Формирование информационной грамотности младшего школьника
статья по теме

Ольга Ивановна Шмелева

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная тема имеет в ФГОС, практические задания для формирования информационной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические чтения

«Исследовательско - методическая деятельность в работе учителя»

МОУ-СОШ с Звонарёвка Марксовского района Саратовской области

Формирование

информационной грамотности

младшего школьника.

Шмелева Ольга Ивановна

учитель начальных классов

МОУ-СОШ с Раскатово

Марксовского района

Саратовской области

Январь 2012год

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития.

Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».

Л.С. Выготский

Попробуйте выполнить задание

1) Найти и исправить ошибки в загадках:

1. Я вырос на ветке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Ответ: вырос на грядке.)

2. Микробов он сбивает с ног,

Ну а зовут его – морковь.

(Ответ: а зовут его – чеснок.)

2)   Ты прочитал рассказ Б С Житкова «Про обезьянку». Помоги одноклассникам узнать значение слова   ПАЛУБА

Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить значение слова

Орфографический словарь

Толковый словарь

Словарь синонимов

Учебник математики

Физическая карта России

Тема моего выступления Формирование информационной грамотности младшего школьника

Объект исследования :информационная грамотность младшего школьника

Цель исследования:  определить значение развития  информационной грамотности  для выпускника начальной школы 

Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия « информационная грамотность»  ,

- определить значение информационной грамотности  в реализации ФГОСНОО второго поколения;

- подбор методик , игр и заданий, направленных на формирование

информационной грамотности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования определяется возможностью использования полученного знания о процессе формирования информационной грамотности младшего школьника в целостной теории информационной культуры личности.

     Актуальность данной темы заключается в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД:  

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

 перерабатывать  информацию для получения  необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Мы живем в   эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Исследователи-педагоги подчеркивают: резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Отмечается, что расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже на первой ступени обучения система образования должна  в полной мере использовать новые возможности.

 Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Что такое "информационная грамотность» школьника?        

В публикациях , посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений , навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить , оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»

. 

Информационные  компетентности:

-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.   С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Информационная культура  рассматривается,  как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

 Какое отражение данная  проблема получила в соответствующих документах ФГОС?

В рамках реализации «  Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» получил реализацию проект «Разработка инструмента оценки информационной компетентности учащихся», где информационная компетентность трактовалась как способность учащихся и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, её организации, обработки, оценки, а также её создания и передачи.

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:

использование различных способов поиска( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,  передачи информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом , информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.

Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы?

В соответствии  с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:

Работа с источниками информации. (Приложение Е)

Знание о том, какие источники информации существуют.

Умение использовать различные источники информации

Умение использовать компьютерные технологии.

Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации

     2.Обработка и представление результатов

Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.

Умение находить альтернативную и дополнительную информацию

Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргементировать его.

Умение описать и представить результаты своей работы.

                 3.Использование компьютерных технологий.

Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом на компьютере , работать с текстом в различных форматах.

Умение  вводить и оформлять текст на компьютере

Умение работать со средствами Интернета

Предлагаю некоторые задания для определения сформированности информационной грамотности выпускника начальной школы.

 

Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнение требований Стандарта: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией».

              Формирование основ информационной компетентности я рассматриваю как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимо дополняют и взаимообогащают друг друга. Считаю, что первоначально нужно сформировать у учащихся информационную культуру Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Самой приемлемой формой познания мира для младших школьников являются экскурсии.

 После проведения экскурсии обязательно проходит обсуждение, где дети обмениваются впечатлениями, выполняют рисунки, и пишут сочинения.Можно выделить и  несколько видов проектов, работа над которыми требует получения дополнительных сведений:

      игры на эрудицию ( например, викторины)- школьники, которые готовят материалы для таких игр, должны посмотреть большое количество источников  информации по тематике игры;

информационные проекты- создание своей книги или мини-энциклопедии по какой –либо теме требует сбора сведений по этой теме ( 1 класс  на кружке « Юный друг природы» собирает материал для создания мини-энциклопедии «Мои домашние животные», в прошлом году мы с 4 классом собрали материал об использовании картофеля в промышленности,  Приложение  А )

исследовательские проекты- сбор сведений по теме исследования является необходимым компонентом работы над такими проектами.(Приложение Б )

Хочу предложить вам ряд заданий , направленных на формирование

информационной грамотности школьника.

