Презентация на тему: "Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»".
презентация к уроку

1. Актуальность темы.

2. Сущность понятия «информационная грамотность».

3. Условия развития информационных умений.

4. Основные источники информации.

5. Направления работы с информацией.

6. Планируемые результаты овладения информационными умениями.

7. Виды заданий по формированию информационных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makhinova_informatsionnye_umeniya.pptx324.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Презентация учителя начальных классов ГБОУ школа № 404 Колпинского района Санкт – Петербурга Махиновой Елены Владимировны

Слайд 2

План : 1. Актуальность темы. 2. Сущность понятия «информационная грамотность». 3. Условия развития информационных умений. 4. Основные источники информации. 5. Направления работы с информацией. 6. Планируемые результаты овладения информационными умениями. 7. Виды заданий по формированию информационных умений.

Слайд 3

Информационная грамотность в ФГОС НОО второго поколения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 Информационная грамотность - совокупность умений работать с информацией.

Слайд 4

Условия развития информационных умений. Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся. Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации. Доступность информационных ресурсов. Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками. Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой. Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности. Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.

Слайд 5

Основные источники информации. Наблюдение. Эксперименты, опыты. Познавательное общение. Книга, текст. Использование медиаресурсов: прессы, кино, телевидения, радио, видео- и аудиопрдукции. Компьютер.

Слайд 6

Направления способов работы с информацией. Информационный поиск Предметно аналитическая деятельность Перекодировка информации Хранение информации Наблюдение Умения и навыки извлечения информации при рассматривании объекта: предмета или явления природы, человека, графического изображения, абстрактных символов. Установление причинно- следственных связей в изучаемом явлении, облике предмета. Планирование и изменение порядка в высказывании об объекте. Сравнение объектов. Вербализация результатов наблюдений. Ведение записей. Использование приемов графического изображения результатов наблюдений. Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

Слайд 7

Направления способов работы с информацией. Информационный поиск Предметно аналитическая деятельность Перекодировка информации Хранение информации Общение Искусство ведения беседы. Получение информации с помощью вопросов. Умение слушать и слышать. Умение использовать информацию, поданную в прямой или косвенной форме. Оценка качества сообщений собеседника с точки зрения соответствия учебной задаче. Составление суждений и умозаключений. Суждения ложные и истинные. Искусство ведения спора: аргументы и контраргументы. Умение вести записи и зарисовки входе экскурсии, беседы, рассказа, мини-лекции. Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

Слайд 8

Направления способов работы с информацией. Информационный поиск Предметно аналитическая деятельность Перекодировка информации Хранение информации Книга, текст. Библиографический поиск. Использование ориентировочного аппарата книги. Навыки ориентировки в тексте. Система пометок и закладок. Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Различение главного и второстепенного в тексте, изображении. Выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером. Изменение объема информации в соответствии с учебной задачей. Использование условных сокращений и графики для удобства хранения информации. Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

Слайд 9

Направления способов работы с информацией. Информационный поиск Предметно аналитическая деятельность Перекодировка информации Хранение информации Компьютер. Необходимые пользовательские навыки работы с клавиатурой, мышью, дисками. Информационный поиск в системе Windows, гиперсреде . Способы изъятия информации из компьютера. Оценка качества найденной информации с точки зрения ее соответствия учебной задаче. Различение главного и второстепенного в тексте, изображении. Выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль. Планирование способа вербализации знаний, полученных в ходе работы с текстом книги, компьютером. Навыки работы с гибкими дисками, CD. Использование буфера обмена для изъятия фрагментов информации, ее структурирования. Владение навыками работы с текстовым и графическим редакторами, с таблицами. Рациональные способы хранения информации в письменном виде, в графическом изображении, в компьютере, на дисках. Знание особенностей своей памяти и использование удобных мнемонических приемов для работы с информацией. Рациональная форма расположения найденного объемного материала для будущего информационного поиска и творческого использования информации.

Слайд 10

оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способ её поиска; осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении; анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям; Выпускник начальной школы должен уметь

Слайд 11

наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений; при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий. Выпускник начальной школы должен уметь

Слайд 12

Виды заданий с неполными исходными данными; требующих поиска дополнительных сведений; в которых ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений; в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации; в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации; в которых требуется представить сведения в двух или более видах; в которых ученик должен представить одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...

Метапредметная диагностика по проверке сформированности информационных умений у младших школьников (1 класс, первое полугодие)

Проверочная диагностическая работа нацелена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий.Вид контроля: текущий контрольФорма контроля: комплексный тестСроки: первое полугодиеВоз...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

Формирование информационных умений у младших школьников.

Формирование информационных умений у младших школьников. Работа с текстом...

"Формирование информационных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»".

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Одним из приоритетных направлений ...

«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира с помощью робота – помощника»

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.«не хочет учиться»«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»«...

Формирование гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» УМК Школа России

В данной статье представляется опыт по организации патриотической работы в образовательном процессе....