Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Лоскутова Надежда Егоровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутова Надежда Егоровна,

 учитель начальных классов

филиала МКОУ «СОШ пгт. Нема»  «НОШ д.Слудка»

Немского района Кировской области                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                 «В жизни, как правило, преуспевает тот,                                                                                            

                                           кто  располагает лучшей информацией»

Бенджамин Дизраэли

«Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка»

      Переход российской школы на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения требует коренных изменений в деятельности преподавателя начальной школы. Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро,  и человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к профессиональной самостоятельности.

     В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

    Одной из приоритетных задач современной школы является: формирование умений  работать с информацией, то есть формирование  информационной грамотности учащихся.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, что необходимо научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал.

"Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

     Актуальность данной темы заключается в том, что своевременная работа по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных  УУД:  

  • извлекать информацию,
  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания,
  •  делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания,
  • добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  • перерабатывать  информацию для получения  необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • уметь перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия).

Мой педагогический опыт опирается  на идеи ученых, педагогов и психологов, занимавшихся проблемами информационной грамотности: В.И. Варченко, В.А. Каймин,  А.Л. Семенов, А.А.Дуванов, В.Ю. Милитарев, Ю.А. Первин, И.М. Яглом

(Виктор Иванович Варченко – доцент кафедры Института современных образовательных технологий)  

  Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Важность и необходимость формирования информационной грамотности обусловили выбор моей методической темы «Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка».

Поставила цель, соответствующую реализации данной методической теме, - создать оптимальные условия  для формирования  информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка.

Данная цель достигается при решении следующих задач:

формировать

 • на этапе принятия учебной задачи – умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулированному запросу;

на этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности;

на этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней);

на этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Новизна моего опыта заключается  

  • в работе с разными источниками информации;  
  • в применении текстовой, звуковой и графической информации на любом этапе урока.
  • любое действие  при работе с информацией сводится в лаконичной и понятной ученикам форме:

найди информацию – пойми (осознай) – измени – сохрани. 

Практическая часть по формированию информационной грамотности на уроках русского языка состоит из заданий

• информационного поиска в разных источниках (словарях, энциклопедиях, справочниках)

• логической обработки информации;

• кодировки;

• хранения.

По текстовой информации учебника:

найти в книге нужную страницу, текст, абзац:

проанализировать (понять) текст с точки зрения конкретной учебной задачи, т.е. провести необходимые логические операции (выделить ключевые слова, ответить на вопрос к тексту и пр.);

перекодировать (изменить) информацию, придав ей удобную форму (передать содержание своими словами, поместить её в схему, таблицу);

сохранить полученные знания (использовать удобные мнемонические приемы или кодированные записи для длительного или кратковременного хранения информации.

Опираясь на приёмы работы по методической теме «Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка», я разработала и провела открытый урок в 3 «а» классе МКОУ «СОШ пгт.Нема»

                                                                                        Технологическая карта урока русского языка

Тема

Именительный падеж имени существительного

Тип урока

Урок  усвоения новых знаний

Цель урока

Создать условия для усвоения новых знаний, для распознавания именительного падежа имени существительного

Задачи

Личностные УУД:

Проявлять интерес к изучаемому предмету.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Принимать  и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль  и взаимоконтроль учебных действий.

Познавательные УУД

Овладевать способностью и умением самостоятельно работать с информацией, применять свёртывание информации, представляя её в наглядном виде (схема); осуществлять поиск информации  в разных источниках. 

Коммуникативные УУД

Умение работать в парах, в группе, уважение к различным точкам зрения.

Предметные УУД

Формировать умения находить имена существительные в именительном падеже, объяснять, каким членом предложения они являются,  писать правильно слово «рябина».

Ресурсы:- основные

дополнительные

Учебник «Русский язык» 3класс,  авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г. – УМК «Школа России»)  

Иллюстративный материал, раздаточный материал (карточки),  орфографический словарь, словарь однокоренных слов, словарь омонимов, электронное приложение к учебнику.

Наглядный материал для рефлексии

Формы урока

фронтальная,  парная, групповая, индивидуальная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Мотивация.

Проверка готовности к уроку.

-Встаньте красиво те, кто любит лето.

- Вспоминая лето, улыбнитесь друг другу…

- Поприветствуйте улыбкой гостей…

- Садитесь.

- Меня зовут Лоскутова Надежда Егоровна, и я буду проводить  у вас урок русского языка.

- За что вы любите лето, вы расскажите друг другу на переменке

но расскажите, как  надо потрудиться, чтобы на летние каникулы пойти с хорошими результатами в учёбе?

- Напоминанием о лете на уроке будет служить радуга, но она появится не сразу вся, а по частям, как только вы хорошо поработаете частичку урока, появится частичка радуги. А вот появится ли она полностью, зависит от вашего старания.

