Статья "Овладение информационной грамотностью младшего школьника"
статья

Юрьева Майя Николаевна

ОВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.74 КБ

Предварительный просмотр:

ОВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Уже в начальной школе учащиеся при подготовке домашнего задания прибегают к поиску информации на сайтах «Интернет». Именно здесь можно быстро найти интересующую информацию с минимальными временными затратами с помощью адресной или поисковой строки. Но не все так просто.

1. Не всякая информация, которую сайт предлагает пользователю на 100% является достоверной и точной. Необходимо объяснять учащимся, что не все что пишут в Интернете – правда. Важно, чтобы учащиеся подкрепляли информацию, найденную на сайтах Интернет,  информацией из других информационных источников. Это не только способствует развитию исследовательских навыков, но и дает возможность учащимся написать интересную работу, работу, в которой интересующий вопрос рассматривается с «разных сторон» (позиций), с использованием разных источников информации.

2. Учитель должен обязательно рассказать о фейковой информации. Так как зачастую она может оказать определенное влияние на эмоциональное состояние учащихся. Обсуждая содержание сайтов, их информационную насыщенность, можно использовать прием «дискуссионные качели». И если учащиеся научатся анализировать и справляться с информационным потоком, «отсекать»  и «фильтровать» ненужную информацию это поможет в дальнейшем уберечься им  от многих неприятностей.

3. Во многих случаях информация, размещенная на сайтах «Интернет» подкрепляется ссылками на источник информации. И задача учителя научить учащихся проверять источник информации. Это поможет им определиться правдивая или сомнительная информация предлагается авторами статьи. Вся научная информация обязательно подкрепляется источником, поэтому если источник не указан, надо задуматься, а стоит ли доверять, стоит ли воспользоваться информацией или поискать на другом сайте. Учащиеся должны понимать, что определенную информацию необходимо искать на специализированных сайтах, в том числе образовательных.    

Работая с ссылками, учитель должен сразу объяснять учащимся, что у информации, взятой с сайтов Интернет при подготовке к уроку, есть автор. И использовать в своих интересах чей-то труд не правильно. Поэтому, при копировании чужого материала необходимо обязательно указывать источник и автора, чтобы не быть уличенным в дальнейшем в антиплагиате.

4. Наполнение многих сайтов не качественное. Можно столкнуться со статьями, носящими бессодержательный характер, статьями, где учащийся не почерпнет для себя ничего «на самом деле полезного». Поэтому для более качественного отбора информации показателен совместный поиск информации. У учителя есть возможность объяснить все правила работы с информацией, размещенной на сайтах Интернет. На примере продемонстрировать, что за красивым оформлением порой размещается бесполезная информация и многое другое.

5. Иногда наполнение сайтов заставляет посетителей проводить гораздо больше времени за счет всевозможных реклам, видео, анонсов и т.д. Поэтому учащихся необходимо знакомить, рассказывать, как устроены просторы Интернет, чтобы они, зайдя на сайт, в предлагаемом информационном многообразии не потерялись на длительное время. Необходимо ограничивать время на поиски информации. Полезным будет и проведение круглого стола «ЗА и ПРОТИВ». Вместе с учащимися можно обсудить  «все мешающее сосредоточиться», привести определенные аргументы.  

6. Грамотность. Порой в представленном текстовом материале встречаются орфографические, пунктуационные, стилистические  ошибки. Если взрослые, читая информацию, акцентируют (обращают) свое внимание на ошибках и с неким возмущением «поругивают» авторов статей, то учащиеся считают, что тексты, представленные в сети Интернет, не могут писать, а тем более размещать безграмотные люди. Поэтому воспринимают написание как образец. Необходимо учащихся научить вчитываться в содержание предлагаемых текстов. Почему бы не поиграть с ними «На поиски ошибок». В отведенное для обсуждения время (достаточно 5-7 минут) предоставлять найденные в текстах ошибки во время подготовки информации к уроку. Это, во-первых, повысит орфографическую зоркость,  улучшит грамотность учащихся, а во-вторых, научит определенным правилам работы в Интернет.

7. Умение работать с поисковой системой не менее важна. Порой на запрос предлагается большой выбор статей, и для того чтобы разобраться что именно необходимо, ребенку 7-10 лет бывает достаточно сложно.  Учитель должен обязательно рекомендовать, куда учащимся стоит обратиться за поиском информации, предоставляя заранее разработанный список сайтов.

8. Информация, размещенная на сайтах Интернет, воспринимается по-другому. Нельзя сравнивать чтение статьи в книге и чтение статьи в Интернете. В бумажном варианте мы читаем все более внимательно, а в Интернете бегло, поэтому иногда многое не дочитываем и используем информацию не по назначению. Чтобы этого не происходило надо разработать памятки для учащихся. Пошагово выполняя рекомендации которых, учащиеся научатся правилам работы в Интернете.

9. Важно, чтобы учащиеся творчески подходили к работе с информационными источниками в сети Интернет. «Будущее принадлежит тем, кто приобретает больше навыков и сочетает их самым креативным образом», - говорил Роберт Грин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной грамотности младшего школьника

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...

Формирование информационной грамотности младших школьников

В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть зал...

Формирование информационной грамотности младших школьников

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, не...

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при из...