Главные вкладки

    Доклад на тему "Дифференциация в обучении чтению"
    статья на тему

    Минеева Ольга Семёновна

    Наличие индивидуальных различий у учащихся вызывает необходимость внедрения дифферинцированного обучения. Под дифферцированным обучением понимают создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon differintsirovannoe_chtenie.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Доклад на тему:

    «Дифференциация в обучении чтению».

          Наличие индивидуальных различий у учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Под дифференцированным обучением понимают создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика, его индивидуальности.

         Дифференцированное обучение осуществляется во внешней или внутренней форме.

     Для внешней формы характерно комплектование гомогенных (однородных) классов по различным критериям. Наиболее существенным и оправданным является критерий сформированного у учащихся познавательного интереса к тому или иному предмету (7 – 8 классы).

     Внутренняя дифференциация применяется в гетерогенных (неоднородных, или разноуровневых) классах, где обычно учеников можно разделить по трем уровням – высокому, среднему и низкому (по степени обучаемости, умственной выносливости, самостоятельности, творчества, гибкости ума, запоминания, познавательной активности и т.п.)

        Так, например, И. М. Чередов относит к группе с высоким уровнем обучаемости учащихся; которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

        Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочный работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенной системы упражнений, умеют видеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; усваивают знания за более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.

        Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

       Внутренняя дифференциация вполне удовлетворяет требованиям эффективной организации образовательного процесса в начальной школе. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что «…деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

        Таким образом, дифференциация в образовательном процессе напрямую, зависит от желания педагога, трудится с полной отдачей, его методической подготовки и профессионального мастерства в целом.

       Задачей данной статьи -  оказать помощь учителям в активном внедрении дифференциации обучения младших школьников литературному чтению. Для организации подобного обучения педагогу важно владеть информацией о потенциальных возможностях каждого ученика и постоянно отслеживать фактический уровень развития читательских умений. Эти сведения складываются из ежедневных наблюдений за детьми, общения с родителями и специально организованной диагностики. Результаты могут быть зафиксированы в виде следующей таблицы.

                                           

                                                 

                                         Карта ученика.                                

    Фамилия_____________________ Имя ___________________ класс_________________

    Критерии

    Количество учащихся

    по уровням обучаемости, чел.

       Высокий

        Средний

        Низкий

    1.Физиологические особенности:

    1) зрение

    2) слух

    3) дефекты речи

    4) общее состояния здоровья

    5)физическая работоспособность

    всего (чел.)

       %

    2.Интеллектуальные способности:

    1)внимание

    2)память

    3)наблюдательность

    4)анализ

    5)синтез

    6)сравнение

    7)обобщение

    8)выделение существенного

    9)самостоятельность мышления

    10)гибкость мышления

    11)критичность мышления

    12)логичность речи

    13)темп мышления

    Всего (чел.)

    (%)

    3.Навыки учебного труда:

    1)соблюдение режима дня

    2)умение планировать выполнение домашнего задания

    3)самоконтроль

    4)организованность на уроке

    5)темп чтения

    6)грамотность

    7)выразительность

    8)осознанность

    Всего (чел.)

    (%)

    4.Бытовые влияния

    1)материально-бытовые условия

    2)воспитательное влияние в семье

    3)образовательное влияние в семье

    4)влияние социума

    Всего (чел.)

    (%)

    На основе полученного фактического материала учащиеся распределяются на условные группы по описанным выше уровням. (Деление класса условно потому, что, во – первых, оно негласно, а во – вторых, состав класса непостоянен. Как только отмечается улучшение в развитии у ребёнка навыка чтения, он переводится в другую группу – на уровень выше; и наоборот).

       Второй шаг – подбор заданий по уровням к каждому изучаемому тексту.

    Исходя, из особенностей мыслительной деятельности младших школьников определяется уровень продуктивности заданий к тексту.

      Так, для  учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:

    Прочитай текст.

    Подчеркни (отметь) непонятные слова.

    Отметь трудные для чтения слова.

    Прочитай и расставь ударения.

    Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.

    Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

    Прочитай все предложения с восклицательным (вопросительным) знаком, точкой на конце.

    Выполни задания, данные после текста.

    Отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте)

    Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь.

    Прочитай выразительно прямую речь.

    Выдели красивые слова и выражения.

    Выдели однородные слова в тексте.