- Открываем тетради, подписываем  число  (слежу за посадкой)

- Пишем строчку букв.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Ответы детей.

Открывают тетради, подписывают  число.

Пишут строчку букв.

Личностные:  проявлять интерес к изучаемому предмету.

Регулятивные:  контролировать действия

Познавательные: формулировать ответ на поставленный учителем вопрос.

Коммуникативные: умение слушать, выражать свои мысли с условиями коммуникации

2.Актуализа ция знаний.

Минутка чистописания.

- На минутке чистописания мы будем писать буквы пэ и эр

прописываю на доске буквы п р,

-Назовите общие элементы.

- Пишем строчку букв.

-Прочитайте слово во второй строке

р.бина

- Какой словарь нам поможет вставить в слово нужную букву?

- Пользуясь орфографическим словарём, вставьте пропущенную букву в слове

(вывешиваю картинку «рябины» на доске)

-  Объясните лексическое значение слова рябина.

 (включаю электронное приложение к учебнику по теме «Склонение имён существительных», словарное слово рябина)

- Прочитайте объяснение из толкового словаря.

- Поработайте в паре:

задания на карточке №1.

- Среди слов встретилось слово рябинник, а на какой вопрос оно отвечает?

- Почему вы так считаете, какое лексическое значение этого слова?

- Оказывается, это слово имеет два значения.

Как называются слова одинаковые по звучанию, но разные по значению?

Работая в паре, найдите лексическое значение этого слова в словаре омонимов.

(Вывешиваю картинку)

-Проверяем задание

Слушают учителя.

Называют общий элемент.

Выполняют работу.

- Во второй строке написано слово рябина.

- Нам поможет орфографический словарь.

Осуществляют поиск информации в орфографическом словаре.

Объясняют лексическое значение слова рябина.

Читают объяснение из толкового словаря.

Работают в паре.

Выписывают из словаря однокоренных слов однокоренные слова к слову рябина.

Ответы детей.

- Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению называются омонимы.

Работают со словарём омонимов

Личностные:  проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Регулятивные: 

осуществлять самоконтроль.

Познавательные: поиск необходимой информации, построение рассуждений; овладевать способностью и умением самостоятельно работать с информацией.

Коммуникативные: умение работать в парах, уважение к различным точкам зрения.

3. Самоопределение к деятельности

-Определите, какой частью речи являются слова рябина, рябинник?

-Что такое существительное?

- Определите падеж у этих же слов.

-Ориентируясь на падеж и на часть речи данных слов, сформулируйте тему урока.

Открываю запись на доске.

- Сформулируем задачи урока:

-Что мы будем учиться определять?  

- С особенностями какого падежа предстоит познакомиться?

- Перечислите все падежи и их падежные вопросы.

Отвечают на вопросы.

Существительное – это..

Формулируют тему урока.

Формулируют задачи урока.

Называют падежи и их падежные вопросы.

Личностные:  проявлять готовность и способность к саморазвитию.

Регулятивные:  принимать  и сохранять учебную задачу

Познавательные: анализировать полученные сведения, делают выводы.

Коммуникативные: умение слушать, выражать свои мысли с условиями коммуникации

Физкультминутка

-Назовём их ещё раз с движениями:

И.п. –  есть (киваем)     кто? что?

Р.п. – нет (мотаем головой)

Д.п. – подошёл (пальчиками одной руки делаем шаги по ладошке другой

В. п. (вижу) – смотрим вдаль из-под руки

Т.п. (доволен) – ласково гладим свой животик

П.п. (думаю)  - подставляем пальчик ко лбу.

Выполняют физкультминутку

Познавательные: Запоминать информацию с помощью игры

4. Работа по теме урока

Пишем под диктовку:

Хрустит за окошком морозный денёк.

-Определите падежи имён существительных.

Прочитайте предложения с карточки №2

- Я вам буду показывать картинку,  а вы зачитывайте подходящее по смыслу предложение к ней.

(Предложения на карточке написаны в другом порядке, чем показанная мною картинка)

Показываю белка, заяц, медведь.

После того, как прозвучало первое предложение, говорю:

-Запишите предложение:

Найдите имена существительные в именительном падеже, подпишите падеж. Подчеркните в предложении главные члены.

После записи трёх предложений

- Понаблюдайте в написанных предложениях и сделайте вывод:

-Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?

-Возвращаемся  к предложению: Хрустит за окошком морозный денёк. Проверяем падеж у слова денёк, ориентируясь на сделанный вывод на уроке.

-Понаблюдайте ещё, а есть ли перед именами существительными в именительном падеже предлоги?

-Сверьте свой ответ, с правилом, прочитав его в учебнике.

Включаю электронное приложение к учебнику

- Прослушайте правило и постарайтесь его запомнить.

- Рассказывая правило по частям, попробуйте составить схему.

