Гражданскя позиция младших школьников
методическая разработка по теме

Швырева Юлия Александровна

На сегодняшнее время, считаю очень атуальным тему гражданского воспитания школьников. Данный материал учителю поможет при выступлении на педсоветах, педмарафонах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Современный подход к  формированию активной  гражданской позиции младших школьников.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №68

Швырёва Юлия Александровна

Краснодар 2013

Современный подход к  формированию активной  гражданской позиции младших школьников.

 

Гражданственность – талант не легкий,

                            Давайте делаться умней.

                                    Зачем тащить, как на веревке,

                                    Надменно фыркающих – к ней?

                          Она совсем не понуканье,

                    А добровольная война.

                         Она – большое пониманье

                        И доблесть высшая она.

                                                                   (Евгений Евтушенко)

    Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников. Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

    Считаю, что внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи. Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

      Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Психологи установили

  • что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.  
  •  в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

По мере вырастания, у школьников, как отмечают учёные-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), который требует реализации, и который, как ни обидно это констатировать, чаще всего остаётся невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти своё применение в антиобщественных организациях, поток которых от года к году растёт, и это – тревожные симптомы современности.

Цель и задачи по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников в учебно - воспитательном процессе.

Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность.     Исходя из этого, определяю задачи:

  • Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
  • Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
  • Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
  • Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
  • Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

     Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

     Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, я определила особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составила план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработала тематику классных часов, провела ряд мероприятий.

Для  работы по гражданско-патриотическому воспитанию мною выбраны следующие направления:

Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.

Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:

1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещают музеи города Краснодара и библиотеки, изучают русские народные праздники , возлагают цветы к памятнику погибшим героям танкистам,  ежегодно 9 мая  встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к 23 февраля «А ну-ка мальчики!»(2кл.) и «О рыцарстве, о доблести, о славе» (3кл.)

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.

По этому направлению проводили беседы «Конституция России и права человека» ( 1-4 классы), «Символы России», «Праздники России», участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин России», урок мужества «Войной опалённые строки». Работа по этому направлению ведётся ежегодно.

3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

 

4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах». Ежедневно, перед уроками в нашем классе проходит зарядка, что помогает держать бодрость и силу духа на целый день.

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!» ( 2-3 класс)

 

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края. В 3 классе проходила работа над проектом «Наши пернатые друзья», помощь в организации этого проекта оказали учащиеся 8 класса.

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Особенно, работа по этому направлению ведётся на уроках кубановедения. Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Взгляд на патриотическое воспитание

         Работая классным руководителем с 2001 года в детском коллективе, в каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок  раскрыл свой внутренний мир. Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он  окунается в жизнь, построенную по определенным правилам. Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества.  Но пришла к следующему выводу: что набором воспитательных мероприятий много не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений,  учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

Проблему для себя сформулировала так: роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребенка, формирование гражданско – патриотической культуры личности  через внеклассную деятельность.

Мною была поставлена Цель:

  • Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.
  • Через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребенка, способную к самостоятельной творческой деятельности.
  • Вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека.
  • Учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Учить задумываться о своём месте в жизни.

Для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

  • изучение личности ребенка;
  • изучение и анализ интересов ребенка;
  • взаимодействие с педагогами дополнительного образования, социальным педагогом
  • взаимодействие с семьями учащихся
  • составление программы воспитания детского коллектива;
  • составление дневника классного руководителя;
  • нахождение путей представлений детских творческих достижений.

Воспитательная система, считаю, должна быть построена с опорой на следующие виды деятельности:

  • Познавательную
  • Игровую
  • Спортивную
  • Творческую
  • Коммуникативную
  • Досуговую
  • Общественно-организаторскую

    Мы с ребятами назвали свою программу «Солнечная страна»,т.к. яркие лучики работы детей совместно с классным руководителем создают радостное, творческое настроение, желание трудиться в своём коллективе

Структура организации воспитывающей деятельности в  классном коллективе

Виды занятий, применяемых в ходе реализации воспитательной системы класса

Теоретические занятия: 

  • опросы, анкетирование
  •  беседы, рассказы;
  • индивидуальные встречи с родителями;  
  • беседы с учителями-предметниками;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • обучение основам логики и культуре мышления.

Практические занятия: 

  • игры;
  • ролевые игры;
  • импровизированные сценки;
  • изготовление газеты;
  • моделирование;

Экскурсии:

  • посещение библиотек;
  • посещение музеев;  
  • посещение театров;
  • посещение парка, участие в туристических походах, соревнованиях.

Предполагаемым результатом данной воспитательной системы является:

  • усвоение обучающимися норм социального поведения;
  • снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
  • гуманистическое отношение к миру:
  • повышение мотивации к обучению;
  • формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления
  • выявление и развитие задатков обучающихся в разных сферах деятельности.

   И, в заключении, хотелось бы сказать, все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.