В соответствии с Государственными стандартами общего образования, задания, представленные в тетради для практических работ по литературному чтению активизируют различные виды деятельности, которые способствуют развитию информационной грамотности .

Компьютер и Интернет являются мощными инструментами поиска, обработки и обмена информацией, которые уже используются и в обучении детей младшего школьного возраста. Однако с ростом популярности сети растет уровень интернет-зависимости обучающихся.  Учитель, объединив усилия с родителями ребенка, способен организовать работу по профилактике такой зависимости, при этом его основной задачей будет формирование информационной культуры обучающегося.  

 (Приложение Д  Памятка для родителей обучающихся

"Профилактика компьютерной зависимости у ребенка)

 Вывод:

  Формирование информационной  грамотности – одна из актуальных задач начального образования. От того, насколько сегодня эта задача будет реализована в практику работы школ, зависит успешность социализации учащихся в будущем

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современногобразования. Таким образом, нам- педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

Используемые источники:

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс //Начальная школа. - 2008. - №1.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]. - М., 2008.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.

4. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и  После. -  2010. - № 5.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.

6. http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов)

7. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)

8. http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010

Приложение А

в) В медицине используют картофельный сок , он помогает при лечении ангины , при головных болях. А свежие кусочки молодого картофеля прикладывают к небольшим ранкам , а ещё картофель помогает излечить кашель.

.

Г) А вот что самое интересное, что картофель превращается в:

автопокрышки,

киноплёнку, 

ценные лаки для покраски подводных лодок и самолётов,

искусственный шёлк;

духи;

разнообразные пластмассы.

Приложение Б

ЛЁН.

Из льна  изготавливают самые прочные ткани.

Из масла  делают лучшие сорта красок, добавляют в изготовление мыла , линолеума

ХЛОПОК

Из хлопка тоже делают ткани – ситец, фланель.

Из семян хлопка делают технические масла, используют для изготовления мыла, свечей

ДУБ

Кору дуба используют для выделки кожи.

Берёза

Из коры делают краску для кожи, меха, ткани (чёрную, жёлтую, красную)

СОСНА

Из смолы делают клей

ЛАВР

Выжатое масло добавляют  при изготовлении мыла.

СОЯ

Используют при изготовлении мыла, лака, красок

Приложение В

Направление "Работа с источниками информации" 

Задание "Сколько значений у предмета". Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы, и чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др. Ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные стороны.

Задание "Наблюдение как способ выявления проблемы". Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Вот варианты проблем для детских исследований: "Почему светит солнце?", "Почему играют котята?", "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?". Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.

Направление "Упорядочивание информации"

Игра "Найди общий признак". Можно предложить ребенку сгруппировать предметы, взяв одинаковые по назначению (например, несколько машин, кукол, шаров или мячей). Их можно сначала разложить по предметной соотнесенности: в одну группу – все куклы, в другую – машины, в третью – шары или мячи. Потом перегруппировать по цвету: красные машины, кукла в красном платье и с красным бантом, красный шар. В третий раз – по величине: большие машины, куклы, шары; маленькие машины, куклы, шары. Всякий раз, когда группировка выполнена, нужно сказать, по какому признаку объединялись предметы. Потом можно спросить ребенка: "А как еще можно разместить предметы, чтобы у них что-то было одинаковое?"

Игра "Четвертый лишний". Перед ребенком в произвольном порядке кладут четыре картинки, например, с изображением шкафа, стула, стола и платья. Чтобы правильно определить лишний предмет (платье), он должен выделить мебель как группу и понять, что платье к данной группе не относится, потому что это одежда. Но ребенок может рассуждать и иначе: "Платье надо повесить в шкаф, а для этого надо встать на стул. А стол тут лишний". Поэтому, когда ребенок ошибается, надо терпеливо выяснить, почему он исключил именно эту картинку, а не говорить сразу, что он ошибся. И только после этого объяснить принцип выделения лишнего, основанный на классификации.