    Какие синонимы к слову «…» использует автор?

    На карточке написана группа слов. После чтения текста вычеркни те слова на карточке, которые в тексте не употреблялись.

    Из слов, которые представлены на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте, подчеркни их.

    Раздели предложение (предложения) на логические отрезки, состоящие из одного, двух, трёх слов. Прочитай, делай паузы.

    Прочитай выразительно по отрезкам (синтагмам) первый абзац, пятый абзац…

    Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащимися.

     Для  учеников среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера, например:

    Подбери однокоренные слова к заголовку рассказа.

    На карточке напечатана часть тексте, который мы сейчас прочитаем, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

    Распространи предложение (абзац, часть) прилагательными (словами, отвечающими на вопрос «какой».)

    На карточке твоему вниманию предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.

    Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушился.

    Дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и прочти новый текст.

    Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте?

    Замени слово Маша в третьем предложении различными синонимами с учетом эмоциональной окраски текста.

    На отдельных полосках бумаги написаны отдельные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.

    На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

    На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся: какое и где? Сверь по книге.

    Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.

    Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.

      Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например;

    Почему это предложение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т.п.)?

    Какое настроение передает автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

    Прочитай рассказ в лицах.

    Как автор передает свое отношение к герою?

    Прочитай отрывок, который помещен на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?

    Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся одним взглядом увидеть всю строку. Так же – вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз.

    Почему текст так называется? Докажи.

    Какие особенности стиля автора в написании рассказа ты заметил?

    Докажи, что данное произведение – легенда.

    Отметь в тексте кульминацию повествования.

    Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

    Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.

    Подготовь сценарий данного текста.

    Выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так.

       Дифференциация может быть организована и по другому признаку – объему. В основе этой дифференциации лежит степень владения техникой чтения.

      Слабоуспевающим ученикам можно предложить поработать только над первой частью (первым абзацем) текста с целью освоения технических и смысловых характеристик чтения.

      Задание среднего уровня может быть таким:

    Прочитай весь текст, подготовь выразительное чтении понравившегося отрывка.

      Хорошо читающим детям можно предложить прочитать текст выполнить иллюстрацию.

      Примерные дифференцированные задания творческого характера таковы:

    1. 1 уровень

    Реши анаграммы.

        2 уровень

    Прочитай предложение:

     

    Составь такие же «загадочные письма» на карточках для своих товарищей.

        3 уровень

    Составь кроссворд.

    1. 1 уровень

     Подбери рифмы:

    Небеса –

    Иней –

    Снежок –

             2 уровень

    Придумай двустишье по рифме:

    Окно – серебро

    Бело – замело

             3 уровень

    Придумай стихотворение на тему «Зима».

      Приведенные примеры заданий рассчитаны на индивидуальную самостоятельную работу.

      Учитывая различный характер дифференциации и цели этих заданий, педагог в течении урока может обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно. Желательно, чтобы в процессе самостоятельной индивидуальной работы учеников результаты фиксировались на бумаге, кальке, целлофановой пленке и т.п. с тем, чтобы сразу же можно было проконтролировать добросовестность выполнения задания, а после урока – степень овладения тем или иным навыком, то есть качеством выполнения.

    Дифференцированные задания могут выполняться в группах. Принципы комплектования групп различны: группы могут быть и гомогенными  и гетерогенными – все зависит от поставленных задач6 воспитательных, коммуникативных и т.д.

      И, наконец, о домашнем задании. В условии дифференцированного обучения домашнее задание может являться органическим продолжением классной работы и также выполнять адресную функцию. Сформулированное по уровням конкретное домашнее задание ( по командам – например: команда «Зайчики» выполняет…, команда «Ежики» выполняет…, а команда «Колобки» -…),предполагающее знание текста, но выполненное в виде небольшой письменной работы в тетради, на карточке, на кальке, способствует развитию у учащихся самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые влияют также и на формировании гностических (познавательных) качеств, в том числе совершенствование навыка чтения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Трудовое обучение в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

    Данный доклад предназначен для учителей коррекционных школ VIII вида...

    Доклад на тему : «Дифференцированное обучение в начальной школе»

    В докладе расскрывается вопрос  Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Приводятся примеры заданий  разноуровневого обучения....

    Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

    Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

    Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

    Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

    Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100

    Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100».   Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБ...