Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку на тему

Лоскутова Надежда Егоровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка». Л.С. Выготский

Слайд 3

филиал МКОУ «СОШ пгт . Нема» «НОШ д.Слудка» «Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка » Лоскутова Надежда Егоровна Учитель начальных классов

Слайд 4

ФГОС

Слайд 5

"информационная грамотность» совокупность умений работы с информацией (сведениями).

Слайд 6

Актуальность извлекать информацию, перерабатывать информацию для получения необходимого результата преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь перерабатывать информацию

Слайд 7

Теоретическая основа В.И. Варченко В.А. Каймин А.Л. Семенов А.А.Дуванов В.Ю. Милитарев Ю.А. Первин И.М. Яглом

Слайд 8

Цель создать оптимальные условия для формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Задачи • на этапе принятия учебной задачи-…. • на этапе поиска информации-… ; • на этапе обработки информации-… ; • на этапе хранения информации-… .

Слайд 9

Формирование информационной грамотности на уроках русского языка • информационного поиска в разных источниках • логической обработки информации; • кодировки; • хранения.

Слайд 10

По текстовой информации учебника • найти • проанализировать • перекодировать • сохранить полученные знания

Слайд 11

Способы запоминания информации Запоминание с помощью рифмы Правило про безударную гласную: Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно ставь под ударение.

Слайд 12

Способы запоминания информации Запоминание с помощью движений Изменение существительных по падежам (игра с движениями): Есть (киваем) – кто, что. Нет (мотаем головой) – кого, чего. Подошел (пальчиками одной руки делаем шаги по ладошке другой) – к кому, чему. Вижу (смотрим вдаль из-под руки) кого, что. Доволен (ласково гладим свой животик) кем, чем. Думаю (глубокомысленно приставляем пальчик ко лбу) о ком,о чём.

Слайд 13

Способы запоминания информации Запоминание с помощью ассоциаций а) Цвета радуги с помощью «волшебной фразы»: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». б) Образы орфограмм через графические символы: безударная гласная (плачущее личико); парная согласная (парочка прямоугольников, шагающих парой, взявшись за руки); непроизносимые согласные (цветочек с двумя головками на одной ножке)

Слайд 14

Задания на наблюдение, описание, сравнение объектов Технологическая цепочка обучения приемам описания и сравнения : 1) Описание объекта наблюдения в произвольном порядке 2) Выявление набора качественных характеристик для описания объекта 3) Описание объекта в заданной форме 4) Знакомство с технологией сравнения 5) Отработка приема сравнения в игровой, устной и письменной формах

Слайд 15

Задача-« данетка » (по методике В.В. Дубининой) Цель: научить перечислять все возможные характеристики неживого предмета (размер, цвет, форма, особенности поверхности, материал, назначение, упругость и т.п.). – Что у меня спрятано в руке (коробочке, конверте и пр.)? Например: – Этот предмет маленький? (Да.) – Он твердый? (Да.) – Его можно есть? (Нет.) – Им можно открыть дверь? (Нет.) – Им можно писать? (Да.) – Он длинный? (Нет.) – Он круглый? (Да.) - Он белый? (Да.) – Им пишут на доске? (Да.)

Слайд 16

Описание-загадка Цель: попытаться соединить фразы, характеризующие исследуемый предмет, в монологическое его описание . – Этот предмет небольшой, круглый. Он разноцветный. На ощупь он мягкий, упругий. Он сделан из резины. Он умеет хорошо прыгать. Им играют дети . Контрольные умения : • умение давать максимально подробное описание рассматриваемого предмета; • умение угадывать предмет по его описанию .

Слайд 17

игра « Цветик-семицветик » размер (Р); форма (Ф); цвет (Ц); особенности поверхности (П); материал (М); назначение (Н).

Слайд 18

Сочинения-загадки по заданному алгоритму Цели: развивать умение составлять сочинение-загадку для предметов; учить детей планировать и изменять порядок высказывания об объекте наблюдения. Задание ученику: написать сочинение-загадку по любому из алгоритмов, представленных в виде « цветиков-семицветиков ».

Слайд 19

Сочинения-описания объекта по алгоритму (плану) Цели: развивать умение составлять сочинение-описание для предметов; учить детей планировать и изменять порядок высказывания об объекте наблюдения. Задание ученику: рассмотреть и ощупать руками стол, за которым он сидит, составить и записать описание стола по любому из алгоритмов, представленных в виде « цветиков-семицветиков »

Слайд 20

Технология сравнения Технологическая цепочка: наблюдение – описание – сравнение

Слайд 21

Прием сравнения Игра «Я загадала животное» Описание-загадка Р – размеры Ф – форма тела – Л, К, М, У, Т, Х... (Л – лапы, К – копыта, когти, М – мордочка, У – уши, Т – туловище, Х – хвост ) П – поверхность тела – Ш, П, Ч, К... (Ш – шерсти, П – перьев, Ч – чешуи, К – кожи) Ц – цвет …(шерсти, кожи, перьев) Е – еда, способ питания О – место обитания … … Кто это?

Слайд 22

Составление подробной характеристики • чем питается; • где обычно обитает, строит ли жилье; • как проводит зиму; • что умеет делать, какие издает звуки; • как относится к своим соплеменникам (живет одиночно или группами, стаями, колониями и пр.); • другие характеристики.

Слайд 23

Дистанционные курсы «Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих Федеральные государственные образовательные стандарты»

Слайд 24

Результативность

Слайд 25

Результативность

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"

Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...