Направление "Использование информации для построения умозаключений"

Игра "Умозаключения по аналогии". Учитель может рассказать детям, что некоторые животные, несмотря на свои отличия, очень похожи. Например, у кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика. Туловище рыбы имеет определенную форму, помогающую преодолевать сопротивление воды. Если мы хотим, чтобы создаваемые нами корабли и особенно подводные лодки хорошо плавали, их корпуса должны быть похожи по очертаниям на туловище рыбы.

Детей можно попросить выполнить следующие задания:

сказать, на что похожи: узоры на ковре, облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки;

назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.);

назвать как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Игра "Что здесь изображено?" На листе бумаги (или мелом на классной доске) нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Учитель может предложить детям рассмотреть их и ответить на вопрос: "Что здесь изображено?". Педагогу необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать на доске. При правильной организации игры ответов будет много. Отмечая неожиданные, оригинальные и интересные ответы, следует хвалить детей, это придаст им уверенности, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопится много, нужно подвести итог, задать детям вопрос: "Кто же был прав?". Учителю следует помочь детям прийти к заключению, что каждый ответ можно считать правильным – "правы были все, но каждый по-своему".

«Ключевые слова»

Предлагается составить словарь ключевых слов по тексту. Задание позволяет провести контроль над усвоением основных понятий, выделение главного, существенного в содержании текста. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Ты прочитал рассказ Б С Житкова «Про обезьянку». Помоги одноклассникам узнать значение слова   ПАЛУБА

Задачная формулировка: Найди в таблице лишние источники, которые не помогут тебе уточнить значение слова

Орфографический словарь

Толковый словарь

Словарь синонимов

Учебник математики

Физическая карта Росси

«Продуктивные задания»

Учащимся предлагается создать и представить схему, таблицу, опорный конспект по тексту. Формулировка задания содержит только вопрос – часть задания, требующего от учащегося конкретных действий.

Ученик не только извлекает информацию, но и производит действия по её обработке. Результатом является «продукт» собственной деятельности с первичной информацией.

Проверить, сформировано ли у обучающихся умение выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы, можно с помощью задания – найти и исправить ошибки в загадках:

1. Я вырос на ветке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Ответ: вырос на грядке.)

2. Микробов он сбивает с ног,

Ну а зовут его – морковь.

(Ответ: а зовут его – чеснок.)

3. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Синеют от жары.

(Ответ: краснеют от жары.)

4. Зимой в огороде свежие, зеленые,

а летом  в бочке вкусные, соленые.

(Ответ: лето и зима перепутаны )

Приложение Г

Приемы и навыки работы с информацией на уроках литературного чтения

1. Характер литературного героя. (Понимание передаваемой информации, формирование умения находить необходимую и в то же время достаточную информацию, чтобы быть понятым (умение делать выводы о характере литературного героя)).

- какие они, герои книг?

- на каком рисунке, по-твоему, дан портрет героя сказки?

- можно ли только по портрету судить о характере главного героя?

- как определить характер героя?

- что ты можешь сказать о своем характере?

 2. Учимся понимать стихи.( Умение работать с текстовой информацией в книге, получение информации в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, умение находить средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение), понимание тонкого языка лирики.)

 - каков характер дождика?

- в каких строчках осень показана живым существом?

- как автор относится к осени?

- попробуй рассказать о речке, о солнце как о живом.

 - какое настроение создается стихотворением?

- объясни поведение героя.

- а какая у тебя мама (папа)?

         Напиши и нарисуй.

     3.  Научный или художественный текст? (Поиск информации по заданному параметру (нахождение, выделение, иное оформление: конструирование художественного и строго научного текста), необходимость и достаточность информации, ее точность и соответствие речевой ситуации, умение выбрать источник информации)

 - научные тексты (о Луне, о реке, О Байкале);

- художественные тексты: сказочные миниатюры Ю. Цыферова;

- легенды.

