя. Здесь наиболее полно раскрывается творческий потенциал детей. Дети моего класса принимают участие в конкурсе чтецов стихотворений ко Дню Матери «Мамочка моя», в костюмированных новогодних утренниках, где они сами принимают участие в сценарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .

Работая классным руководителем  в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...

"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"

Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....

Формирование активной гражданской позиции

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод. Тр...

Развитие у младших школьников активной гражданской позиции и патриотизма через внеурочную деятельность совместно с различными организациями нашего города.

В статье говорится, как через внеурочную деятельность прививать чувство патриотизма, воспитывать личность с активной жизненной позицией....

Роль социальных практик в формировании гражданской позиции младшего школьника

Обобщение опыта по вовлечению школьников во внеурочную социально-значимую деятельность....

Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"

Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...

Формирование гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» УМК Школа России

В данной статье представляется опыт по организации патриотической работы в образовательном процессе....