Формирование информационной грамотности младших школьников
статья по информатике на тему

Шмойлова Ирина Сергеевна

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире,   в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть заложены в начальной школе. С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире,   в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной НООП» включены умения работать с информацией.

Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме, т.е. в воспитании информационной культуры .

           Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Что такое "информационная грамотность» школьника?        

В публикациях , посвящённых проблемам образования, подчёркивается, что информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и  включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать и использовать информацию в образовательных целях.

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий»

Информационные  компетентности:

-Навыки деятельности по отношению к информации в учебных  предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

-Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, ) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет)

-Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.   С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Информационная культура  рассматривается,  как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура предполагает  возможность и готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической.

Определяя содержание понятия " информационная   грамотность ", важно понимать, что в формирование  информационной   грамотности  делают вклад все школьные учебные предметы, а также  внеурочная  деятельность.

     Информационная   грамотность  - это:

  • умение определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
  • умение анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов;
  • умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);
  • умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;
  • умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений;
  • умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.;
  • умение наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;
  • умение создавать свои источники информации;
  • умение использовать современные технологии при работе с информацией;

умение работать с информацией индивидуально и в группе.  

Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Учитель  должен стать координатором информационного потока.

Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?

     Формирование  информационной грамотности  реализуется  как через урочную, так и внеурочную деятельность, так как эти виды деятельности взаимно дополняют и взаимообогащают друг друга.

         Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся.

К  ним  можно  отнести  следующее:

  1. Предметные  недели.
  2. Научные  конференции.
  3. Экскурсии.
  4. Участие  в  предметных  олимпиадах, в конкурсах, в том  числе  и  дистанционных
  5. Проектно-исследовательская  деятельность.

     Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных ,  познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности" .

          Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

Таким образом, проектирование - инструмент развития познавательной самостоятельности и социальной активности младших школьников.

Диагностика уровня  сформированности  информационной  грамотности младшего  школьника.

Одной из самых сложных задач в обучении является оценивание его результатов с разработкой критериев эффективности обучения. Оценка формирования информационной компетентности осложняется тем, что объектом оценивания становится универсальная способность человека воспринимать, оценивать и обрабатывать информацию, различную по характеру, содержанию и качеству, и владение технологиями работы с информацией.

При оценивании информационной компетентности требуется рассматривать совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, ценностных ориентиров. Ключевым компонентом при этом являются навыки, поскольку применять усвоенное  придётся в реальной жизни. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы оценить сформированность информационной компетентности школьника, необходимо видеть, как он действует, решая задачи восприятия информации и общения.

Выявление итогового уровня сформированности информационной компетентности возможно разными вариантами: суммируя количество баллов и дифференцируя их по уровням (высокий, средний, низкий) или проводить только тесты базового уровня и аналогичным путем рассматривать уровневую дифференциацию.

В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования были выделены следующие направления диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:

1. Работа с источниками информации:

1.1. Знание о том, какие источники информации существуют;

1.2. Умение использовать различные источники информации;

1.3. Умение использовать компьютерные технологии;

1.4. Умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

2. Обработка и представление результатов:

2.1. Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;

2.2. Умение находить альтернативную и дополнительную информацию;

2.3. Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;

2.4. Умение описать и представить результаты своей работы.

3. Использование компьютерных технологий (при наличии компьютерного кабинета, учителя информатики, ведении курса «Информатика в начальной школе»):

3.1. Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом в различных форматах;

3.2. Умение вводить и оформлять текст на компьютере;

3.3. Умение работать со средствами Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной грамотности младшего школьника

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...

Формирование информационной грамотности младших школьников

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть зал...

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при из...

Статья "Овладение информационной грамотностью младшего школьника"

ОВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...