Формирование информационных умений у младших школьников.
методическая разработка на тему

Абырина Елена Владимировна

Формирование информационных умений у младших школьников.

Работа с текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

г.Чехов Московской области

Выступление на ШМО по теме:

  «Формирование информационных умений  у младших школьников.  

Работа с текстом».

                                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                                      Абырина Е.В.

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                первой категории

2016-2017 учебный год

Формирование информационных умений у младших школьников.

Работа с текстом.

      В современном мире текст мы можем увидеть во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.

   Актуальность данной темы состоит в том, что обучающиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.

      Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.

   Суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное - мало думают сами, что, на наш взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых - заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».

     Текст - это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

      Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.

    Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.

     Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции - всё это позволяет интерпретировать текст.

  Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.

  Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.

    Формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией сейчас, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, уделяется огромное внимание.

Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией:

      I.  Получение, поиск и фиксация информации

     II.  Понимание и преобразование информации

    III.  Применение и представление  информации

    IV.  Оценка  достоверности получаемой информации

    Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации. На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).

     Еще одной особенностью нашей гимназии, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованного справочно–информационного центра.

    Формировать  навык работы с информацией  у младших школьников начинаем с первого класса, уже в период обучения грамоте.

       Пример.

   Буквально с первых уроков, работая над содержанием сказки «Колобок» в азбуке, ребята сталкиваются с непонятным им словом «сусеки». По мере работы над картинками, текстами русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.

Используя разнообразные методы, учителя подводят ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.

Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля.

Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.

Процесс введения словаря в работу  прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь. Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми. В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах, устно, по электронной почте.

По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа.

Пример.

Так на страницах «Русской азбуки» ребята также сталкиваются с фразеологизмами «совать свой нос», «ловить ворон». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.  

Первое знакомство с фразеологическим  словарём выглядит так: я показываю  два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.

На страницах впервые вводится понятие «антонимы» (старый — новый, высокий — низкий, толстый — тонкий). Хотя знакомство со словами-синонимами на страницах «Русской азбуки» не предусматривается, учитель вводит это понятие параллельно с понятием «антонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.

Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.

Работа со словарями продолжается  на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.

По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому  использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.

На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро, которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию.    

Например.

Во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».

 Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов.  Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.

В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.

На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря.

 Например.

Ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.

   Работая  над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями  «этимология слова» и «этимологический словарь».

      Например.

    При знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря  узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.

      Говоря о введении словарей, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях, которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.

    В нашей гимназии  проводятся конференции, которые показывают результаты сформированности информационной культуры младших школьников. На конференциях  учащиеся начальных классов защищают свои проекты, показывая  свою работу с различными источниками информацией. 

   Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий.

        ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Формирование информационной грамотности младшего школьника

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

Формирование информационной компетенции младших школьников

Статья о методах работы по формированию информационной компетенции младших школьников.  Задача современного образования это формирование и развитие различных компетенций, на мой взгляд информацио...

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...