 - в научном тексте подчеркни слова-термины, которые доказывают, что он научный;

- дополни художественный текст (вставь в него такие слова, чтобы он получился еще красивее);

- в какие книги нужно поместить научный и художественный текст (напиши название, оформи обложку);

- подумай, где найти информацию о реках и озерах твоего края?

        4. По дорогам сказок.( Умение осознать, вычленить и сформулировать информационный запрос, постоянный поиск и перекодирование информации из одного вида в другой, умение интерпретировать информацию, передавать партнеру важную для учебной задачи информацию, оценивать текст с разных точек зрения (отличие авторского произведения от народного).

 - подчеркни выражения, которые могут быть в народной сказке;

- сравни авторскую сказку с народной волшебной сказкой;

- в какой книге можно прочитать это произведение?

- какие моменты в тексте напоминают тебе народные сказки?

- какие превращения происходят с героями в других сказках?

- какие желания загадаешь ты, если у тебя окажется волшебный цветок?

- расставь на полки эти книги (есть ли другой вариант распределения книг?)

5. Секреты юмористического рассказа. Ю.Драгунский "Денискины рассказы"Рассказы Г. Скребицкого (Самостоятельное определение дефицита информации, способы и источники её восполнения, умение оценивать информационный "вес" слова в зависимости от его позиции в предложении (чувство юмора, растворенное в авторской прозе и поэзии, является компонентом эстетического наслаждения, создает атмосферу творческой свободы).

 - какие строчки тебе показались наиболее смешными?

- попробуй раскрыть тайны смешного в этом отрывке;

- выпиши из текста, как автор называют попугая в рассказе;

- открой некоторые законы юмора, внимательно прочитав отрывок о Дениске Кораблеве;

- какие произведения, на твой взгляд, могли бы войти в сборник "Юмористические рассказы"?

- прочитай рассказы Н. Носова.

 6  Тема и идея произведения. Ю. Драгунский "Денискины рассказы".К. Паустовский "Кот - Ворюга". (Умение вычленять существенную информацию для решения поставленной проблемы, умение понимать информацию, представленную в неявном виде, различение главного и второстепенного в тексте, выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль (определять тему и идею произведения).

 - прочитай, что обозначают слова "тема", "идея";

 - найди главную мысль текста, для чего он написан -его идею;

- определи тему прочитанного текста: о ком говорится?

- допиши предложения:

тема -это ...

идея -это...

- почему произведение названо "Кот - Ворюга"? Определи тему рассказа.

- какова главная мысль рассказа - его идея?

Приложение Д

Памятка для родителей обучающихся

"Профилактика компьютерной зависимости у ребенка"

1.Поощряйте творческие увлечения ребенка, будь то рисование или занятия музыкой.

2.Приобщайте ребенка к занятиям спортом, ведь у детей, увлеченных спортом, компьютерная зависимость проявляется реже.

3.Не забывайте, для ребенка важен личный пример родителей. Нельзя, чтобы слова расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то и сам не должен играть по три-четыре часа.

4.Если ваша работа связана с компьютером и вы вынуждены проводить за ним много времени, в беседах с ребенком акцентируйте его внимание на том, что компьютер вам необходим для работы.

5.Компьютер может стать вашим помощником в организации совместной творческой деятельности с ребенком. Привлекая ребенка к поиску необходимой информации для подготовки сообщения к уроку или просматривая в Интернете репертуар детских театров, вы будете воспитывать в ребенке культуру работы с компьютером и в Интернете.

6.Соблюдайте режим работы за компьютером. Попытайтесь объяснить ребенку, что компьютер не право, а привилегия, поэтому проведение времени за ним подлежит контролю со стороны родителей. Однако не злоупотребляйте своим "правом на запрет", ведь "запретный плод сладок".

