Формирование гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» УМК Школа России
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
В данной статье представляется опыт по организации патриотической работы в образовательном процессе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в УМК «Школа России»
Фомина М.А., Смирнова Е.Н.
Современное общество хочет видеть выпускника школы не только образованным, но и глубоко нравственным человеком. Мы все чаще приходим к пониманию того, что для духовного возрождения общества не достаточно тех знаний, которое дает традиционное образование. Воспитание нравственных качеств связано тем, что с ранних лет ребёнку нужно прививать любовь к своей Родине, к своему краю. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано: «….развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди…».
Вследствие этого основной задачей школы является формирование активной жизненной позиции учащихся.
В связи с этим одним из основных направлений воспитательной работы в школе является формирование гражданской позиции, любви к Родине. А настоящий гражданин должен быть патриотом своей Родины, поэтому существует необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей.
Еще с древних времен философы рассуждали о том, что «Родина дороже отца и матери». (Платон) За последнее время все больше актуален взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, которая интегрирует не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический компоненты.
Реализация гражданско - патриотического воспитания призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них понимания ценности общества, важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности и патриотизма.
Немаловажная роль в воспитании патриотизма принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир» в начальной школе. В программе предмета «Окружающий мир» заложена обществоведческая, социологическая информация, касающаяся ближайшего окружения ребёнка. Одна из задач по патриотическому воспитанию на уроках "Окружающего мира" является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через проектно - исследовательскую деятельность.
Программа «Школа России», по которой работаем, в частности курс «Окружающий мир» насыщен темами проектно – исследовательских работ направленных на гражданско - патриотическое воспитание.
Если взять учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, то можно увидеть, что в каждом классе на проектных страничках детям предлагаются темы так или иначе связанные с нравственно – патриотическим воспитанием. Это даёт каждому учителю хорошую почву для успешного развития и углубления знаний об истории и культуре России и родного края, своего посёлка.
На протяжении нескольких лет нами были проведены следующие исследования патриотического направления, где успешно формировали гражданскую позицию наших учащихся:
1. При изучении темы про Великую Отечественную войну была выполнена исследовательская работа «Маленькие герои большой войны». Целью этой работы было заинтересовать обучающихся изучением исторических событий, связанных с подвигами пионеров – героев в Великой Отечественной Войне; донести до учащихся понимание важности мира на земле, сохранение исторической памяти. В презентации своей исследовательской работы дети рассказали одноклассникам о том, кто такие пионеры – герои, какие подвиги они совершили. На кружке «Край, в котором мы живём» творческая группа составила сценарий и показала музыкально - литературную композицию «Детство, прерванное войной». С этой композицией мы выступили на детском региональном форуме «Земля священная моя!», посвящённом Дню героев Отечества в Красноармейском районе г. Волгограда. Выступили перед жителями Ерзовки на поселковом концерте, посвященном 74-х летию Сталинградской битвы, выступили. Показали в детском саду «Ромашка» перед будущими первоклассниками, которые с большим вниманием и интересом слушали, затаив дыхание, о детях – героях. На память о нашем выступлении вручили малышам буклеты «Маленькие герои большой войны».
2. В 3 классе авторы учебника предлагают выполнить проект «Кто нас защищает». Одним из способов, который поможет формировать у школьников чувство патриотизма, гордость за свою страну, любовь к родному краю может быть изучение героических поступков солдат ВОВ, которые отражены в монументах. На уроках окружающего мира мы с ребятами говорим о том, что во время войны в Сталинграде было совершено много героических подвигов, о чём свидетельствует большое количество возведенных памятников. Каким героям они установлены? О каких подвигах они рассказывают? Долг каждого гражданина чтить память защитников, которые не пожалели своей жизни ради освобождения родной земли. Многие ребята, а также гости нашего города, проходя мимо памятника, посвященному защитнику города, не знают его историю. В то же время всё чаще по телевидению нам показывают, что в некоторых странах историю войны искажают, памятники нашим войнам оскверняют, демонтируют, переносят в другие места.
Через проект «Одетые в гранит и бронзу» решили показать третьеклассникам, как в нашем городе запечатлена память о том страшном времени, ведь защитники Сталинграда внесли особый вклад в Победу.