Найдите карточку №3

Работаем в группах

1 ученик пишет на доске, остальные в тетради.

Выбирают предложения по заданному алгоритму.

1 ученик пишет на доске, остальные в тетради.

Работают по  заданному алгоритму.

Делают выводы.

Осуществляют контроль.

Отвечают на вопрос.

Читают правило.

Повторяют про себя.

Составляют схему:

     И.п.

п. сущ.

(предлог зачёркивают)

Работают в группе с деформированным текстом.

Ориентируясь на тему урока, находят существительные именительного падежа и называют их особенность.

Личностные:  проявлять интерес к изучаемому предмету.

Регулятивные:  осуществлять контроль  и взаимоконтроль учебных действий

Познавательные: применять свёртывание информации, представляя её в наглядном виде (схема)

Коммуникативные: умение работать в группе, уважение к различным точкам зрения.

5.Итог урока. Рефлексия.

-Возвращаемся к задачам урока.

Чему научились?

-О какой особенности именительного падежа имени существительного вы узнали?

- Оцените свою работу на уроке, поставьте за работу на уроке оценку себе в тетрадь.

- Встаньте, кто оценил свою работу «5»

- Встаньте, кто оценил свою работу «4» Садитесь.

- Те, кому понравился урок, возьмите любой магнитик и прикрепите его на радуге, кому не совсем понравился – под радугой и кому совсем не понравился урок, прикрепите магнитик на другой доске.

Записываем домашнее задание:

стр. 42, упр. 74.

Благодарю учащихся за работу на уроке.

Участвуют в диалоге по подведению итогов урока, оценивают себя.

Личностные:  осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: оценивать  собственную деятельность на уроке.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Самоанализ урока

Тема урока: «Именительный падеж имени существительного».

        Данный урок проходил в 3 классе, в котором обучается 23 человека.

Ребята имеют теоретические знания, владеют терминологией, на уроке активны.

 Данный урок находится в разделе «Имя существительное», в подразделе «Падежи» является третьим уроком, то есть на данный момент дети знакомы с названием падежей, как определить падеж имени существительного они изучали на втором уроке, и третий урок проводила сегодня по теме «Именительный падеж имён существительных». По данной теме «Именительный падеж» - это первый урок, то есть особенности этого падежа – новые знания для учащихся.

Тип урока:

Урок  усвоения новых знаний

Цель урока:

Создать условия для усвоения новых знаний, для распознавания именительного падежа имени существительного

Планируемые результаты:

Предметные :

Формировать умения находить имена существительные в именительном падеже, объяснять, каким членом предложения они являются,  писать правильно слово «рябина».

Личностные:

Проявлять интерес к изучаемому предмету.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Принимать  и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль  и взаимоконтроль учебных действий.

Познавательные:

Овладевать способностью и умением самостоятельно работать с информацией, применять свёртывание информации, представляя её в наглядном виде (схема); осуществлять поиск информации  в разных источниках. 

Коммуникативные:

Умение работать в парах, в группе, уважение к различным точкам зрения.

фронтальная,  парная, групповая, индивидуальная

Ресурсы:-

Учебник «Русский язык» 3класс,  авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г. – УМК «Школа России»)  

Иллюстративный материал, раздаточный материал (карточки),  орфографический словарь, словарь однокоренных слов, словарь омонимов, электронное приложение к учебнику.

Наглядный материал для рефлексии.

Структура урока соответствует типу урока.

На уроке использовались следующие методы обучения: метод стимулирования и мотивации, частично- поисковый, практический, проблемный (когда предлагалась учебная ситуация:  к имени существительному  подходил один вопрос, а   данный вопрос  имеется в двух падежах.  (Сразу поясню: заострять внимание детей на данном материале я не стала, так как этот материал изучается на одном из следующих вопросов, а вот проблемная ситуация у нас возникла.)  

На уроке предлагались разные формы работы. Новые знания не предоставлялись в готовом виде, а учащиеся сами определили особенности именительного падежа.

На данном уроке по формированию информационной грамотности младших школьников использовала разные приёмы:

  • работа со словарями: орфографическим, словарём однокоренных слов, словарём омонимов;
  • информационный поиск  и извлечение необходимой информации;
  • запоминание информации с помощью движений (игра во время физкультминутки);
  • логическая обработка информации;
  • кодировка (свёртывание информации, представляя её в наглядном виде (схема);
  • хранение.

При  свёртывании информации  дети составили схему по полученным новым знаниям. Так как  я вела урок не в своём классе, то, естественно, к свёртыванию информации мне пришлось их подвести.

Активность учащихся была на высоком уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приёмы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Интерес к изучаемому предмету, желание работать активно поддерживались и эмоциональным настроем: после каждого этапа урока открывалась частичка радуги.

 Всё, что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому я считаю, что урок поставлен цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...