7.Если ребенок все-таки имеет компьютерную зависимость, то не стоит устанавливать резкие запреты или ограничения, ребенок может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной. Обязательно с перерывами.

8.Предложите ребенку другие способы времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми стоит заняться на досуге. Важно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д.).

9.Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

10.Обратите внимание на компьютерные игры, в которые играют дети, т. к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов. Обсуждайте игры с ребенком, выбирайте их вместе. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

11.Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, не стоит откладывать или бояться визита к специалисту, важно вовремя обратиться к психологам в специализированные центры.

Приложение Е

Задания для измерения

 сформированности информационной компетентности

выпускника начальной школы (журнал «ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ» № 5,2010г)

(С.Ю Прохорова- канд пед.наук,доцент кафедры нач образ УльяновскогоИПКПРО

Е А Хасьянова- канд. Пед.наук учит нач классов МОУ «Гимназия» №30 г Ульяновск)

1  задание

Цель: выявить знания учащихся об источниках информации и умение классифицировать  их по группам .

Тема: Как устроен мир. Человек.

Степень обучения: начальная школа, выпускной класс

Задание : данные источники информации распредели по предложенным  группам

Источники информации:

а)разговор с другом,

б) фильмы,

в)советы родителей,

г)рисунки,

д)книги,

е)энциклопедии,

ж) картины,

и)музыка,

к) мультфильмы,

л)рекомендации учителя,

м) пение птиц,

н)доклады,

о )статьи,

п)схемы,

р) фотографии,

с) сигналы машин,

т) шелест листвы

у) чертежи,

.

Группы: текстовая информация_________________________

               графическая информация________________________

                звуковая информация___________________________

               видеоинформация______________________________

Ответ: текстовая информация- д, е, н о,

             графическая информация- г,ж,у,п,р

звуковая информация- а,в,и,м,т,с,л

 видеоинформация-б,к

Оценка в баллах: (каждый правильный ответ-1 балл)18-15- высокий уровень, 14-11-выше среднего, 10-6 средний, низкий-5 и менее балов.

2 задание

Цель: проверить знание компьютерных технологий.

Тема: Семейный бюджет

Степень обучения: начальная школа, выпускной класс

Задание : для подготовки наглядного, демонстрационного сообщения по данной теме ты можешь воспользоваться умением работать на компьютере. Перед тобой название нескольких компьютерных программ. Поставь знак «+» рядом с теми программами, которые тебе понадобяться

Калькулятор   , блокнот   , Word Pad   , Адресная книга   , Paint.

Ответ Калькулятор   , блокнот   , Word Pad   , Адресная книга   , Paint. 

Оценка в баллах:  5баллов(высокий уровень)- выполнено без ошибок, 4 балла(выше среднего)- правильно выделено 3 из 4 возможных вариантов, 3 балла(средний уровень)- правильно выделено 2 варианта из 4 возможных, 2 балла( низкий уровень)- не выделены или неправильно выделены программы.

3 задание

Цель: проверить  умение обобщать, сравнивать данные, выносить суждения по теме и аргументировать их

Тема: Природные зоны. Степь

Степень обучения: начальная школа, выпускной класс

Задание : вставьте в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи так много зверей ведёт подземную жизнь. Устно аргументируйте свой ответ.

Солнце стоит высоко

Стоит жаркая погода, и осадки быстро испаряются.

Подземные части растений развиты

Растения пытаются найти влагу под землёй

Многие звери ведут подземную жизнь

В почве много червей и личинок насекомых

           Ответ    1, 2, 4,  3, 6, 5

Оценка в баллах:

6 баллов(высокий уровень)- выполнено  всё верно.

5-4 балла-(выше среднего)-  не в полном объёме умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные  и выносить суждения.

3 балла(средний уровень)- частично обобщает и сравнивает данные, не вынося собственных суждений,

2 балла(низкий уровень)- не умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять данные и выносить суждений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной грамотности младших школьников

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть зал...

Формирование информационной грамотности младших школьников

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, не...

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при из...

Статья "Овладение информационной грамотностью младшего школьника"

ОВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...