Сначала изучили с ребятами материалы об известных подвигах советских солдат во время Сталинградской битвы. Затем провели исследование и выяснили, где находятся памятные места, посвященные войне. Перед тем как посетить памятники, узнали об истории их возникновения, подвигах героев и составили карту маршрута. Эта карта, созданная учащимися, поможет любому жителю и гостю города найти местоположение монументов. Для того, чтобы другие ребята и взрослые могли узнать информацию о памятниках героям, составили путеводитель «Нашей памяти обелиски». Учащиеся изготовили игровое домино «Доблестные места города – героя», которое поможет лучше запомнить важную информацию о военных событиях. Данный проект позволил формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли предков в судьбе страны.
3. В четвертом классе есть проектная страница «Наш посёлок в годы ВОВ». В ходе исследования школьники узнали более подробно о единственном герое Советского Союза нашего Городищенского района Гончарове П.А. имя которого носит наша школа. Таким образом, родился групповой проект «Наш земляк – герой войны».
Наша задача заключалась в том, чтобы активно вовлечь обучающихся в работу по гражданско-патриотическому воспитанию. Привить интерес у школьников к историческому и героическому прошлому своей Родины, родного поселка.
Актуальность проекта состоит в том, что воинский подвиг, жизненный путь Гончарова Петра Алексеевича может служить славным примером отваги и мужества для подрастающего поколения.
Работая над проектом, ученики выяснили, какие подвиги совершил Пётр Алексеевич, как чтят память нашего земляка потомки. В результате был собран материал о жизни Героя Советского Союза, чьё имя носит наша школа. Встретились с родственниками и близкими нашего земляка и узнали подробности его жизни. Подготовили презентацию о герое Советского Союза П.А Гончарове и выступили на открытии мемориальной доски. Оформили собранный материал в виде книжки – раскладушки «Наш земляк – Герой войны», «Благодарность потомков», и передали в школьный музей «Боевой славы». Посетили памятные места в г. Волгограде посвящённые П.А Гончарову. Приготовили стенгазету о Гончарове П.А. и создали уголки памяти нашему земляку в классе.
Данный проект позволил не просто укрепить связь поколений, но и по-особому раскрыть значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, пропустив ее уроки через сердце каждого участника.
Знакомство детей с историей родного края, на примере героизма их земляка надолго останется в памяти. Поможет сформировать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Сейчас, как никогда остро стоит вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. И не просто громких слов о Родине, а уважение к традициям своего Отечества, своей семье, своей истории. Будущее страны сейчас во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения. Это обстоятельство повышает значимость управления процессами гражданско-патриотического становления учащихся. Все меньше становится очевидцев Отечественной войны 1941-1945 годов, явивших всему миру в борьбе с фашистскими захватчиками победоносную силу и великое могущество русского народа. Сейчас многие «историки» пытаются переписать роль России в те давние годы, очернив судьбоносные для всего мира, решительные действия защитников Отечества.
Формирование гражданской позиции младших школьников на уроках и во внеурочное время - это уникальная возможность для учеников в ходе своих исследований узнать о суровой правде тех дней, об историческом опыте стойкости и беззаветного служения Родине ее сыновей. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданскя позиция младших школьников
На сегодняшнее время, считаю очень атуальным тему гражданского воспитания школьников. Данный материал учителю поможет при выступлении на педсоветах, педмарафонах....

Современные подходы к формированию активной гражданской позиции младших школьников .
Работая классным руководителем в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык
Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

Роль социальных практик в формировании гражданской позиции младшего школьника
Обобщение опыта по вовлечению школьников во внеурочную социально-значимую деятельность....
Презентация на тему: "Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»".
1. Актуальность темы.2. Сущность понятия «информационная грамотность».3. Условия развития информационных умений.4. Основные источники информации.5. Направления работы с информацией.6. План...
"Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»".
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений ...
Организация деятельности младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир" как средство развития исследовательских умений
Современная образовательная система направлена на формирование всесторонне развитого ученика, способного самостоятельно находить решения проблем и адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающе...
